Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:41, контрольная работа
1. Роль спроса и предложения в рыночной экономике.
2. Сущность денег и их функции.
деньги способствуют реализации денежных доходов в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда (т.е. получив определенную сумму денежных знаков в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, их можно использовать на покупку товаров в соответствии с личными потребностями); деньги обслуживают (опосредуют) движение товаров (это происходит при движении товаров между хозяйственными операциями, при осуществлении сделок купли-продажи на рынке и т.д.; все эти процессы опосредуются наличными деньгами); деньги служат средством косвенного контроля за производством и распределением общественного продукта (Проявляя спрос на товары хорошего качества, покупатель воздействует на торговые организации, в следствие чего, торговые организации воздействуют на производителей этих товаров).
Особенностью данной функции является то, что деньги при обращении товаров должны присутствовать реально (напомню, что при проявлении первой функции товары оцениваются в деньгах идеально до начала их обращения). Из формулы товарного обращения (Т-Д-Т) следует, что деньги играют роль посредника в процессе обмена, и, следовательно, должны реально иметься в наличие. Однако, здесь присутствует такой фактор, как мимолетность их участия в обмене, ведь в итоге товар "превращается" в товар. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги (кредитные и бумажные)
Деньги, выполняющие функцию средства обращения, должны быть приемлемы. Приемлемость денег характеризуется желанием и готовностью населения страны использовать их. Примером неприемлемости денег может служить, например, тот факт, что в 1970 году правительство США, пытаясь снизить издержки эмиссии, начало выпуск банкнот номиналом в два доллара. Американцы не приняли эти купюры. Во-первых, двухдолларовые банкноты было легко спутать с однодолларовым, во-вторых, в то время широко распространилось суеверие, что два доллара одной купюрой - это символ несчастья.
Спустя 9 лет в США (всё с тем же намерением снижения издержек эмиссии) начался выпуск однодолларовой монеты. Правительство страны совершенно логично рассудило, что выпуск монеты со сроком годности в 15 лет гораздо выгоднее, чем выпуск бумажной купюры со сроком годности в 18 месяцев. Однако, американцы не приняли и это "нововведение. Во - первых, люди всегда предпочитают бумажные деньги монетам, во-вторых размер однодолларовой монеты почти совпадал с размером 25-центовой монеты, и люди просто-напросто путали их.
На дальнейшее развитие функции денег как средства обращения могут влиять такие факторы, как увеличение товарооборота, рост или снижение доходов населения, увеличение или снижение количества товаров народного потребления.
3. Средство платежа.
Данная функция раскрывается в том, что:
деньги используются для погашения
денежных обязательств (по оплате труда,
выплате пенсий/стипендий/
Особенности данной функции:
используются как наличные, так и безналичные перечисления денег;
движение денег непосредственно не связано с движением товаров;
деньги должны быть реальные (реальные деньги - это количество денег, выраженное в объеме товаров и услуг, которые на них можно купить);
при купле - продаже товара с рассрочкой платежа (в кредит) деньги имеют специфическую форму движения: Т - О - временной промежуток - О - Д, где О - долговое обязательство, обязательное к погашению через заранее установленный срок.
На дальнейшее развитие функции денег как средства платежа могут влиять такие факторы, как рост государственного бюджета и кредитных вложений, увеличение денежных доходов населения, расширение безналичных расчетов и др.
4. Средство накопления.
Деньги обеспечивают их владельцу возможность получения любого товара, поэтому они являются всеобщим воплощением общественного богатства. В связи с этим у людей возникает вполне естественное стремление к их накоплению и сбережению. При этом акт купле - продажи прерывается, и деньги извлекаются из обращения. Но, стоит отметить, что простое накопление денег не приносит владельцу дополнительного дохода, если только он не пускает их в оборот для получения прибыли.
Данная функция раскрывается в том, что:
деньги способствуют установлению
пропорций между
деньги отражают действительное накопление материальных благ;
деньги способствуют перераспределению части национального дохода;
деньги являются средством контроля за производством и распределением общественного продукта;
Существует 2 формы накопления денежных средств:
кредитная (накопление на счетах банков, в форме государственных ценных бумаг, страховых полисов; любое государство стремится её развить и увеличить, т.к. при ней средства не извлекаются из оборота);
тезаврационная (накопление в налично-денежной форме; любое государство стремится её сократить, т.к. при ней средства извлекаются из оборота, и как следствие: государство не может планировать регуляцию этих средств, потому что не знает, на какую сумму население отказалось от потребления).
Росту сбережений могут способствовать такие объективные причины, как рост денежных доходов населения, изменение структуры потребительского спроса в пользу увеличения потребления дорогостоящих товаров (либо товаров длительного пользования), немотивированные накопления, стремление гарантировать привычный уровень жизни после выхода на пенсию (либо в результате потери трудоспособности), стремление ликвидировать противоречия между уровнем потребления и доходами молодёжи и др.
Существуют такие понятия, как "денежные накопления" и "денежный резерв". Они различаются между собой, во-первых, по длительности хранения (накопления происходят в течение гораздо большего времени), а во-вторых, по назначению (накопление - для осуществления крупных инвестиций; денежный резерв - для осуществления текущих денежных расходов: выплаты зарплаты, оплаты сырья, материалов, топлива и т.д.)
Особенности данной функции:
деньги могут быть как наличными, так и в виде остатков на текущих и расчетных счетах в банках;
деньги должны сохранять стоимость хотя бы на определенный период времени;
деньги должны быть реальными.
К факторам, влияющим на денежное накопление относят социальную структуру общества, демографические факторы и национальные традиции. На дальнейшее развитие функции денег как средства накопления могут влиять такие факторы, как увеличение денежных доходов населения, изменение структуры потребления, укрепление коммерческого расчета и др.
5. Функция мировых денег.
Мировые деньги функционируют как всеобщее платежное и покупательное средство, а также как всеобщая материализация общественного богатства. Появление мировых денег было обусловлено развитием внешнеторговых связей, международных займов и других взаимодействий с внешними партнёрами.
Данная функция раскрывается в том, что: деньги являются международным платежным средством (используются при расчетах на международном уровне);
деньги являются международным покупательным средством (используются при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, - в подобных случаях случае их оплата производится наличными деньгами); деньги являются всеобщим воплощением общественного богатства (используются при предоставлении займа/субсидий другой стране, либо при выплате репараций победившей стране; в этом случае посредством денег происходит перемещение части богатства одного государства в другое).
При золотом стандарте мировыми деньгами выступало золото. Некоторые государства являются инициаторами использования в качестве мировых денег международных валютные соглашений и валютных клирингов. Валютные клиринги - это система расчетов между странами на основе зачёта взаимных требований в соответствии с международными платежными соглашениями.
Итак, все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг; они находятся в тесной и неразрывной связи между собой.
Формы проявления сущности денег
Форма проявления |
Характеристика |
Деньги - это всеобщий эквивалент товаров |
Деньги - это особый товар, через который измеряется стоимость других товаров. Изготовление товаров осуществляется с помощью орудий и предметов труда, следовательно, произведенные товары обладают стоимостью, определяющуюся совокупным объемом стоимости орудий и предметов труда. |
Деньги - это форма всеобщей обмениваемости |
Деньги служат средством всеобщей обмениваемости на недвижимость, произведения искусства, драгоценности и др.; в отличие от бартера, когда возможности обмена ограничены рамками взаимной потребности и соблюдением требования эквивалентности, деньгам присуще свойство обмениваемости на абсолютно любые товары и ценности. |
Деньги - это выражение производственных отношений |
Деньги выражают определенные экономические отношения. Эти отношения могут быть кредитными (предоставление ссуды), финансовыми (начисление налога с оборота), расчетными и т.д. |
Деньги улучшают условия сохранения стоимости |
При сохранении стоимости в товарах
растут издержки хранения и неизбежна
порча продукции, а при сохранении
стоимости в деньгах издержки
уменьшаются и порча |
Деньги имеют своё золотое содержание |
Денежные знаки являются представителями золота, т.е. их количество должно соответствовать количеству необходимого золота. Золотое содержание - это весовое содержание золота в денежной единице государства. Золотое содержание, в отличие от золотого обеспечения не требует реальных золотых запасов. |
Деньги имеют кредитный |
Кредитный характер денег необходимо рассматривать в трех аспектах: 1. Это обязательства государства
предоставить по первому 2. Это деньги, предоставляемые в долг хозяйственным организациям, подлежащие возврату в установленный срок. 3. Это деньги, непрерывно поступающие
в банк от торгующих |
Поиск новых путей в производстве всегда служил основным источником долгосрочного роста экономики. В нашем случае новым является то, что в современной экономике все большая доля продукции носит неосязаемый характер и основывается на эксплуатации идей, а не материальных предметов так сказать, невесомая экономика. В 1900 году лишь одна треть американских рабочих была занята в сфере услуг, а в настоящее время уже две трети см. график 14. Все больше товаров, от мерседесов до спортивной обуви, несут в себе наукоемкие составляющие в конструкции или в обслуживании клиентов. Экономисты испытывают со знанием проблемы, поскольку, на их взгляд, оно противоречит основному экономическому закону дефицита. Если продается материальный предмет, скажем, лопата, продавец перестает быть его собственником. Однако если продается идея, продавец остается ее владельцем и может продавать ее снова и снова. Сколько бы знание ни использовалось, оно не перестает быть полезным.
Рыночная же система, описанная Адамом Смитом двести лет назад, была основана на понятии дефицита и содержала такую структуру ценообразования, по которой производство двух предметов всегда оказывается дороже производства одного такого предмета. Традиционная экономическая теория предполагает, что большинство отраслей в какой-то момент подходит к точке убывающей доходности, поскольку себестоимость единицы продукции начинает расти, и поэтому ни одна отдельная фирма не может захватить весь рынок.
Однако все больше информационных продуктов то есть все то, что может быть преобразовано в последовательность из нулей и единиц, таких как программы, книги, фильмы, финансовые услуги и веб-сайты, демонстрируют растущую доходность. Информация дорога в производстве, но дешева в репродуцировании. Высокие постоянные затраты и пренебрежимо низкие переменные затраты дают этим отраслям широкие возможности использования эффекта масштаба. Разработка нового программного продукта может стоить миллионы долларов, однако производство его дополнительных копий может быть практически бесплатным, особенно если продукт распространяется через Интернет. В идее растущей доходности нет ничего нового. Альфред Маршалл, британский экономист, рассматривал ее еще в 1890 году. Газ, электричество и железные дороги демонстрировали рост доходности задолго до информационной революции. Однако в информационных продуктах рост доходности может проявиться в большей степени из-за структуры их себестоимости. Кроме того, эффект масштаба стал заметно сильнее. Во времена Стандард Ойл в начале XX века, если фирма была вдвое крупнее своих соперников, ее средние издержки на единицу продукции могли быть на 10 ниже. В наши дни, если программистская фирма в два раза крупнее своего конкурента, ее средние издержки на единицу продукции могут оказаться на 50 ниже. Это сильно затрудняет выход на рынок новых действующих лиц. В таких обстоятельствах естественной рыночной структурой становится монополия. Дополнительной сложностью с информационными продуктами является то, что эффект масштаба может проявиться не только со стороны предложения, но и со стороны спроса, за счет сетевых эффектов которые экономисты называют сетевые внешние эффекты. Стоимость многих информационных товаров, таких как аппараты факсимильной связи или программные пакеты, тем выше, чем больше людей ими пользуется.