Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Роль спроса и предложения в рыночной экономике.
2. Сущность денег и их функции.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Потребительская ценность Microsoft Windows состоит именно в повсеместном распространении  этой оболочки. Таким образом, сетевые  внешние эффекты могут стать  серьезными барьерами на пути к рынку. Если все, с кем вы общаетесь, пользуются Microsoft Windows, вам волей-неволей тоже придется вступить в их число. И опять же сетевые внешние эффекты не являются чем-то новым.

Сто лет тому назад Bell System, впоследствии превратившаяся в ATT, воспользовавшись сетевыми внешними эффектами, завоевала  господство на телефонном рынке. Однако Карл Шапиро из Калифорнийского университета в Беркли считает, что сетевой эффект стал более важным по сравнению с традиционным эффектом масштаба. Комбинация эффектов масштаба со стороны спроса и предложения во многих отраслях может оказаться очень мощной. Высокий объем продаж не только сокращает производственные издержки, но также повышает ценность продукта для других пользователей. На таких рынках неизбежно одна фирма получает преимущество. Третий фактор, который может помочь лидеру укрепить свои позиции на рынке, это эффект захвата. Стоит пользователю научиться работать с какой-то компьютерной, скажем, программой, он ни за что не захочет переходить на другую программу ровно потому, что в таком случае ему придется заново учиться работать с ней. Пользователям нравятся единые стандарты, и новичку на рынке придется здорово потрудиться, чтобы убедить их в преимуществах своего продукта. Из этого следует, что антимонопольным органам скучать не придется. Однако многие аналитики отмечают, что старые правила конкуренции в условиях информационной экономики становятся неуместными. В частности, они утверждают, что правительству следует ослабить вожжи в работе с высокотехнологичными компаниями. При быстрых темпах технологического прогресса и яростной конкуренции, говорят они, текущая доля рынка практически ничего не значит ни одна монополия не продержится долгое время. Кроме того, раздел монополии может пойти во вред потребителям. Традиционная монополия наращивает свои прибыли за счет ограничения предложения и взвинчивания цен. Однако на рынке информационных товаров фирма, испытывающая эффект масштаба как со стороны спроса, так и со стороны предложения, должна вести себя по-другому увеличивая производство и снижая цены. Таким образом, возникает риск если антимонопольная политика будет направлена на ограничение доли рынка высокотехнологичных компаний, цены могут вырасти. Возможно, в данном случае следует более терпимо отнестись к монополиям, позволив им в полной мере пожинать плоды эффекта масштаба, помня о том, что быстрый прогресс в отрасли будет заставлять их постоянно находиться в состоянии боевой готовности.

Как только они станут малоэффективными, их быстро вытеснят более зубастые конкуренты. Игра в монополию таким образом, некоторые экономисты утверждают, что, наезжая на Microsoft, министерство юстиции делает ошибку. В своем выступлении в начале этого года Ларри Саммерс, министр финансов США, казалось, склонился к той точке зрения, что естественные монополии могут принести пользу, а не вред потребителям Единственным стимулом для производства чего-либо является стремление к получению временной монополии без этого цена будет сбита до уровня предельных издержек, и не удастся окупить высокие постоянные издержки. Таким образом, постоянное стремление к завоеванию такой монопольной власти становится основной движущей силой новой экономики. Другими словами, информационная экономика требует несовершенного рынка, чтобы фирмы, продвигающие новые технологии, могли окупить свои вложения.

Это следует из идей Джозефа Шумпетера, экономиста начала XX века. Его теория созидательного разрушения предполагала, что монополия может на деле стать стимулятором научно-технического прогресса и роста, поскольку она мотивирует фирму внедрять инновации, если фирма может извлечь для себя максимум выгод, не боясь того, что конкуренты будут ее копировать. Однако все разговоры о необходимости новых правил конкуренции не достигают цели.

Главные принципы политики конкуренции  не утратили своей актуальности. Microsoft, пользуясь своей монополией производителя операционных систем, вытесняла с рынка конкурентов, затрудняя тем самым выход на рынок новых технологий. Ключевой проблемой политики конкуренции в условиях новой экономики является не величина доли рынка, а то, что доминирующие на рынке фирмы злоупотребляют рыночной властью, чтобы не допустить на него новые разработки других фирм. Одно дело утверждать, что Microsoft нарушила закон, куда сложнее ответить на вопрос пойдет ли принудительный раздел фирмы на пользу потребителям. Если сетевой внешний эффект существует, потребителям тем лучше, чем больше сеть. Это одна из причин, по которым правительство отказалось от идеи раздела империи Windows на три новые фирмы. Вместо этого оно планирует разбить Microsoft на две компанию Windows специализирующуюся на операционных системах и компанию, которая будет заниматься исключительно приложениями, в частности, к ней отойдут права на Internet Explorer, Word и т. д. Каждая компания будет вправе конкурировать по всем направлениям своей работы, разрабатывая конкурентоспособные продукты. У второй компании появится мотив разрабатывать офисные пакеты не только под Windows, но и под другие операционные системы, помогая им развиваться. В свою очередь у Windows будет больше стимулов к сотрудничеству с производителями конкурирующих прикладных программ. Другие программистские фирмы станут смелее продвигать свои новые товары, не боясь быть вытесненными с рынка. Это должно подстегнуть технологический прогресс и развитие конкуренции. Пол Ромер, главный сторонник идеи о важности технологического прогресса для развития, твердо убежден в том, что конкуренция в большей степени способствует прогрессу, чем монополия. Ромер не приемлет идеи о том, что ввиду высоких скоростей технологических изменений антимонопольные законы в наше время становятся менее актуальными. Эта идея, говорит он, основана на ложной посылке экзогенности технологических новшеств, то есть на утверждении их внеземного происхождения. Будь это так, быстрые технологические изменения и вправду подрывали бы силу монополии быстрее, а обществу это стоило бы дешевле. Напротив, говорит он, на темпы технологического развития оказывают влияние экономические стимулы. А поскольку новые технологии подрывают монопольное положение существующей технологии, у нее появляется гигантское искушение душить все новшества в зародыше, защищая свое монополистское положение, то есть всячески не поощрять инновации со стороны новых фирм. Если Ромер прав, политика конкуренции приобретает в условиях быстрых технологических изменений не меньшую, а большую важность, поскольку здесь создается больше условий препятствовать инновациям. Поэтому антимонопольным органам нужно быть настороже, но до известных пределов. Вряд ли в условиях новой экономики монополии станут появляться как грибы после дождя. Высокотехнологичные отрасли, в которых проявляются сетевые внешние эффекты, дают лишь 8 ВВП США. Microsoft это, скорее, исключение, чем правило.

Тенденция к монополии на чисто  информационные товары возможна, но в  большинстве секторов экономики  ИТ должны способствовать развитию конкуренции. В принципе Интернет снижает барьеры на пути к рынку, поскольку создать онлайновое предприятие намного дешевле, чем открыть традиционный магазин или офис. К тому же Интернет упрощает потребителям возможность сопоставления цен.

Оба этих фактора способствуют развитию конкуренции. Неважно, что в данный момент лишь малая толика товаров  продается в онлайновом режиме традиционным компаниям становится все труднее  повышать цены. Без самодеятельности Большинство предшествующих технологических революций приводили к увеличению оптимального размера фирм либо за счет снижения производственных издержек и увеличения эффекта масштаба, как это произошло в случае внедрением электричества и пара, либо за счет снижения транспортных издержек, как в случае с железными дорогами, что привело к повышению концентрации производства. Интернет же, напротив, в отраслях, не связанных непосредственно с цифровыми технологиями, как, например, создание программ, в большинстве случаев сокращает эффект масштаба за счет увеличения возможностей поиска внешних источников аутсорсинга и сокращения постоянных издержек.

Более шестидесяти лет тому назад  Рональд Коуз, экономист, лауреат  Нобелевской премии, объяснил вертикальную интеграцию фирм противопоставляя их физическим лицам, покупающим и продающим товары и услуги на каждом этапе производства. Основные причины, говорит он, кроются в неидеальной информации и в необходимости свести к минимуму издержки по совершению сделок. Фирма может производить комплектующие или услуги самостоятельно, а может закупать их на стороне. Возможно, дешевле будет их купить на рынке, но при этом фирме придется потратить время и деньги на поиск необходимого товара и на оформление заказа. В прошлом такие издержки по совершению сделок были высоки, и фирмы предпочитали делать многое из того, что требовалось, самостоятельно, что приводило к их разрастанию. Вертикальная интеграция решила проблему неточной информации.

Однако по мере того как Интернет повышает доступность информации и  снижает издержки по совершению сделок между фирмами и их поставщиками, у фирм появляется соблазн заниматься только тем, в чем они лучше всасо преуспели, а другие товары и услуги закупать на стороне. Это ведет к уменьшению их оптимального размера. Мелкая фирма может теперь использовать бухгалтерскую программу вместо бухгалтера в штате, текстовый процессор вместо машинистки и электронную или голосовую почту вместо барышни на телефоне. Интернет предлагает малым и средним предприятиям многие преимущества крупных широкопрофильных фирм. Он предоставляет им доступ к той же информации, что и большим фирмам, и упрощает процедуру их выхода на международные рынки. Многие крупные фирмы в течение долгих лет для общения со своими крупнейшими поставщиками использовали системы электронного обмена данными. Интернет позволяет сделать это проще и дешевле, предоставляя такую возможность фирмам любого масштаба. Так что ИТ одновременно и вредят, и способствуют конкуренции, но парадокса здесь никакого нет. В отраслях, где большое значение имеют сетевые внешние эффекты, информационные технологии подталкивают фирмы-гиганты к использованию эффекта масштаба, причем как со стороны предложения, так и со стороны спроса. В других же отраслях лидерство должны захватить карлики.


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"