Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

1.Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики.
2. Государственный бюджет, его дефицит.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

В условиях господства монополий такое средство конкурентной борьбы, как понижение цен, становится ещё более действен 
ным. Располагая крупными резервными капиталами для покрытия временных убытков, монополии с целью устранения конкурента могут устанавливать временно цены не только ниже рыночной стоимости, но и ниже издержек производства. Разорив более слабых конкурентов, монополии устанавливают затем на свою продукцию высокие цены. Хрестоматийным, например, стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге до первой мировой войны. В погоне за пассажирами одна из конкурирующих компаний каждому пассажиру, купившему билет, выдавала белую булку. Однако затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.  
В условиях ценовых методов конкуренции на величину спроса в процессе реализации товаров соперники влияют путём изменения на них цен. В этом случае происходит движение по кривой спроса, т. е. увеличение или уменьшение величины спроса завиейт от уменьшения или увеличения цены на товары и услуги.  
Кроме ценовых методов существуют и неценовые методы конкурентной борьбы. К ним можно отнести следующие методы:

  1. Дифференциация качества товара при одной и той же цене, или при незначительном её колебании. Применение оттенков качества позволяет успешно реализовывать однотипную продукцию. Так, в США выпускается около 10 тысяч сортов муки, около 4 тысяч видов консервированной кукурузы и т. д.

  1. Продажа товаров в кредит (в рассрочку платежа). Здесь имеет место совершенствование не качества товара, а условий его продажи.

  1. Совершенствование послепродажного обслуживания товара, т. е. продление сроков гарантийного обслуживания своей продукции, оказание услуг на дому и т.д.

  1. Техническое превосходство товара, его качество и надёжность. В этом случае цена может быть и выше аналогов, но качество опережает цену.

  1. Реклама своей продукции с использованием самых различных для этих целей средств, экономический шпионаж и т. д.

 
В условиях неценовой конкуренции происходит перемещение (сдвиг) кривой спроса на товары и услуги вправо (если спрос увеличивается) или влево (если спрос падает). Увеличение прибыли в этом случае может происходить за счёт таких 
факторов как: а) возрастание цен при постоянной доле рынка; б) увеличение доли рынка при постоянной цене; в) увеличение как цен, так и доли рынка (что происходит реже).  
Если внутриотраслевая конкуренция есть конкуренция между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной (избыточной) прибыли, то межотраслевая конкуренция — это борьба между капиталистами различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли на свой капитал. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одних отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в другие отрасли, где норма прибыли более высокая.  
В каждой стране в определенный период времени отдельные отрасли и сферы народного хозяйства отличают друг от друга неодинаковыми условиями приложения капитала. Это обусловлено прежде всего различиями в органическом строении капиталов (соотношением постоянного и переменного капитала, т.е. овеществленного и живого труда), неодинаковой скоростью оборота капитала, соотношением спроса и предложения и связанных с этим колебаний рыночных цен и т.п. В этой связи капиталы устремляются в более прибыльные сферы. Это приводит к тому, что в отраслях с высокой нормой прибыли большой прилив капиталов, ищущих более выгодного применения, усиливает внутриотраслевую конкуренцию, производство расширяется в этих отраслях, а следовательно, увеличивается и предложение товаров. 

Следствием этого является превышение предложения товаров над платежеспособным спросом на них. На этой основе цены на рынке начинают отклоняться от реальной стоимости товаров в сторону понижения. В результате происходит снижение общей выручки и нормы прибыли.  
В то же время в результате утечки капиталов из низкоприбыльных отраслей происходит сокращение производства в этих отраслях, а спрос на производимые в этих отраслях товары начинает превышать их предложение. В результате этого рыночная цена на них возрастает выше стоимости, выручка будет расти, а вместе с ней и норма прибыли, которая начинает подниматься до среднего уровня.  
В таких условиях становится выгодным вкладывать капи-  
 
талы и в те отрасли, где раньше прибыль была более низкой, так как в отраслях с высокой нормой прибыли она понизилась, а в бывших низкоприбыльных отраслях, напротив, повысилась.  
Постоянный перелив капиталов из одной отрасли в другую в условиях свободной конкуренции ведет к выравниванию отраслевых норм прибыли и образованию средней нормы прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамическое равновесие, которое обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен.  
Таким образом, через механизм межотраслевой конкуренции закон стоимости стихийно регулирует распределение капиталов, средств производства и рабочей силы между различными отраслями рыночного хозяйства, а также стимулирует развитие научно-технического прогресса.  
В экономической науке выделяется также понятие “недобросовестная конкуренция”. Под ней понимается деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на получение коммерческой выгоды нечестным путём. Сюда можно отнести: а) обман потребителей и хозяйственных партнёров о качестве и достоинствах товара, которыми в действительности он не обладает; б) распространение ложной информации о своих конкурентах, наносящей ущерб их деловой репутации; в) использование чужого товарного знака и фирменного наименования без разрешения лица, на имя которого они зарегистрированы; г) экономический ипромышленный шпионаж; д) махинации с деловой отчётностью (неуплата налогов фирмой ставит её в более выгодное положение по отношению к другим фирмам, исправно платящим налоги); е) коррупция (подкуп), переманивание специалистов и т. д.  
Современные нормы международного права запрещают такую конкуренцию и предусматривают ряд штрафных санкций к фирмам, которые её используют (в ФРГ, например, - тюремное заключение до одного года). Тем не менее, недобросовестная конкуренция в настоящее время вовсе не редкое явление. Здесь для противоборствующих сторон все методы хороши, до вплоть физического уничтожения своего соперника.  
 

2.Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовыхсмет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в госЦентральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосуд арственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. 
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения. 
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве. 
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (БК РФ, ст.6). Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.). 
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (БК РФ, ст. 6). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде сл .:ударственную казну.       

2.1Понятие профицита и дефицита бюджета 

Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.

Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит – расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным [8, c. 166]. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак [25, c. 166].

Эквивалентом понятия «дефицит/профицит» является общее сальдо (общее бюджетное сальдо).

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.

В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться различные подходы.

Определение дефицита с учетом сумм начисленных, но неоплаченных обязательств. Поступления и платежи органов государственного и муниципального управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств. Соответственно при составлении бюджетов всех уровней не учитывается их задолженность по начисленным, но неоплаченным обязательствам. Такими обязательствами могут быть неоплаченные государственные заказы, закупки, задолженность государственным служащим по зарплате, задолженность в пенсионный фонд. Также не включаются в дефицит бюджета не выплаченные вовремя дотации и субсидии, например угольной промышленности и др. Неоплаченные обязательства не принимают официально форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Часто они по существу равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этих случаях необходимо производить альтернативный расчет дефицита бюджетов государственных и муниципальных финансов с добавлением к дефициту, определенному в соответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных обязательств [25, c. 177].

Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос означает рост предстоящего спроса на денежные средства и ведет к росту текущей задолженности. Возникает необходимость диализа данных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для которых не оформлены платежные поручения по расходованию и формированию ресурсов для выплат в следующем году.

Определение дефицита в целях оценки воздействия операций сектора государственного управления на состояние финансовых активов и обязательств других секторов экономики. Этот подход соответствует концепции Системы национальных счетов, в которой предусмотрено определение показателя чистого заимствования, включающего как финансирование дефицита, так и чистое кредитование, в основе которого лежит правило симметричного отражения финансовых операций. В этих целях к финансированию дефицита бюджета добавляется чистое кредитование, включая продажу акций. Операции кредитования могут рассматриваться по аналогии с операциями финансирования и, следовательно, не объединяться с расходами. Это позволяет проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности и Получения прибыли и определения общего влияния сектора государственного управления на состояние финансовых активов и пассивов остальных секторов экономики. В случае объединения категории «кредитование минус погашение» с категорией финансирования появляется возможность определения чистой финансовой позиции сектора государственного управления или, иначе говоря, соотношения его активов и обязательств (разность финансовых активов и обязательств) [217, c. 55].

Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов

В западных экономических теориях проблемы бюджетного дефицита (профицита) рассматриваются преимущественно в аспекте задач экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской правительственной бюджетной политике они увязываются только с подавлением инфляции и уплатой внешнего долга.

Различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Первая имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"