Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «Чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Чистая монополия — это рынок имеющий только одного продавца и множество покупателей. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греческого «моно» – один, «полео» – продаю). Абсолютная или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. На первый взгляд такая ситуация мало реальна и в масштабах страны встречается крайне редко. Однако, если взять, например, маленький городок, то можно увидеть, что ситуация чистой монополии может иметь место.

Содержание

Контрольный теоретический вопрос ........................................................
2
Контрольные тестовые задания .................................................................
11
Задача ...........................................................................................................
13
Список литературы .....................................................................................
15

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика 20.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

- -

План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

2

Контрольные тестовые задания .................................................................

11

Задача ...........................................................................................................

13

Список литературы .....................................................................................

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический  вопрос

Понятие «Чистая  монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Чистая монополия — это рынок имеющий только одного продавца и множество покупателей. 

Противоположностью совершенной  конкуренции является чистая монополия (от греческого «моно» – один, «полео»  – продаю).

Абсолютная или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких  заменителей.

В условиях чистой монополии  отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль  совпадают. На первый взгляд такая ситуация мало реальна и в масштабах страны встречается крайне редко. Однако, если взять, например, маленький городок, то можно увидеть, что ситуация чистой монополии может иметь место. В таком городке существует одна железная дорога, один банк, одна электростанция, единственный аэропорт и т.д. 
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс. Классическим примером является деятельность «Де Бирс», которая давно уже монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Америке и поэтому контролирует от 80% до 85% мирового рынка алмазов.

Основными примерами  компаний, которые в США сохраняли  позиции, приближающиеся к монопольным, являются «Истман Кодак» (почти 90% отечественной  продукции фотоплёнки для любителей). «Доу кемикл» (с 90% производства магния в США в 1970г.), «ИБМ» (чья доля рынка колебалась между 72 82% в начале 1970-х годов) и др. Тем не менее, в использовании термина «чистая монополия» присутствует известная доля условности. Некоторые экономисты пытаются найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (price seeker).

Совершенная конкуренция  и чистая монополия – это теоретические  абстракции, которые выражают две  полярные рыночные ситуации. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

Признаки чистой монополии:

  1. единственный продавец (следовательно, фирма и отрасль – синонимы),

2. не существует близких  заменителей монополизированного  продукта (нет товаров – субститутов),

  1. велики барьеры для вступления в отрасль,
  2. полный контроль над ценой («диктующий цену»).

Остановимся подробнее на существовании  препятствий, затрудняющим доступ новым  фирмам на рынок. Проблема входных барьеров впервые была рассмотрена в работах американского экономиста Джо Бейна. Д.

К основным видам входных  барьеров относятся:

  1. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющего снижать издержки, наращивая объём выпуска продукции. Новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут недостаточно эффективными, т.к. будут иметь высокие издержки. С другой стороны, войти в новую отрасль, будучи крупным производителем, чрезвычайно трудно. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.
  2. Легальные барьеры: патенты и авторские права. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это даёт ей монопольные преимущества.
  3. Государство также создаёт легальные барьеры для вступления – выдача правительственных лицензий на определённый вид деятельности (например, почтовая служба, кабельно телевидение, транспортные услуги).
  4. Существование естественных монополий. В некоторых отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция затруднительна. Увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются так называемые предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи.
  5. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример: власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов.
  6. Нечестная конкуренция. Соперники фирмы могут быть устранены и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных действий. Проведение и анализ различий, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом продукта на рынке, позволяет рассмотреть разнообразие видов монополии.

Изучая спрос на продукцию  монополиста ценообразование, мы полагали, что монополист назначит единую цену для всех покупателей. 

Однако при определенных условиях он может воспользоваться особенностями  своего рыночного положения, поскольку  является единственным продавцом, и  увеличить свои прибыли, назначая разные цены на один и  тот же товар для разных покупателей. Такое поведение монополиста называется ценовой дискриминацией, - это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.

Ценовая дискриминация  имеет три формы:

    1. по доходам покупателя;
    2. по объему потребления;
    3. по категориям товаров.

Изучая чистую конкуренцию, можно отметить ее эффективность, как  производственную, так и в области  распределения ресурсов. О чистой монополии этого сказать нельзя. Монополист сочтет выгодным продавать  меньший объем продукции и  назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель. 

Рис.1

Цена, максимизирующая прибыль  монополиста, больше конкурентной цены, и, значит, общество более высоко оценивает    продукцию монополиста. 

Объем производства, максимизирующий  прибыль монополиста, меньше конкурентного; это означает, что монополистом производится недостаточное количество продукта. Следовательно, распределение ресурсов оказывается – с точки зрения общества – нерациональным. Имеет место недораспределение ресурсов. Монополист считает выгодным ограничить выпуск т.е.использовать меньше ресурсов, чем это оправдано с точки зрения общества.

Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение, самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм (от двух до пяти) контролируют его основную часть, в реализации какого – либо товара доминируют несколько продавцов, а появление новых затруднено. Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием действий доминирующих фирм, для того чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью  олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами.

Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих  объектов, относят к разряженным олигополиям. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на два типа: олигополия первого вида - отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.

Олигополия  второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию.

Такая ситуация наблюдается, например, в компьютерном производстве, производстве электрооборудования, автомобильной промышленности, «Например, автомобильный рынок США включает лишь несколько крупных национальных производителей, таких, как «Дженерал Моторз», «Форд», «Крайслер». Поведение любого из них может существенно влиять на цены». Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам. Экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус разделили олигополии на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой:

1. Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты  сговариваются. Рыночная цена  в условиях тайной олигополии  соответствует ситуации одного  монополиста.

2. Доминирующая  олигополия - одна из фирм-олигополистов  контролирует 60-80% отраслевого рынка.  В этом случае остальные фирмы  ориентируются на цену, установленную  компанией - лидером.

3. Монополистическая  конкуренция. В этом случае  на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, и контроль каждой фирмы над ценами на рынке очень слабый.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно – внегласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олигополии. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях о прибылях можно забыть.

Очевидно, что чем больше количество предприятий, тем меньше контроль над ценами. Но если одна из фирм занимает явно лидирующее положение, степень контроля над ценами резко увеличивается. В таком случае возникает так называемое лидерство в ценах: компания-лидер устанавливает цену, на которую ориентируются все остальные предприятия отрасли. В этом случае конкуренция приобретает неценовой характер.

Но ценовая  конкуренция невыгодна и при  отсутствии компании-лидера. В этом случае уровень цен на продукцию  разных компаний примерно одинаков, и снижение цены одной компанией не приведет к такому повышению спроса, который обеспечил бы увеличение прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные тестовые задания

 

1) Графическая иллюстрация  ситуации, когда рациональный 

потребитель максимизирует полезность, это:

1. Пересечение  кривой безразличия бюджетной  линии.

2. Точка касания  бюджетной линии кривой безразличия.

3. Область за  пределами бюджетной линии и  кривой безразличия.

 

Ответ : 2

 

Рис. 1 ( Кривая безразличия)

 

Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель  максимизирует полезность – это  точка касании бюджетной линии  к кривой безразличия, потому что  для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор и определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия.

 

2) Фирма предполагает  взять банковскую ссуду на  строитель-

ство нового предприятия. Годовая ставка процента составляет

18%. Ожидаемая норма  прибыли определена в 20%. При  про-

чих равных условиях фирма:

1. Не будет строить новое предприятие.

2. Будет строить новое предприятие.

3. Несмотря на убыток, решит строить  предприятие

 

Ответ: 2 , Потому что прибыль выше процентов по ставке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Изобразите кривые спроса и предложения на рынке товара А,

используя следующие  данные:

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"