Контрольная работа по «Экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Основным показателем социально-экономической эффективности предприятия является доход. Он представляет собой денежный эквивалент всей произведенной продукции. Но доход – это вся сумма, полученная при реализации товара, часть которой должна покрыть общие издержки предприятия. Денежные средства, оставшиеся в результате оплаты расходов компании, называются прибылью. Этот показатель в общем виде можно представить так: прибыль – это средства предприятия, полученные после вычета суммарных издержек из выручки.
Исходя из этого, можно сказать, что прибыль является первостепенной целью деятельности фирмы, поскольку она позволяет создавать денежные накопления и использовать их для дальнейшего роста и развития предприятия.

Содержание

1. Экономическая и бухгалтерская прибыль 3
2. Естественные монополии и необходимость их государственного регулирования 6
3. Практическое задание 16
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

mikroek.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая и бухгалтерская прибыль

Основным показателем социально-экономической эффективности предприятия является доход. Он представляет собой денежный эквивалент всей произведенной продукции. Но доход – это вся сумма, полученная при реализации товара, часть которой должна покрыть общие издержки предприятия. Денежные средства, оставшиеся в результате оплаты расходов компании, называются прибылью. Этот показатель в общем виде можно представить так: прибыль – это средства предприятия, полученные после вычета суммарных издержек из выручки.

Исходя из этого, можно сказать, что прибыль является первостепенной целью деятельности фирмы, поскольку она позволяет создавать денежные накопления и использовать их для дальнейшего роста и развития предприятия.

Однако если бухгалтер считает, что фирма интенсивно развивается и постоянно получает прибыль, это ещё не значит, что величина прибыли обязательно будет положительной. Она может быть и отрицательной. В таком случае становится очевидным, что управление фирмой ведется неэффективно, а капитал используется нерационально. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо знать, как и из чего формируется прибыль, и какие факторы эффективного ведения бизнеса она может характеризовать [2, c. 25].

 

Главные функции прибыли

В качестве экономического критерия прибыль в первую очередь характеризует конечный результат предпринимательской деятельности предприятия, выраженный в денежном эквиваленте. С помощью прибыли можно определить такие данные как: эффективность производства, производительность труда, качество выпускаемой продукции и факторы, увеличивающие себестоимость продукции.

Также прибыль является основным финансовым показателем, участвующим в оценке хозяйственной деятельности фирмы. Кроме этого, прибыль позволяет осуществлять финансирование научно-технических проектов на предприятии, модернизировать производство, расширять его.

Обычно прибыль определяют вычитанием валовых издержек из валового дохода компании. Прибыль бухгалтерская и экономическая являются основными формами прибыли. Но в чем их разница и почему конечные результаты по разным видам прибыли отличаются не только величиной, но и полярность [2, c. 28].

 

Бухгалтерская прибыль

С позиции бухгалтера издержки состоят из тех денежных ресурсов, которые были вложены фирмой для закупки и оплаты различных факторов производства: машин, оборудования, сырья, материалов, заработной платы рабочих и администрации, и прочие. Все бухгалтерские издержки являются явными и отражают конечную сумму денежных средств, которую фирма потратила на рынке для закупки основных средств и материалов. Говоря другим языком, бухгалтерские издержки – это все денежные затраты фирмы.

Таким образом, бухгалтерская прибыль вычисляется как разность между валовой выручкой и всеми явными издержками. Но с точки зрения экономики, издержки предприятия не могут не включать в себя те факторы производства, которые фирма имеет в собственности, или которыми она жертвует ради альтернативных возможностей. Ведь известно, что любой предприниматель всегда, с точки зрения выгоды для фирмы, выбирает один из нескольких вариантов, будь то выбор офиса, закупка сырья и материалов у поставщика или выбор оборудования для основного производства [5, c. 89].

 

Экономическая прибыль

Используя ресурсы фирмы, такие как личный капитал, земля в собственности, личные предпринимательские способности, бизнесмен не будет нести явных издержек, поскольку они не будут отражены в виде платежей. Однако потеря этих платежей не говорит о том, что фирма не несет издержек. Ведь владелец бизнеса чаще всего не только организует сам процесс производства, но и соединяет в себе способности менеджера, инженера, юриста, начальника производства и прочие функции. Помимо всего прочего, он является собственником капитала, который ему принадлежит. Доход на капитал он может получать в виде процентной ставки.

Так, с точки зрения бухгалтера, эти доходы представляют собой прибыль, тогда как экономист, несомненно, отнесет их к издержкам. В то же время полные издержки фирмы отражает бухгалтерская экономическая и нормальная прибыль. Нормальная, т.е. нулевая прибыль получается, когда валовая выручка равна валовым издержкам. При этом нормальная прибыль показывает тот минимальный доход предпринимателя, который нужен для привлечения и удержания капитала.

Таким образом, можно сказать, что  явные издержки являются бухгалтерскими, поскольку совпадают с затратами, отраженными в бухгалтерском учете, а экономическая прибыль это бухгалтерская прибыль, уменьшенная на величину неявных издержек. Однако именно экономическая прибыль является критерием успешности предприятия. Ведь получается, что экономическая прибыль – это разница между издержками, которые фирма несет на данный момент, и издержками, которые были бы, если бы фирма вела несколько другую деятельность и по-другому распределяла имеющиеся ресурсы.

Конечно, в анализе издержек фирмы экономическая и бухгалтерская прибыль имеют обоюдное значение, но именно положительная экономическая прибыль говорит о том, что фирма распоряжается своими ресурсами лучше других, что является более точным индикатором эффективного управления предприятием.

Положительная бухгалтерская прибыль говорит о том, что предприятие благополучно развивается, а нормальная прибыль с положительным значением показывает, что фирма ведет дела не хуже, чем средняя компания в отрасли.

Если бухгалтерская прибыль меньше, чем доход, то это указывает на то, что предприятие несет убытки. Когда экономическая прибыль равна доходу, то можно говорить об удовлетворительной работе предприятия, ведь все ресурсы предприятия несут доход.

Часто можно встретить такую ситуацию на фирме, когда предприятие имеет бухгалтерскую прибыль, но не имеет экономической. При этом фирма платит налоги, развивается и даже выплачивает дивиденды. В такой ситуации отсутствие экономической прибыли указывает на то, что ресурсы фирмы используются нерационально, и что фирма могла бы получать больший доход, если бы занялась другим видом деятельности [5, c. 91].

 

2. Естественные монополии и необходимость их государственного регулирования

В экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Эта концепция содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно таким образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям, дать ему при этом возможность успешно функционировать и развиваться [4, c. 125].

 

Федеральный закон «О естественных монополиях»

В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации России не только достаточно конкретно определился круг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях», который не принимался Государственной Думой в течение трех лет. Основные проблемы возникали при обсуждении вопросов о правомерности предоставления органам регулирования права контролировать инвестиционную деятельность компаний, о границах регулирования, о возможности сохранения функций регулирования у отраслевых министерств и т.д.

Но в 1994-1995 гг. цены на продукцию и услуги российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Сложившаяся на рынке асимметрия цен, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего их деятельность, и 19 июля 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях»).

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает понятия «естественная монополия, «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

Кроме того, в четвертой статье Закона приведен перечень естественно-монопольных сфер экономики России, который после неоднократных изменений выглядит следующим образом:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

  • транспортировка газа по трубопроводам;

  • железнодорожные перевозки;

  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

  • услуги по передаче электрической энергии;

  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

  • услуги по передаче тепловой энергии;

  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Проанализировав Закон «О естественных монополиях», мы пришли к выводу, что не все его положения соответствуют существующему состоянию дел и в целом закон нуждается в серьезной корректировке [1].

 

Принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий.

В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.

При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования:

  1. Ценовое регулирование.

  1. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

  1. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

Исходя из общих условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях» не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.

Как следует из названия ФСТ России и Положения о ней, этот орган наделен полномочиями по применению к субъектам естественных монополий только одного из трех методов регулирования- ценового. В свою очередь, ФАСРоссии наделена полномочиями по использованию второго и третьего метода - антимонопольных.

За время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные органы исполнительной власти претерпели не одну реорганизацию, в сам Закон неоднократно вносились изменения. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.

По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в необходимости четкого законодательного решения вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

Эти вопросы особенно актуальны в свете того, что российские естественные монополии в настоящее время находятся в процессе реформирования, в ходе которого происходит выделение из них некоторых видов деятельности [7].

 

Естественная монополия как объект государственного регулирования.

На сегодняшний момент в большинстве стран мира либерализация затронула транспорт, связь, электроэнергетическую и газовую отрасли. Границы либерализации в конкретной отрасли во всех странах разные, как и ее результаты. В российском законодательстве естественно-монопольный сегмент сведен до минимума - инфраструктурная составляющая, однако, в реальности «границы рынка» в каждой из регулируемых отраслей разнятся. На наш взгляд, именно несовершенство выбора «границ» объекта регулирования, отсутствие методологии выделения естественно-монопольного сегмента приводят к несовершенству выбора инструментов регулирования инфраструктурных отраслей и непониманию четкого направления их реформирования.

В российском законодательстве ключевыми признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются:

  • наличие технологических особенностей производства товара, выражающихся в снижении издержек при увеличении объемов производства и делающих эффективным удовлетворение спроса на соответствующий товар в условиях отсутствия конкуренции;

Информация о работе Контрольная работа по «Экономике»