Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:57, контрольная работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.
Я выбрала
данную тему, потому что считаю, что
в настоящее время она очень
актуальна, так как приватизация
в России в 90-е годы прошла не совсем
так, как задумывалось ее идеологами
и организаторами. Был совершен ряд
грубейших ошибок. Поэтому я считаю
необходимым изучить и
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить
особенности приватизации в
Задачей работы является анализ ряда вопросов:
1. Понятие приватизации;
2. Способы приватизации;
3. Приватизация в России.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе
рассматривается понятие и типы
собственности, необходимость проведения
приватизации. Во второй главе раскрывается
понятие приватизации и разгосударствления,
способы, формы и этапы приватизация.
И наконец в третьей главе
анализируется ситуация, сложившаяся
в процессе перехода от административно-командной
экономики к рыночной в России,
цели приватизации, государственная
программа российской приватизации,
два этапа приватизации (бесплатная
и денежная), итоги поставленных
задач программы, осуществление
назначенных целей, а также проблема
воссоздания института
Введение
В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переходом нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода было необходимо, прежде всего, создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.
В современном мире процесс
приватизации считается составной
частью институциональных изменений,
сопровождающих демократические реформы.
Успехи Российской Федерации на пути
построения демократического, правового,
экономически развитого государства
– равноправного партнера ведущих
держав мира оцениваются на международной
арене по целому комплексу индикаторов,
среди которых важное место занимают
показатели, связанные со становлением
основ рыночной экономики, возникновением
частной собственности и
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
3
1.1 Понятие приватизации
Приватизация является новым
правовым институтом для отечественного
правопорядка, посредством которого
создаются условия для перехода
от государственной системы
Таким образом, приватизация
является специальным
Приватизация требует
принятия специального законодательства
и может осуществляться как возмездно,
так и безвозмездно, в зависимости
от преследуемых целей и порядка,
установленных специальным
В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:
а) приватизация государственных
предприятий, иных объектов недвижимости
и акций, принадлежащих публично-
б) приватизация жилья;
в) приватизация земельных участков.
4
В настоящее время приватизация
определяется Федеральным Законом
«О приватизации государственного и
муниципального имущества», который
вступил в законную силу 26 апреля
2002 года. Так же официально не отменены:
Государственная программа
Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.
Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.
В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.
5
1.2.Приватизация
государственного и
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Приватизация государственного
и муниципального имущества основывается
на признании равенства
Государственное и муниципальное
имущество отчуждается в
Приватизации не подлежит
имущество, отнесенное федеральными законами
к объектам гражданских прав, оборот
которых не допускается (объектам, изъятым
из оборота), а также имущество, которое
в порядке, установленном федеральными
законами, может находиться только
в государственной или
- земли,
за исключением отчуждения
- природные ресурсы;
- государственный и муниципальный жилищный фонд;
6
- государственный резерв;
- государственное
и муниципальное имущество,
Покупателями государственного
и муниципального имущества могут
быть любые физические и юридические
лица, за исключением государственных
и муниципальных унитарных
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7
Под способами приватизации
понимаются предусмотренные законом
правовые формы отчуждения государственного
имущества в частную
Законодательство о
Большинство способов приватизации
(восемь из указанных в Законе о
приватизации десяти способов) – это
договоры купли-продажи. Можно сказать,
что большинство способов приватизации
– это различные способы
Способы приватизации расположены
в Законе в определенном порядке
исходя из степени их значимости; как
правило, переход к следующему способу
приватизации допускается, если предыдущий
способ не может быть использован
или не был реализован. Так, приватизация
имущественного комплекса унитарного
предприятия может
8
Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- преобразование
унитарного предприятия в
- продажа
государственного или
- продажа
акций открытых акционерных
- продажа
государственного или
- продажа
за пределами территории
- продажа
акций открытых акционерных
- продажа государственного
или муниципального имущества
посредством публичного
- продажа
государственного или
- внесение
государственного или
- продажа
акций открытых акционерных
9
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указNo.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:
- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
- привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
- содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
- создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.
В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.