Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

В современной капиталистической системе существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкон.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

В развитой рыночной экономике  существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Традиционная система  В экономически слаборазвитых странах  существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики  означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта.

Административно-командная  система (централизованно-плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в   СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами  административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы  имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого  центра — высших эшелонов государственной  власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В странах с административно-командной  системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно  центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

 

4.1 МОДЕЛИ В РАМКАХ СИСТЕМ

 

В современной капиталистической  системе существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

В последние полтора-два  столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика     и смешанная экономика   и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

 

5. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.

В данном случае имеются  в виду следующие отличительные признаки:

во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной  власти внутри страны и независимость  вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью  на своей территории, поэтому оно  выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов

во-вторых, это — монопольное  право на издание законов и  правовых актов, обязательных для всего  населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур

в-третьих, это — монопольное  право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет  сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства

в-четвертых, государство  является регулирующим субъектом

 Роль государства  в рыночной экономике — основная  проблема экономической теории, которая порождена постоянными  изменениями в экономике, требующими  соответствующих модификаций масштабов  и инструментов государственного  регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства  во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления  деятельности.

 

 

Можно выделить следующие функции:

1) правовая

2) воспроизводственно-технологическая

3) защита конкуренции

4) стабилизационная

5) прогностическая

6) регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны.

 Воспроизводственно-технологическая  функция обусловливает нормальный  ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий  для обеспечения производства  необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни.

Функция защиты конкуренции. Она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров.

Стабилизационная функция  представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается  в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы.

 Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.

Регулирующая функция  представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие  цели:

- минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики

- создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка

- обеспечение социальной защиты населения

Для достижения указанных  целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.




Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"