Контрольная работа по «Экономике отрасли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной контрольной работы является детальное рассмотрение и изучение целого ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. Для изучения теоретического блока необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.
2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие.
3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка.
2. Понятие трансакционных издержек.
2.1 Размеры предприятия и преимущества крупных предприятий.
3. Монополия и ее последствия для общества.
3.1 Монополизация как фактор максимизации прибыли
Глава 2
1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая
2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса
2.1 Структура газовой отрасли России.
2.2 Структура нефтяной отрасли России.
3. SWOT – анализ нефтегазовой отрасли.
4. Расчет индексов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 151.63 Кб (Скачать файл)

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары. А возникновение  новых крупных монополий в  той или иной отрасли промышленности приводит к повышению цен. Это  важнейший путь увеличения прибыли  монополий.

 

 

Монопольно  высокие цены представляют собой  особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монополизированной промышленности длительно отклоняются  вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в  желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возможность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:

1) искусственное  ограничение предложения товаров,  производимых самими монополистами;

2) доведение  до разорения немонополизированных  предприятий, что также ограничивает  предложение товаров;

3) ограничение  ввоза товаров из-за границы  с помощью протекционистской  политики государства.

 

3.1 Монополизация как фактор максимизации прибыли

 

Аксиома производства состоит в том, что  с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции  падают, соответственно, любая монополия  как крупное объединение или  производитель есть фактор снижения издержек, и соответственно, возможного понижения цены.

Сокращение  средних издержек и потерь с возникновением монополии обусловлено рядом  причин:

1. Технологические  причины. Как показывает опыт, толчок к прогрессивному преобразованию  отрасли и возникновению в  ней крупных монополий обычно  дает изобретение некой новой  технологии или продукта, допускающих  дешевое и массовое изготовление  конкурентоспособной продукции.  В дальнейшем самое производительное  оборудование, как правило, используется  на крупных предприятиях. Часто  это связано с законами природы.  Так, экономичность тепловых электростанций, домен, химических реакторов и  ряда других видов оборудования  по самой физике процессов  пропорциональна размерам установок.  Важны и стоимостные факторы.  Более производительное оборудование  обычно и стоит дороже. Поэтому  купить его под силу только  крупной фирме. Да и использовать  дорогое оборудование рационально  только при выпуске значительного  объема товаров или услуг.

2. Выгоды  от специализации. Большой объем  производимых товаров или услуг  позволяет увеличить степень  специализации. В частности, повышается: а) специализация оборудования; б)  специализация персонала.

Если  объем производства невелик, то многие операции совершаются либо вручную, либо на универсальном оборудовании. Так, на небольшой фирме при рассылке корреспонденции конверты заклеиваются вручную. Покупать специальный агрегат  для заклейки двух десятков конвертов  в день - просто нерентабельно. Но объем  корреспонденции, рассылаемой большим  торговым домом, уже достаточно велик, следовательно, можно механизировать операцию и значит снизить затраты в расчете на одно почтовое отправление. Аналогично обстоит дело со специализацией персонала. На маленькой фирме внешний вид товара попутно с решением своих основных задач определяет конструктор. На крупной - есть возможность содержать специалиста-дизайнера, который, разумеется, справляется с этой задачей более профессионально.

3. Выгоды  от совместного производства  нескольких товаров. Часто побочные  продукты, отходы или временно  свободное оборудование крупного  монополизированного производства  столь велики, что позволяют на  их базе почти без дополнительных  расходов выпускать новые продукты. Так, наличие в Дании крупных  скотобоен вызвало к жизни  мощное производство инсулина. Дело  в том, что этот жизненно  важный медикамент экстрагируют  из поджелудочной железы домашних  животных. Высокая концентрация  отходов мясопереработки обеспечила  дешевым сырьем фармацевтическую  промышленность, более того, стала  важнейшей предпосылкой ее возникновения  (понятно, что если бы фармацевтам  пришлось поштучно собирать в  разных местах, транспортировать  и сохранять поджелудочную железу, то произвести из нее инсулин  с разумной ценой они бы  не смогли).

Существование экономии на масштабах производства не означает, что монопольные предприятия  могут увеличиваться до бесконечности. Так, на слишком больших заводах  и объединениях технологические преимущества перерождаются в недостатки. В производственных процессах возникают узкие места: высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, контрольными, погрузо-разгрузочными и тому подобными работами, которые не поспевают за ростом производительности главных технологических линий. Излишняя специализация и выгоды от совместного производства нескольких товаров показывают свою оборотную сторону. А именно, производство становится неповоротливым, неспособным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Например, узкоспециализированные машины обычно производительней универсальных, но их трудно перестраивать на выпуск новых продуктов. Не увеличивает гибкости и связка основного производства с выпуском массы сопутствующих продуктов. Ведь любые перестройки работы главных технологических линий в этих условиях надо вести так, чтобы не повредить и побочному производству. А это далеко не всегда возможно.

Воздействие рекламы на человека во многом диктуется  законами психологии, а не экономики. Поэтому тот, кто рассчитывает привлечь 100 тыс. покупателей, и тот, кто надеется на 1 млн. клиентов, нередко вынуждены проводить примерно одинаковые рекламные мероприятия. И, следовательно, более крупной фирме реклама в расчете на одного клиента обходится много дешевле.

Если  производитель производит 10 раз  меньше товаров массового спроса, чем его конкурент, это обычно не значит, что первый может позволить  себе иметь вдесятеро меньший  рекламный бюджет. Поступи он так, его рекламу просто не заметят. Ведь рекламное объявление, чтобы оказать  воздействие на потенциального покупателя, должно попасться ему на глаза  вполне определенное число раз. Значит, сэкономить на этом, допустим, поместив свое объявление 1 раз вместо 10, нельзя. В других случаях (скажем, при спонсорстве каких-то мероприятий) и малая, и большая фирма должны внести одну и ту же фиксированную сумму, либо отказаться от этого канала рекламы.

Опираясь  на низкие издержки, крупное монопольное  предприятие может установить привлекательные  цены. Так, в свое время Генри Форд выдвинул шокирующий принцип: покупатель волен выбрать фордовскую машину любого цвета при условии, что  согласится, чтобы она была черной. Вряд ли юмор этого высказывания нравился тем, кто предпочел бы приобрести автомобиль красной, желтой или синей  расцветки.

Но факт остается фактом. Знаменитая фордовская "модель-Т" выпускалась только одного цвета и пользовалась невиданным спросом. Ясно, что не однообразие  окраски привлекало клиентов. С ней  мирились, ее терпели ради сенсационной дешевизны и вошедшей в поговорку  надежности первых "фордов".

Дело  здесь, разумеется, не в окраске как  таковой, а именно в принципе. Форд предлагал очень приличный автомобиль (высокую потребительскую ценность) по низкой цене и, следовательно, обеспечивал  своей продукцией большой запас  конкурентоспособности. Для того чтобы  цена была низкой, надо было держать  низкими и издержки. А это диктовало  необходимость по-спартански ограничить любые "излишества" (вроде разноцветья  красок), подчинив все усилия предельному  повышению эффективности производства (ясно, что красить в один цвет можно дешевле и производительней, чем в разные). Кстати, выбор из всей палитры именно черного цвета  тоже был напрямую связан с дешевизной автомобилей. В те годы только черная краска могла быстро сохнуть на воздухе  и, следовательно, не требовала дорогостоящих  сушильных камер.

Впрочем, дело не сводится к одной ценовой  политике. Те же средства, которые крупное  предприятие тратит на удешевление  товара, оно может израсходовать  на повышение качества или улучшение  сервиса при прежней цене. Ведь вместе с качеством растет и ценность товара для потребителя. А значит, при неизменной цене реализации увеличивается  и ее часть, доставшаяся потребителю  даром, т.е. растет запас конкурентоспособности. Так, "фольксваген-гольф" - дорогая  малолитражка. Но поскольку он исключительно  надежен, удобен и долговечен, то относительно его высокого качества цену можно  считать умеренной (запас конкурентоспособности  велик). Не случайно поэтому "гольф" имеет массовый спрос, уже не первое десятилетие являясь самым продаваемым  автомобилем Европы.

 

Тесно связана  со стремлением привлечь массового  клиента и используемая в рамках виолентной стратегии ассортиментная политика. В своем большинстве  виоленты предлагают полную ассортиментную палитру наиболее популярных разновидностей товара.

Широта  ассортимента в маркетинговой стратегии  крупнейших производителей является своего рода расплатой за неприцельность их выхода на потребителя, за то, что самых  разных клиентов они пытаются удовлетворить  одинаковыми, стандартными товарами. Ведь одно дело - с помощью разнообразных  стимулов стараться привлечь покупателя, которому в общем и целом подходит выпускаемый фирмой продукт. Это  сложная, но реальная задача. И совсем другая ситуация возникает, если искомого товара нет ни в какой разновидности  среди предлагаемых фирмой продуктов. Тогда никакие приманки уже не помогут. Предлагаемые продукты не нужны  клиенту, следовательно, их потребительская  ценность для него равна нулю.

Более того, брешь в производственной программе  равносильна прямому приглашению  конкурентам вторгнуться в реализованную  нишу фирмы. Дело в том, что потеря клиентуры, скорее всего не ограничится утратой тех покупателей, которым был нужен именно отсутствующий в палитре предложения товар, а охватит существенно более широкий круг.

Опасность массовой утраты клиентов из-за пробела  в ассортименте всегда актуальна  для крупной фирмы в силу неполной удовлетворенности клиентов стандартными товарами. Их привязанность к марке  по этой причине ограничена, и они  легко переходят к конкурентам.

Но следует  помнить, что и качество, и сервис, и широкий ассортимент требуют  дополнительных затрат. Стремясь их улучшить, виолент не должен переходить известных  границ. А именно цена предлагаемого  товара не должна стать слишком высокой  для массового потребителя. На практике обычно подыскивается оптимальная  пропорция. Устанавливается, какое  сочетание ценовых, качественных и  других характеристик способно наиболее сильно привлечь широкие слои клиентов.

В результате всех усилий виолента возникает очень  интересный экономический механизм. Покупатель приобретает товар, обладающий совсем не теми свойствами, которые  ему нужны. Но делает это совершенно добровольно, привлеченный мощными  стимулами, которые создал для него крупный производитель.

 

Глава 2

 

  1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая

 

Структура отрасли

Технико-экономические факторы размещения

Организационно-экономические факторы  размещения

Центры размещения

Нефтедобыча,

 

Нефтетранспортировка

 

Нефтепереработка

-Непосредственная близость к  источникам сырья; 

-экономическая оценка  ресурсов: горно-геологические условия  того или иного ресурса, мощность  пласта, глубина залегания, размеры  запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный  состав нефти или газа и  т.д.).

-Технико-экономические расчёты  и обоснования строительства  обеспечивают правильное территориальное  размещение предприятий, строительство  их с наименьшими материальными  и трудовыми затратами

 

  Из многообразия экономических  факторов, влияющих на развитие  и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный  фактор.( наличие железных дорог,  водных путей, трубопроводов и  т.п. )

- Особенно важную роль  в развитии и размещении топливной  промышленности играет такой  экономический фактор, как объём  капитальных вложений.

.Западно-сибирская нефтегазоносная  провинция;

ЯНАО (ГАЗПРОМ)

ХМАО (Лукойл)

 
2. Волго-Уральская нефтегазоносная  провинция; 
3.Месторождения Сахалина и Дальнего Востока.

 

 

Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз, Лангепаснефтегаз

Ямбурггаздобыча

Газпром


 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса

 

Россия  пока не выступала как активный самостоятельный  субъект в мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические  и политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка  или Лондона.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в  ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 2007 году составил почти 800 млрд. долларов. Страны, входящие в восточный картель (ОПЕК), дают 38 процентов всей мировой добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 30% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет Россия.

Кроме того, в обозримом будущем нефть  заменить нечем. Мировой спрос будет  расти, согласно прогнозам, на 3 процента в год, а предложение существенно не возрастет, если Ирак не получит увеличения квоты на объем экспортируемой нефти. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 72% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Ирак).

В последнее  время на мировом рынке нефти  сложилась тяжелая ситуация. Цены на нефть впервые за долгий срок упали до менее чем 75 долл. за баррель. Хотя до кризиса на мировом рынке до окт.2008года, цена была около 150 долларов за баррель. Для повышения цены, необходимо уменьшить поступление нефти на мировой рынок, но каждая отдельная страна не желает делать это за счет своего экспорта.

Независимо  от ситуации с энергоносителями на внешнем рынке, нефть и газ  всегда будут играть большую роль на внутреннем рынке, так как они  являются ценнейшим сырьем для нефтехимической  промышленности, из этого сырья производится более 2000 различных видов продукции. Россия заинтересована в том, чтобы  отечественный нефтехимический  синтез превратился в самостоятельную  и мощную отрасль промышленного  производства, стал конкурентоспособен на мировом рынке и страна могла  таким образом экспортировать не сырые энергоносители, а гораздо  более дорогие продукты переработки  нефти и газа и товары на их основе, таким образом принося ощутимые доходы в бюджет. Рассмотрим более  подробно структуру нефтяной и газовой  отрасли, их сегодняшнее положение  и влияние на экономику.

Информация о работе Контрольная работа по «Экономике отрасли»