Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:54, контрольная работа
Объект исследования - предприятие.
Предмет исследования - финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Цель научно-исследовательской работы – рассмотреть теоретические основы и провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для этого необходимо решить ряд задач:
изучить сущность и содержание анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
определить факторы, влияющие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
изучить методику анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
1.3. Методика анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
Финансовое состояние
организации характеризуется
Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются: во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение является наиболее обобщающим показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
При планировании мероприятий
по улучшению финансового
Величина собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) отражает долю средств, принадлежащих организации, в ее текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости.
На финансовом положении
отрицательно сказываются как недостаток,
так и излишек чистого
Следует отметить, что
не всегда недостаток собственных оборотных
средств свидетельствует о
Оборотные активы, непокрытые собственными средствами и денежными средствами, надо финансировать в долг - кредиторской задолженностью. Не хватает кредиторской задолженности - приходится брать краткосрочный кредит. Таким образом, формируются текущие финансовые потребности.
Текущие финансовые потребности - это разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью, или не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни кредиторской задолженностью часть оборотных средств[41, с.86].
Финансовое положение
организации, ее ликвидность и
- минимально необходимую величину авансированного капитала;
- потребность в дополнительных источниках финансирования;
- сумму затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;
- величину уплачиваемых налогов и др.
Различные виды активов организации имеют неодинаковую оборачиваемость. Для оценки эффективности использования оборотных средств применяются коэффициенты оборачиваемости и показатели продолжительности одного оборота.
На величину и скорость
оборота оборотных средств
К внешним факторам относятся[41, с.87]:
- отраслевая принадлежность (торговля, промышленность, строительство);
- сфера деятельности организации;
- масштаб деятельности организации (малый бизнес, средний, крупный);
- влияние инфляционных процессов;
- характер хозяйственных связей с партнерами.
К внутренним факторам относятся[41, с.88]:
- длительность производственного цикла;
- количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;
- система расчетов за товары, работы, услуги;
- темпы роста производства и реализации продукции.
- эффективность стратегии управления активами;
- ценовая политика организации;
- методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.
Таким образом, можно
сказать, что на деятельность предприятия
оказывают влияние большое
Прибыльность понимается как превышение доходов над затратами, а рентабельность - как получение приемлемой отдачи на вложенный капитал, используемый ресурс, привлеченное средство и т.п[12, с.77].
Прибыль - это абсолютный показатель, обладающий поэтому весьма существенным недостатком: показатели прибыли несопоставимы по различным хозяйствующим субъектам[12, с.78]. Прибыль в тысячу рублей одновременно может быть прибылью и крупного завода и мелкой лавки. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в анализе гораздо большую ценность имеют индикаторы, связанные с прибылью и одновременно являющиеся относительными, т.е. потенциально сопоставимыми в пространственно-временном разрезе показателями. Отсюда следует, что основными показателями, характеризующими эффективность финансово-хозяйственной деятельности являются показатели рентабельности и деловой активности.
Рынок предъявляет определенные
требования к субъектам хозяйствования
в плане организации и
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида[12, с. 79]:
- операционную (основную);
- инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения);
- финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.) В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
- рентабельность продукции, работу, услуг;
- рентабельность производственных фондов;
- рентабельность всего имущества (всех активов);
- рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Рентабельность производства слагается из нескольких показателей: рентабельности предприятия, рентабельности отдельных видов продукции и рентабельности реализованной продукции. В свою очередь рентабельность предприятия делится на общую и расчетную.
Общую рентабельность определяют как отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости всех основных фондов и нормируемых оборотных средств.
Показатель общей
Анализ рентабельности включает обязательное исследование рентабельности за ряд лет. Необходимо выяснить какова была рентабельность в предыдущем году, какая рентабельность предусмотрена в следующем за отчетным годом и в перспективном плане предприятия. В заключении анализа общей рентабельности производства наряду с общей оценкой состояния и движения уровня общей рентабельности указываются основные причины ее изменения по сравнению с аналогичным показателем в предшествовавшем периоде, а также намечаются мероприятия по росту рентабельности.
Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида к себестоимости товарного выпуска продукции. Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств[12, с.81].
Источниками информации
для анализа показателей
Рентабельность отдельных видов изделий зависит от: уровня продажных цен; уровня себестоимости продукции.
Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы:
Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо определить[18, с.99]:
1) рентабельность реализации за предыдущий год. Величину прибыли рассчитывают, исходя из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года;
2) рентабельность реализации,
рассчитанную при величине
Изменение себестоимости.
Для этого необходимо определить
рентабельность, исходя из себестоимости
отчетного и предыдущего года,
т.е. берутся объем и структура
реализованной продукции
Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости в ценах отчетного года.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности
выпуска отдельных видов
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
Для выявления количественного влияния факторов цен и себестоимости по каждому изделию необходимо исчислить условный показатель рентабельности при отчетной цене и плановой себестоимости.
Рентабельность как отношение прибыли к стоимости производственных фондов наиболее полно отражает эффективность производства в целом. Однако показатель рентабельности как отношение прибыли к себестоимости продукции не утратил своего значения и в настоящее время.
Уровень рентабельности производства всей товарной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации (или производства) ее к полной себестоимости реализованной (или производства) товарной продукции.
На уровень рентабельности товарного выпуска продукции влияют изменения номенклатуры и сдвиги в структуре ассортимента продукции. При анализе рентабельности продукции необходимо изучать не только прибыльность всей товарной продукции, но и отдельных ее видов. Такой анализ важен для разработки мероприятий, обеспечивающих рентабельность всех видов продукции, а также необходимо при калькулировании и определении уровня цен на отдельные виды продукции.
При разнорентабельных отдельных видов продукции сдвиги в структуре товарной продукции значительно изменяют уровень рентабельности производства на предприятии в целом.
Уровень рентабельности
реализованной продукции
Анализ рентабельности включает обязательное исследование рентабельности за ряд лет. Необходимо выяснить, какова была рентабельность в предыдущем году, какая рентабельность предусмотрена в следующем за отчетным годом и в перспективном плане предприятия. В заключение анализа общей рентабельности производства наряду с общей оценкой состояния и движения уровня общей рентабельности указываются основные причины ее изменения по сравнению с аналогичным показателем в предшествовавшем периоде, а также намечаются мероприятия по росту рентабельности[18, с.102].
Эффективность основной
деятельности предприятия по производству
и реализации продукции, работ, услуг
характеризуется показателем