Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:37, контрольная работа
1. Дайте характеристику признаков рынка чистой монополии.
Проанализируйте способы максимизации прибыли.
Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерно для
местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.
В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX - начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
Международная миграция рабочей силы. Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных экономических отношений в современных условиях. Внутренние рынки рабочей силы одних стран являются внешними источниками пополнения армии наемного труда других государств. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает лишь та часть наемных рабочих, которая вынуждена продавать свою рабочую силу за границей.
Наличие мирового рынка рабочей силы обусловлено международной миграцией трудящихся, т.е. взаимопересекающимся потоком миграции (отъезды из стран) и иммиграции (въезд в страну). Международная миграция рабочей силы — передвижение лиц наемного труда через государственные границы в поисках работы. При выезде из своей страны трудящийся является эмигрантом, а при въезде в другую страну — иммигрантом. Главная причина перемещения наемной рабочей силы заключается в колебании в спросе на нее со стороны различных сфер рыночной экономики в лице частного и государственного секторов. Неравномерность накопления капитала в различных странах вызывает необходимость международного обмена рабочей силой. Этот обмен, как правило, происходит стихийно, волнообразно, отражает реакцию на изменение потребностей капитала. Ряд западных экономистов, стоящих на позициях мальтузианства, называют причиной миграции давление «избыточного населения» на производственные силы. В определенной степени такая трактовка приемлема для ряда развивающихся стран, где рост производительных сил отстает от прироста населения за счет высокой рождаемости. В то же время «избыточное перенаселение» в развитых странах обусловлено выталкиванием рабочих из производства, а миграция — неравномерностью спроса на наемный труд. Поэтому там накопление капитала может создавать источники миграции и определять направление потоков. В целом стихийная переброска избыточной рабочей силы из одного звена мирового хозяйства в другое олицетворяет неравномерность развития рыночной экономики.
Современная миграция характеризуется следующими особенностями: приток рабочей силы направляется преимущественно в капиталоэкспортирующие страны (США, Западная Европа, Япония), т.е. в направлении, обратном вывозу капитала; преобладающей социальной группой миграционных потоков являются низкоквалифицированные рабочие, безземельные крестьяне, служащие; миграция квалифицированных кадров, инженеров, врачей, ученых в развитые страны определяется более низкими доходами на национальных территориях (развивающиеся страны, страны с переходной экономикой). Последняя особенность характерна в основном для стран Большой семерки, которые активно поддерживают так называемую «утечку мозгов» за счет высокой оплаты труда. При этом доминирующую роль играют США, ФРГ, Англия, Япония, Франция. Основными формами миграции рабочей силы являются следующие: текучее переселение (создание промышленных комплексов и интеграционные процессы); миграция в пределах пограничных зон (живет в одной стране, работает в другой), получившая развитие во Франции, Бельгии, ФРГ, Швейцарии, Испании, Голландии, аграрная миграция (миграция сельскохозяйственных рабочих — поставщиками такой рабочей силы являются Италия, Португалия, Греция, Испания, Мексика, страны Африки и Юго-Восточной Азии, а ее потребителями — США, Канада, ФРГ, Франция, Швеция, Англия, Австралия, Аргентина); сезонная миграция, связанная в основном с изменяющимся циклом сельскохозяйственных и строительных работ.
По мере роста мирового хозяйства и рынка усиливается тенденция к миграции населения. Этот процесс создает определенные проблемы для развитых стран, обостряя социальные, расовые и религиозные противоречия.
Международные интеграционные процессы. Одной из форм международных экономических отношений выступают интеграционные процессы, происходящие в рамках мировой экономики. Интеграция представляет собой межгосударственное регулирование национальных экономик; формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, направленными на потребности некоторых экономик; устранение национальных барьеров в отношении движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы; создание единого регионального рынка; обеспечение общего роста производительного труда и уровня жизни в странах объединенной группировки. Наилучшим примером такой интеграции стало Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), образованное на базе Римского договора в 1958 г. 6 странами Западной Европы, затем оно расширилось в 1973 г. до 9 стран, а 1980—1982 гг. — до 12 стран и в 1992 г. — до 15 стран. На базе Маастрихтского соглашения 1 ноября 1993 г. ЕЭС было преобразовано в Европейский союз.
Этот западноевропейский тип интеграции осуществлялся поэтапно от таможенного союза к совместной аграрной, бюджетной и валютной политике, выравниванию налогообложения, унификации в области социального обеспечения и созданию единого внутреннего рынка, предусматривающего с 1993 г. свободу передвижения рабочей силы, услуг, капиталов и товара. Затем было подписано Шенгенское соглашение о безвизовом передвижении населения стран Европейского союза, В 70-е гг. была создана ассоциация между Европейским союзом и странами АКТ (Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов), в которую вошло около 60 государств. Ассоциация получила название Ломейское соглашение (г. Ломе, Того) и охватывающую торговлю, кредит, займы и инвестиции.
В 80-х гг. возникла интеграционная группировка в Азии АСЕАН (Ассоциация свободной торговли Юго-Восточной Азии), куда вошли рад стран Азии, а также США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).
Лидерами этой рыночной группировки стали Япония, США и так называемые «восточные тигры» — Гонконг, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Сингапур, КНР. Основным направлением Ассоциации является либерализация торговли, таможенных пошлин, инвестиций, кредитная взаи-мопомощь, взаимный доступ на рынки ценных бумаг. АСЕАН, организованная позже западноевропейской интеграции, пока отстает от последней в решении ряда важных интеграционных проблем.
Под воздействием конкуренции и несбалансированности торговых и платежных балансов со странами Западной Европы, Японии и ряда государств Юго-Восточной Азии в 1992 г. была создана новая интеграционная группировка Зона свободной торговли Северной Америки, куда вошли США, Канада и Мексика с целью дальнейшей либерализации торговли, перемещения рабочей силы и капиталов. Развитие этой интеграционной схемы пока идет очень медленно в связи со значительным разрывом между экономическим потенциалом США и Канады, с одной стороны, и Мексики — с другой. Помимо этого, острый финансовый кризис 1997 г. в Мексике еще больше замедлил продвижение интеграционных процессов. Предполагается, что по мере развития этой интеграции к ней присоединятся также страны Латинской Америки.
Кроме названных мощных и крупных интеграционных группировок на различных континентах действуют более мелкие, формируемые развивающимися странами. Это прежде всего Андский пакт, куда входят такие страны Латинской Америки, как Чили, Аргентина, Перу, Уругвай, Парагвай, Венесуэла, Колумбия, Эквадор. Данная интеграция действует с начала 70-х гг. и предусматривает либерализацию торговли и инвестиции между указанными странами.
Целью всех интеграционных процессов, осуществляемых между различными странами, является повышение эффективности национальных экономик, рынков капиталов, внешней торговли. Как свидетельствует практика последних лет, процесс интеграции углубляется и расширяется, поскольку она приносит определенные выгоды и отдельным государствам, и их населению.
Развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. Важной формой современных международных экономических отношений является деятельность трансна-циональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. В конце 60-х—начале 70-х гг. наиболее четко обозначилась деятельность транснациональных корпораций, которые стали активно создавать производственную, сбытовую, дилерскую и финансовую сеть на национальных рынках других стран. В результате они оказали существенное эволюционное воздействие на формирование международных экономических отношений путем влияния на внешнюю и мировую торговлю, инвестиционный процесс, рынки капиталов, валютные операции, миграцию рабочей силы, передачу новейших технологий.
В свою очередь масштабы операций транснациональных компаний потребовали кредитно-инвестиционного обслуживания, которое взяли на себя транснациональные коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые, инвестиционные компании и частные пенсионные фонды. Именно эти институты начиная с 60-х гг. занимаются предоставлением банковских кредитов, размещением и покупкой крупных облигационных займов (еврооблигаций) и евроакций на рынке евровалют, что позволяет удовлетворять потребности в ссудном капитале транснациональных корпораций и обеспечивать их финансирование. За счет такой связи осуществляется глобализация современных международных экономических отношений. В то же время не всегда деятельность корпораций и банков достаточно эффективна. В ряде случаев эти учреждения занимаются валютными спекуляциями, осуществляют переброску краткосрочных капиталов («горячих денег») из одних стран в другие, получают дополнительную прибыль за счет высоких процентных ставок, проводят спекулятивные операции с ценными бумагами, особенно с дериватами, что подрывает стабильность и рынка капиталов, и валютных рынков. Примером таких действий могут служить валютно-финансовые потрясения в 1992, 1995, 1997, 1998 гг.
Межгосударственное регулирование международных экономических отношений. Это регулирование, представляя собой форму международных экономических отношений, позволяет под-держивать их длительное время на уровне относительной стабильности.
Межгосударственное регулирование, как правило, сводится к выработке общей политики между группой стран в области различных сфер международных экономических отношений: торговли, миграции капиталов и рабочей силы, валютной политики, таможенных тарифов, инвестиций. Данное регулирование осуществляется посредством проведения совещаний министров финансов, торговли, экономики, глав правительств и государств. Такое координационное регулирование проводится либо в рамках интеграционных группировок, либо вне их. Начиная с 70-х гг. регулирование международных экономических отношений осуществляется на уровне стран Большой семерки — ведущих промышленно развитых стран Запада (США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Канады и Италии). Ими обычно принимаются глобальные решения в области мировой торговли, валютно-денежной политики, инвестиций, миграции капиталов. В настоящее время эти решения являются определяющими для многих других стран и международных кредитно-финансовых институтов.
Деятельность международных финансово-кредитных институтов. Их деятельность в послевоенные годы также стала важной формой международных экономических отношений. Это прежде всего относится к МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональным учреждениям такого типа.
Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем. Большая часть денежных ресурсов, реализуемых данными институтами, идет на оказание помощи развивающимся странам и в меньшей степени — развитым странам (в основном малым, а с начала 90-х гг. — странам Восточной и Центральной Европы, СНГ, с так называемой переходной экономикой.
В 80-90-х гг. роль таких институтов, как МВФ, МБРР, ЕБРР, резко возросла в системе международных экономических отношений с точки зрения предоставления займов на развитие национальных экономик. При этом МВФ и МБРР определяют основные параметры в отношении развития экономики (объем денежной массы, размер дефицита бюджета, уровень инфляции, процентные ставки, реструктуризация отдельных отраслей национальных экономик).
В связи с растущей задолженностью по кредитам и займам МВФ и МБРР осуществляют также мероприятия по реструктуризации долгов ряда стран. Особую роль спасателей эти учреждения стали играть в 1997—1998 гг. в связи с мировым финансовым кризисом. В частности, Мексике было выделено 50 млрд долл., странам Юго-Восточной Азии — 47 млрд. долл. на стабилизацию финансово-экономического положения. Предполагается также оказание помощи Бразилии в размере 40—50 млрд долл. в связи с финансовым кризисом и девальвацией денежной единицы — реала в январе 1999 г. Таким образом, международные кредитно-финансовые институты принимают активное участие в формировании валютно-финансовой сферы современных международно-экономических отношений.
Научно-техническое и производственное сотрудничество. В послевоенные годы широкое развитие в рамках мирового хозяйства получает научно-техническое сотрудничество. Это обусловлено прежде всего воздействием достижений научно-технической революции на международные экономические отношения. Быстрое развитие производительных сил и производительности труда позволяет преодолеть сложившиеся различия в условиях экономического роста отдельных стран.
Научно-техническое и производственное сотрудничество может осуществляться либо путем лицензионных и патентных отношений, что было характерно в основном для капиталистических стран (проводилось большей частью через частный корпоративный сектор), либо путем соглашений о научно-техническом сотрудничестве между государствами, как практиковалось между социалистическими странами в 60—80-х гг., а также между ними и некоторыми развивающимися странами.
Важное место в реализации научно-технического сотрудничества занимают интеграционные группировки типа Европейского союза или АСЕАН. Аналогичное сотрудничество и кооперация осуществлялись в рамках СЭВ между социалистическими странами до роспуска этой организации. Кроме того, научно-техническое сотрудничество может осуществляться по реализации отдельных целевых программ, в которых заинтересована группа. государств. Так, в Западных странах, особенно среди членов НАТО, научно-техническое сотрудничество проводится в области производства вооружений, в основном в авиации и ракетостроении, а также в атомной энергетике. Например, многоцелевой истребитель «Торнадо» — результат научно-технического и производственного сотрудничества Англии, Франции, Италии. Новый европейский истребитель XXI в. также разрабатывается рядом стран Европы, в частности Англией, Францией, ФРГ, Испанией.
Такое же научно-техническое сотрудничество по ряду целевых проектов осуществляют между собой и крупные частные корпорации. Разработку и выпуск гражданского самолета типа «Эйробус», например, длительное время ведут французские и английские авиационные корпорации. Сотрудничество обусловлено также экономией финансовых ресурсов корпораций поскольку одной корпорации трудно осуществить подобный проект. В начале 90-х гг. Россия и США в области освоения космоса, наряду с совместными полетами на орбитальной станции, начали осуществлять конкретное научно-техническое сотрудничество в разработке отдельных компонентов космической техники.
Научно-техническое сотрудничество, которое проявляется в самых различных формах, способствует индустриализации и повышению технологического потенциала ряда стран, и особенно некоторых развивающихся. Россия в этом отношении длительное время сотрудничает с Индией, что позволило последней повысить свой научно-технический потенциал в области металлургии, машиностроения, энергетики, производства военной авиации. В последнее время Россия оказывает научно-техническую и производственную помощь в строительстве атомной электростанции в Иране. Аналогичная помощь была оказана много лет назад Финляндии.