Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 00:53, контрольная работа
Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. То есть планирование, как вид практической деятельности, состоит в разработке решений, которые направлены на поддержание эффективного функционирования объекта управления в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющейся внешней среде.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Стратегическое планирование
Студента 3 курса гр. ЭПБ-10 Р
Белькова Евгения Сергеевича
Преподаватель: __________________
______________________________
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
21
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое
планирование определяет основные цели
и направления действий организации
и обеспечивает достижение выбранных
целей путем использования
В период экономического кризиса и нестабильной ситуации в стране рассмотрение проблем социально-экономического развития с позиций стратегического мышления становится объективной необходимостью.
Хотя для многих предприятий стратегическое планирование по-прежнему остается теоретической концепцией. На практике данную технологию использует относительно небольшой процент из них. Естественно, у одних это получается лучше, у других — не так хорошо, как хотелось бы.
Концепция стратегического планирования заключается в том, что среда постоянно меняется, и будущее достаточно неопределенно. Следовательно, точно просчитать в цифрах деятельность компании на долгий период времени не представляется возможным. Но вполне возможно определить тенденции развития рынка и факторы, которые будут влиять на конкретную сферу производства. Таким образом, цель стратегического планирования — определить, как будет изменяться внешняя среда и как в этих условиях должно трансформироваться предприятие с учетом неопределенности и того, что возможны различные сценарии развития событий.
Ответы на то,
как должны формироваться и
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Существует
два основных подхода к классификации
школ стратегического планирования.
Методологический подход базируется на
выделение десяти основных научных школ
стратегического планирования. Он содержит
их определения, описывающие парадигмы,
принципиальное видение этих школ сторонниками
стратегического управления как процесса,
варианты их группировки исходя из общности
их сущностных характеристик.
Хронологический подход основан на рассмотрении
процессов возникновения и развития школ
стратегического планирования через призму
изучения вопросов эволюции организаций
и управленческих систем.
Рассмотри более подробно первый подход. Г. Минцберг, Б. Альстрэнд и Дж. Лэмпел выделяют десять научных школ, перечисляя и рассматривая их в следующей последовательности (табл.1).
Школы стратегического планирования. Таблица 1
№ |
Название школы |
Процесс формирования стратегии |
1 |
дизайна |
осмысление |
2 |
планирования |
формальный |
3 |
позиционирования |
аналитический |
4 |
предпринимательства |
предвидение |
5 |
когнитивная |
ментальный |
6 |
обучения |
развивающийся |
7 |
власти |
ведения переговоров |
8 |
организационной культуры |
коллективный процесс |
9 |
внешней среды |
реактивный |
10 |
конфигурации |
трансформации |
Первые три школы имеют предписывающий характер (отвечают на вопрос: как должны формироваться стратегии):
• моделирование на базе осмысления и проработки (дизайна);
• относительно изолированный процесс формального планирования (школа планирования);
• выбор стратегических рыночных позиций организации - позиционирования.
Т.е., представители
первой школы, доминировавшей в 1960-е
годы (а две последующие возникли
на ее основе), рассматривают стратегию
как процесс неформального
Следующие шесть школ основное внимание уделяют специфическим аспектам формирования стратегии (главное - описание реальных процессов разработки стратегии):
• проникновение в будущее через озарение менеджера (школа предпринимательства);
• разработка стратегии шаг за шагом по мере обучения организации (школа обучения);
• стратегия - процесс переговоров конфликтующих сторон во вне организации и внутри (школа власти);
• принципы формирования стратегии определяются культурой (школа культуры);
• стратегия формируется под влиянием извне (школа внешней среды).
Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.
Четыре последующие школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации.
Рассмотрим более подробно первые две школы.
Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) выражает наиболее влиятельную точку зрения на процесс построения стратегии. Их знаменитую аббревиатуру ССВУ (SWOT), означающую оценку сил (Strenghts) и слабостей (Weaknesses) организации в свете существующих возможностей (Opportunities) и угроз (Threats), сейчас используют во всем мире.
Дизайн-школа предлагает модель построения стратегии как попытки достижения совпадения или соответствия внутренних и внешних возможностей.
Общепризнанными «отцами», а также основателями школы стратегического планирования считаются А.Д. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф.
Основная модель (рис.1) школы предлагает следующую логику построения стратегии:
Рисунок 1 – Основная модель школы дизайна
Критерии оценки, принятые школой дизайна, таковы:
1. Последовательность.
Стратегия не должна содержать
противоречивых целей и
2. Согласованность. Стратегия должна предлагать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней важные изменения.
3. Преимущество. Стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и/или поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.
4. Осуществимость.
Стратегия не должна
При этом на стадии оценки выработанной стратегии вновь происходит обращение к формуле SWOT. А за одобрением стратегии следует ее осуществление.
Школа дизайна признает единственного стратега, которым выступает располагающийся на вершине организационной пирамиды руководитель. При этом корпоративная стратегия рассматривается как концептуальная схема, теоретическая разработка, где главное – тщательная проработка и формализация. Стратегия – это перспектива, окончательный выбор. Внедрение стратегии четко отделено от ее моделирования: реализация начинается только после окончательного завершения формулирования уникальной и простой стратегии. Модель школы дизайна наиболее адекватна ситуации осуществления радикальных изменений в организации, пережившей период неустойчивости и вступающей в фазу стабильности, а также может применяться в новой организации, имеющей потребность в четком курсе.
А. Чандлером и Кю Эндрюсом декларированы следующие требования1, которые явились основными посылками школы дизайна2:
1) формирование
стратегии должно быть
2) ответственность за
контроль над процессом
3) модель построения стратегии
должна изначально быть и
4) стратегия, разработанная для конкретной организации должна быть единственной в своем роде: лучшей, уникальной, полученной в результате индивидуального моделирования и сформированной вне всяких шаблонов и стандартов3;
5) процесс моделирования может считаться и считается завершенным, когда стратегия сформулирована как перспектива;
6) чтобы оставаться простой, стратегия должна быть точно сформулирована;
7) только после выполнения
всех вышеизложенных
Основными недостатками школы дизайна являются:
1) школа дизайна разграничивает по этапам процесс разработки стратегии и ее реализации. Поскольку организации приходится сталкиваться с неопределенными ситуациями, то в результате реализации стратегии приходится менять те или другие ее пункты. Этот факт противоречит высказанному тезису о последовательности процесса разработки и реализации стратегии. Такая постановка вопроса может привести к утрате стратегией гибкости и, как следствие, — помешать провести при необходимости требуемые стратегические изменения;
Информация о работе Контрольная работа .стратегич.планирование