Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:15, контрольная работа
Еще со времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811 г. в России появился контроль (а именно государственный контроль) как отдельное, независимое установление в составе государственного управления. Однако фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились значительно раньше.
Содержание:
Стр.
Введение
Еще со времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811 г. в России появился контроль (а именно государственный контроль) как отдельное, независимое установление в составе государственного управления. Однако фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились значительно раньше.
В XV в. появились казенные
дворы, которые стали началом
системы централизованного
В 1654 г. появляется Счетный Приказ, который действовал для проверки, раздачи полкового жалования во время войны. В это время ему доставляются приходно-расходные книги за 1653-1663 гг. А также на Счетный Приказ возлагается обязанность обревизовать за 50 лет «Большую Казну». Такие приказы были учреждены не только в столице, но и в разных территориях. Важно отметить, что в Счетный Приказ поступали со всего государства суммы от ассигнованных по разным ведомствам и недоимки прошлых лет. Однако эта система оказалась очень запутанной и сложной.
И сейчас деятельность организаций не мыслима без должного контроля и ревизии. Рыночная экономика невозможна без использования денег, которые являются универсальным языком общения между всеми его участниками. Изобретение и начало использования денег, как универсального мерила других товаров стало важнейшей вехой в истории развития экономики и было обосновано объективно сложившимися трудностями обмена на определенном этапе развития человечества.
Первоначально и в
течение длительного периода
времени в процессах купли-
Однако, как показывает практика, использование предприятий в своей деятельности наличных денег в некоторых случаях все равно приводит к некоторым ошибкам, которые в лучшем случае оборачиваются для организаций штрафами, а в худшем - более строгими административными и уголовными наказаниями, потерей части выручки или прибыли.
В связи с этим можно сказать, что актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что ведение кассовых операций на предприятиях подлежит жесткому контролю, как со стороны Банка России, так и со стороны налоговых органов, а к учету кассовых операций и оформлению кассовых документов предъявляются повышенные требования.
Целью данной работы является предоставление наиболее полной информации по формам финансового контроля и порядку учёта кассовых операций и ознакомление с правилами ревизии кассовых операций.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть вопрос о формах финансового контроля;
- Исследовать ход проведения ревизии кассовых операций.
Кассовые операции связаны практически со всеми разделами бюджетного бухгалтерского учета, например расчетами по доходам, с подотчетными лицами, поставщиками, прочими дебиторами и др. В прессе было немало публикаций на данную тему. Однако по-прежнему бухгалтерами здесь допускаются ошибки и нарушения. В рамках данной статьи хочется остановиться на методике проверки кассовых операций.
Учитывая важность сохранности, правильности и целевого использования наличных денег, кассовые операции, да и все операции с денежными средствами, проверяются сплошным порядком.
Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждением операций с наличными денежными средствами (кассовых операций), их обоснованностью и сохранностью наличных денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе.
Источниками информации
при проверке служат нормативные
документы и документы
Именно об этом пойдет речь в данной работе.
1. Формы финансово-экономического контроля
В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.
В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля.
Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.
Различают 2 основных объекта контроля1:
1. Хозяйственные средства
(имущество предприятия). Основной
целью контрольных действий
2. Хозяйственные операции.
Целью является законность и
эффективность их осуществления
Субъект контроля (контролирующий
орган, функциональное звено в организации)
зависит от существенной системы
его функционирования. Субъектов
достаточно много и они существуют
на разных уровнях системы
Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:
1) Он служит универсальным
средством в получении
2) Субъект контрольной
деятельности на основе собранной
информации определят способ
устранения недостатков и
в результате появляется
Таким образом, контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Это общее определение контроля, которое относится к любому его виду.
Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях называют экономическим контролем.
Здесь конкретизируются субъекты и объекты. Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием предприятия в соответствии с законодательным регулированием.
Схематично совокупность рассмотренных понятий может быть представлена так2:
Контроль | ||
Экономический контроль | ||
Финансовый контроль |
Рис.1 Соотношение контроля
Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Это система органов, обеспечивающих соблюдение законодательства в процессе формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звенья экономики.
В соответствии с этим определяется цели и задачи контроля.
Цели |
Задачи |
Контроль | |
Сохранность активов, законность и эффективность хозяйственных операций |
1. Сбор информации об объекте 2. Выявление расхождений 3. Принятие мер для
нормального функционирования |
Экономический контроль | |
Регулирование хозяйственных процессов в соответствии с законодательством |
Систематическое наблюдение за хозяйственной деятельностью |
Финансовый контроль | |
Законное и рациональное использование финансовых ресурсов |
Предупреждение и выявление
нарушений финансово-хозяйствен |
Финансово-хозяйственный контроль подразделяется по следующим классификационным признакам3:
1. По времени выполнения:
- предварительный;
- оперативный;
- последующий.
Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. Например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита.
Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка правильности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.
2. По информационному обеспечению:
- документальный;
- фактический
Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.
Фактический контроль состоит в определении наличия и физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета и т.д.
3. По форме осуществления:
- превентивные
Они организуются на стадии предварительного контроля. Например, подпись гл. бухгалтера на денежный документ;
- текущие контрольные проверки.
Они связаны с контролем
- тематические – это контроль однородных хозяйственных операций. Эта форма имеет сходства с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу вопросов. При текущем контроле применяются в основном методы фактического контроля, а при тематическом документальные.
2. Ревизия кассовых операций
Ревизия кассы — проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций с наличными денежными средствами и другими ценностями, хранящимися в кассе хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия кассы может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка. Настоящая статья написана применимо ко всем юридическим лицам Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и организаций розничной торговли4.
Денежные средства и другие ценности, хранимые в кассе, — первоочередной объект ревизии. C внезапной инвентаризации наличных денег, денежных документов и бланков строгой отчетности, за сохранность которых отвечает кассир, начинаются ревизионные действия. Для обеспечения внезапности этого акта не допускается никакая форма уведомления o дате начала ревизии, включая заказ гостиницы для иногороднего ревизора через руководителя ревизуемой организации или предварительное посещение ревизором местных органов власти.
По прибытии на место ревизии ревизор обязан немедленно предъявить уполномочивающие его документы (удостоверение, распоряжение) руководителю ревизуемой организации и безотлагательно приступить вместе с главным бухгалтером к ревизии кассы, то есть инвентаризации хранящихся в ней ценностей.
При наличии в организации нескольких касс они опечатываются ревизором, причем ключи остаются у кассира, а печать — у ревизора, после чего последовательно проводится их ревизия. К опечатыванию кассовых помещений или хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков) прибегают и в случае, если немедленная ревизия кассы по каким-либо причинам невозможна (отсутствие кассира или глазного бухгалтера, неисправность замков и т.п.). Кассовые операции на время ревизии кассы прекращаются и лишь при безотлагательной необходимости могут быть выполнены в порядке исключения с разрешения и в присутствии ревизора.
Перед началом инвентаризации ценностей ревизор требует от кассира кассовую книгу, а от бухгалтерии — справку об yчeтных остатках в кассе наличных денег и других ценностей поданным счетов 5о и 56-2, а также бланков строгой отчетности, числящихся на забалансовом счете 004. Если в кассе имеются приходные ила расходные документы, еще не проведенные по кассовой книге, ревизор проверяет их законность и полноту оформления, а также совпадение их номеров с данными журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. После этого, по предложению ревизора, кассир обязан составить до начала инвентаризации последний отчет кассира, записав в кассовую книгу все исполненные законные и полностью оформленные документы, и сдать их в бухгалтерию.