Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа
Задачи исследования курсовой работы:
- расписать (в широком и узком смысле) понятие контроллинга, определив его сферу действия;
- рассмотреть, изучить и закрепить теоретические и методологические вопросы контроллинга;
- выявить инструменты, используемые контроллингом во внешней среде;
- изучить теорию разработок контроллинга и опыт функционирования системы контроллинга внешней среды;
- заключение с общими выводами по поставленным целям;
- список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА….…………....5
Сущность и предмет контроллинга ………..……………………...5
Задачи и цели контроллинга ………………………………………7
История развития контроллинга….……………………………....12
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА .......…...16
Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
Формирование системы контроллинга внешней среды...............24
Оценка влияния внешних факторов контроллинга на развитие предприятия …..……………………………………………...........26
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АвтоВАЗ».......................................................34
3.1. Финансово-хозяйственной деятельности предприятии……….…34
3.2. Анализ системы контроллинга внешней среды на ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………………..40
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы контроллинга…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безубыточность – представляет собой такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании
управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.
Разность между фактическим безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.
Анализ величины в точке безубыточности используется для:
- определения целевой прибыли;
- для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;
- для устранения контроля ценовой политики;
- для принятия инвестиционных решений;
- для определения критической выручки;
- для определения финансовой устойчивости предприятия.
Третий метод, это метод расчета сумм покрытия – в этом случае метод контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат (см. таблицу 1).
Показатели
Выручка от реализации
- переменные затраты
= сумма покрытия
- постоянные затраты
= прибыль (производственный
результат)
Метод четвёртый – это метод расчета инвестиций:
1)Цели инвестиционных расчетов:
- определение выгодности
отдельных инвестиционных
- выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;
- формирование инвестиционных программ;
2) данные, необходимые для инвестиционных расчетов:
- внутренние ( переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)
- внешние (конъюнктура
рынка, технологический
3) методы инвестиционных расчетов.
Оценка отдельных
Статистические методы (4):
а) метод сравнивания по издержкам;
б) метод сравнивания по прибыли;
в) метод расчета рентабельности;
г) метод расчета амортизации (срока окупаемости).
Динамические методы (их два):
а) метод расчета ценности капитала;
б) метод расчета внутренней рентабельности.
Перейдём к инструментам контроллинга.
Теория принятия решений
служит для описания и формирования
процесса управления, если в качестве
главных направлений
Предприятие можно представить как сверхсложную открытую социально- техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага (товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала предприятия (персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ или денежных средств. Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно прежде всего производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг.
Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков.
Промышленное предприятие
можно рассматривать как
Промышленное
предприятие
Банк
Предприятие сферы
услуг
Государство
Домашнее хозяйство
Торговое
предприятие
Промышленное
предприятие
- материально- вещественные потоки
- денежные потоки
- информационные потоки
Рис. 6 Предприятие как подсистема народного хозяйства
Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.
Главный смысл планирования
состоит в повышении
целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
выявления рисков и снижения их уровня;
разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.
Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.
Контроль включает также комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.
Главный смысл контроля заключается
в создании гарантий выполнения планов
и в общем повышении
Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся прежде всего решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.
Контроллинг
Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности (рис.7).
оперативный
стратегический
Рис. 7 Инструменты контроллинга по областям применения
2.2 Формирование системы контоллинга внешней среды
Контроллинг, являясь концепцией системного управления, в целях обеспечения долгосрочного эффективного функционирования предприятия организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.
Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для создания системы контроллинга в организации:
При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям : организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.
Организация:
плохое представление
об организационной структуре
сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
отсутствие четко определенных
областей и уровней компетенции
и ответственности
перегруженность отдельных подразделений;
Продукция:
устаревшие модели продукции;