Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 09:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Обоснуйте выделение границ системы, представляющей конкретную предметную область вашего индивидуального задания. Определите цель (цели) функционирования этой системы. Поясните, с какой позиции будет проводиться системное исследование предметной области?
2. Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации (выделения) элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации состава системы и подходы к ее декомпозици.

Вложенные файлы: 1 файл

Sistemny_analiz_69_nov.docx

— 254.21 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие факторы, влияющие на уровень и структуру безработицы:

1. Демографические – сдвиги  в структуре экономически активного  населения. Влияние уровня рождаемости, смертности, половой и возрастной  структуры населения.

2. Экономические – объем  и структура производства, структурные  сдвиги, степень конкуренции и  монополизма, уровень инфляции.

3. Социальные – уровень  и качество жизни, мотивация к  труду, степень развития профсоюзного  движения и социального партнерства, степень вмешательства государства  и социальные процессы.

4. Технологические – темпы  и направления НТП, обусловливающие  экономию рабочей силы.

5. Организационные – уровень  организации труда, производства  и управления, организации работы  биржи труда, службы занятости.

6.Правовые – законы, регулирующие  предпринимательскую деятельность, миграцию населения, условия найма  и увольнения, режима труда и  отдыха.

Принято считать, что в развивающихся странах безработица во многом вызывается неконтролируемыми миграциями населения: например, массовым переселением крестьян в города. В индустриально-развитых странах основной причиной массовой безработицы, как правило, становятся экономические проблемы, которые приводят к закрытию предприятий.

 

6.2. Объясните с использованием ранее построенных моделей эмерджентные свойства и поведение системы.

Эмерджентность  – способность системы порождать присущие только ей свойства и качества, неприменимые для отдельных компонентов системы.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Организованность — сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность — это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

Надежность — свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть — как активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.

Адаптируемость — свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

 

6.3. Обоснуйте корневую причину исследуемой проблемы.

Государство, как основной институт общества, безусловно, должно проводить серьезную политику по борьбе с безработицей. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

–программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

–программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

–программы содействия найму рабочей силы;

–правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице.

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во всех  странах эту функцию выполняют  организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у  работодателей информацию о существующих  вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1) создание условий для  роста спроса на товары. Так  как спрос на рынке труда  – производный и зависит от  ситуации на рынках товаров  и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там  случае, если товарные рынки предъявят  больший спрос и для его  удовлетворения надо будет нанять  дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

-стимулирование роста  экспорта. Это может привести  к росту объемов производства  и, соответственно, занятости на  них;

- поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентоспособности  продукции.

- создание условий для  сокращения предложения труда.

Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

2) Некоторое облегчение  может принести, например, предоставление  возможности досрочного выхода  на пенсию работникам, еще не  достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении  органов управления союзного  уровня работавшим в их штатам  мужчинам позволяли уйти на  пенсию в 57-58 лет, а женщинам –  в 53-54 года. Без этого пожилым служащим  пришлось бы искать работу. А  поскольку шансов на трудоустройство  в этом возрасте у них было  немного. Они увеличили бы армию  безработных. Досрочная пенсия позволила  предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

2) Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого  рода программ состоит в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается  найти работу по найму.

3) Реализация программ  поддержки молодых работников. Тяжелее  всего безработица ударяет по  пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей  производительности труда и ухудшения  здоровья) и самым молодым (их  еще никто не хочет брать  на работу из-за низкой квалификации  и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование  молодежной занятости;

- создание специальных  фирм, предлагающих работу именно  молодежи

- создание центров обучения  молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых  наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

В России в 2009 и 2010 годах действовала антикризисная программа, которая включала и борьбу с безработицей. Одним из пунктов данной программы была организация общественных работ для тех, кто лишился заработка. В основном к таким работам относились уборка улиц, обслуживание общественного транспорта, облагораживание территорий. Наибольшая часть денежных средств, выделенных государством на борьбу с безработицей, были потрачены на пособия для безработных. На наш взгляд, это не совсем правильно, так как люди не спешат на общественные работы, предпочитая получать пособия по безработице. Также имело место создание новых рабочих мест. Было выделено 6.2 млрд. рублей для инвестирования малого и среднего бизнеса. Благодаря этому около 95 тысяч человек нашли работу. Мы считаем, что это мера правительства направлена не только на снижение социальной напряженности, но и на оздоровление экономики. В эту программу входило и кредитование бизнеса. На открытие собственного дела можно было получить 100 тыс. рублей. Однако согласно опросу исследовательской компании HeadHunter лишь 25% бизнесменов получали кредит по этой программе.

Создание новых рабочих мест – это необходимость для государства, чтобы поддерживать безработицу на естественном уровне. Также необходимо создавать биржи труда, или другие подобные виды служб занятости, в особенности при высоком проценте фрикционной безработицы в стране. Следует отметить, что при фрикционной безработице необходимо совершенствовать и информационное обеспечение рынка труда, так как эта форма безработицы связана с добровольной сменой места работы. При высокой структурной безработице необходимо создавать возможность переподготовки и переквалификации безработных, так как структурная безработица вызвана существенными изменениями в отраслевой структуре экономики, также переквалификация рабочих необходима и для сдерживания технологической безработицы. В периоды сезонной безработицы нужно организовывать рабочим дополнительный заработок, как, например, общественные работы. Также следует обеспечивать гарантию устройства на работу молодым специалистам после окончания учебы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Системный анализ важнейшая дисциплина, изучение которой дает основополагающие знания теории систем, методов системного моделирования, методологии решения задач экспертного и конструктивного характера. В контрольной работе рассмотрены аспекты корректной постановки цели, выбора необходимых методов исследования, сбора, интерпретации, анализа и обобщения данных, осуществления формализации проблемы.

В контрольной работе пошагово рассмотрены основные положения теории систем, предоставлена их практическая интерпретация  с ориентировкой на систему снижение уровня безработицы среди населения. Выявлена методология системных исследований, описаны процедуры системного анализа, раскрыта тема моделирования систем и поведения общества и человека. Также освещены основополагающие компоненты управления с системных позиций.

К исследованию системы снижение уровня безработицы среди населения необходимо подходить комплексно. Важна предварительная подготовка, грамотный сбор полной и достоверной информации, определение и формирование дерева целей, согласование системных процедур с каждой целью. Необходимо всестороннее изучение внутренних и внешних воздействий, состава и структуры системы. Необходимо обоснованное планирование для решения проблем, постоянный мониторинг событий, прогнозирование результатов и умелое управление системой.

Систему, цель которой состоит в обеспечении снижения уровня безработицы среди населения, необходимо изучать в целом и по отдельным подсистемам всех уровней, так как от правильности проведения системного исследования зависит глобальный по своему масштабу результат.

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 571 c.

  1. Медоуз Д. Азбука системного мышления. — М.: БИНОМ : Лаборатория знаний, 2010. – 187 с.

  1. О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 399 с.

  1. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. — М.: ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 1999. – 362 с.

  1. http://nsportal.ru/vuz/ekonomicheskie-nauki/library/teoreticheskie-predposylki-innovacionnogo-razvitiya-organizaciy

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"