Денежное обращение в Российской
Федерации регулируется Федеральными
законами «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», «О валютном
регулировании и валютном контроле», а
также изданными Центральным банком в
рамках своей компетенции Порядком ведения
кассовых операций в Российской Федерации
и Порядком ведения кассовых операций
в кредитных организациях на территории
РФ.
НАЛИЧНОЕ
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ США В ПРИМЕНЕНИИ К
РОССИИ
Наличное денежное обращение
занимает важное место в механизме
действия рыночной экономики развитых
стран. Наличные деньги эффективно функционируют
в виде устойчивого компонента денежной
массы. Их значение не снижается в условиях
прогресса институтов и инструментов
денежно-кредитной системы развитых стран
в конце XX века, и это дает основания считать,
что данная тенденция сохранится в длительной
перспективе.
Налично-денежному обращению
США принадлежит особенное место в мировой
экономике. Оно не только успешно обеспечивает
потребности экономики самой сильной
в экономическом плане страны мира, но
и через обращение доллара за пределами
США оказывает большое влияние на денежные
системы многих других стран.
В сложно организованной денежной
системе США наличные деньги являются
важным компонентом, от которого во многом
зависит ее надежность, устойчивость и
нормальное функционирование. Современная
роль наличных денег связана с теми историческими
временами, когда они были основой денежной
системы, и через их обращение осуществлялось
выполнение преобладающего объема расчетов
и других денежных операций. Осуществляя
преемственность в эволюции денег, наличные
деньги способны в полной мере выполнять
все денежные функции. В настоящее время
наличные деньги являются наиболее ликвидной
формой денег. Эта их способность служит
важным фактором устойчивого значения
наличных денег в экономике.
Регулирование наличного денежного
обращения является одной из ключевых
задач центрального банка США - Федеральной
Резервной Системы, которая проводит широкий
спектр регулирующих мероприятий для
обеспечения надежности и устойчивости
национальной валюты.
В США накоплен большой опыт
регулирования наличного денежного обращения
на протяжении длительного исторического
периода, как в условиях благополучного
развития экономики, так и в условиях экономических
кризисов.
В управлении наличным денежным
обращением большое значение имеет научно-техническая
политика Федеральной Резервной Системы.
Она охватывает широкий спектр мероприятий
- от привлечения новейших достижений
техники и материаловедения в процессе
изготовления денежных знаков, до использования
новейших технологий их обработки в процессе
оборота, контроля количества и качества
денежных знаков, изъятия из обращения
негодных денежных знаков и их утилизации
с соблюдением экологических требований.
В опыте США по регулированию
наличного денежного обращения накоплено
много позитивных моментов, которые могут
быть применены в России с учетом ее специфических
условий переходного периода. Для дальнейшего
развития и совершенствования наличного
денежного обращения в России в условиях
рыночной экономики опыт США имеет большое
значение в текущих условиях и в особенности
- в перспективе.
Система денежного обращения
России формируется в трудных условиях
переходного периода, который характеризуется
продолжением кризисных процессов в экономике
и банковской системе, сильной деформацией
платежной системы страны. Сохраняется
высокий уровень неплатежей, широкое применение
бартера, использование иностранной валюты
- главным образом доллара - для накопления
и сбережения, применение денежных суррогатов.
В условиях становления новой
платежной системы наличное денежное
обращение обеспечивает важную консолидирующую
роль в российской экономике. Расширение
масштабов использования наличных денег
для обеспечения хозяйственной деятельности
стало эффективным методом приспособления
экономики России к трудностям переходного
периода и поддержания дееспособности
платежной системы. Этот процесс аналогичен
тому, который переживала экономика США
в годы кризисов. В России сложилась система
активного применения наличности для
различных денежных операций, которая
обеспечивает продолжение хозяйственной
деятельности, несмотря на слабости российской
экономики и ошибки государственной экономической
политики.
В этой обстановке резко возрастает
регулирующая роль Центрального банка
РФ. В 90-е годы происходило освоение Банком
России методов регулирования денежно-кредитной
сферы, принятых в развитых странах мира,
включая США. Для условий переходной экономики
России опыт Федеральной Резервной Системы
в США по регулированию наличного денежного
обращения имеет особенно важное значение.
Эволюция денежной системы США и других
развитых стран показывает, что в период
становления рыночной экономики наличному
денежному обращению принадлежала очень
большая роль. Прочное и устойчивое наличное
денежное обращение стало в США и других
развитых странах основой развития и укрепления
кредитных систем расчетов, господствующих
в настоящее время. Организация устойчивого
наличного денежного обращения и его регулирование
с учетом позитивных аспектов опыта США
в интересах возрождения экономики России
и создания условий для ее роста занимало
ключевое место в денежно-кредитной политике
Банка России.
При этом Банк России исходит
из того, что прогрессивное развитие платежной
системы России невозможно только за счет
улучшения дел в области наличного обращения.
Объективная оценка текущего положения
диктует необходимость рассматривать
высокую долю наличности в составе денежной
массы как вынужденное явление. Задачи
расширения безналичных расчетов и внедрения
передовых методов и инструментов таких
расчетов остается одной из главных в
работе Банка России. Но эта задача не
может быть решена в отрыве от общей политики
оздоровления экономики России, преодоления
кризиса и перехода к росту экономики.
Приоритетным в политике Банка
России в текущей ситуации является не
сокращение объема наличного оборота,
хотя это и остается важной задачей, а
его упорядочение. Центральный Банк России
стремится к созданию таких условий, чтобы
в переходный период к рыночной экономике
расчеты наличными деньгами вместе с другими
нормальными платежными инструментами
вытесняли бартер и суррогаты денег и
таким образом способствовали созданию
нормальной обстановки для хозяйственной
деятельности. По убеждению ЦБР, сокращение
наличного оборота за счет роста безналичных
расчетов должно происходить под влиянием
экономической выгоды, которая будет очевидной
для хозяйствующих субъектов. Такой подход
требует проведения долговременной политики
во взаимодействии Банка России с правительством
и другими государственными органами.
В Банке России придают большое
значение поддержанию на высоком научно-техническом
уровне сферы наличного денежного обращения,
включая вопросы изготовления денежных
знаков, регулирования их оборота, а также
вопросы хранения денег, отбраковки и
выведения из обращения отслуживших денег.
Эти вопросы занимают одно из главных
мест в научно-технической политике Банка
России.
В своей долговременной политике
в области наличного обращения Банк России
ориентируется на опыт США и других развитых
стран, который показывает, что даже при
высоком уровне рыночной экономики и абсолютном
преобладании инструментов безналичных
расчетов в денежно-кредитных системах,
наличное денежное обращение не отмирает
и занимает в этих системах свое важное
и устойчивое место. Этот опыт имеет большое
значение для России в деле регулирования
денежного обращения, и проведения научно-технической
политики в этой сфере.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
БАНК РОССИИ И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
В настоящее время статьей 30
Федерального Закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ
«О Центральном Банке РФ (Банке России)»
банкноты и монеты Банка России отнесены
к безусловным обязательствам Банка России,
обеспечиваются всеми его активами и наряду
с безналичной составляющей денежной
массы являются постоянным объектом контроля
и регулирования со стороны ЦБ РФ.
Одной из важнейших задач Центрального
банка РФ, осуществляющего необходимые
мероприятия для обеспечения устойчивости
и надежности
национальной валюты, является организация
и регулирование наличного денежного
обращения.
В сфере организации наличного
денежного обращения в соответствии со
статьей 34 Закона «О Центральном банке
РФ» на Банк России возлагаются следующие
функции:
- прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение банкнот
и монет, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных денег
для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а также их уничтожение;
- определение порядка ведения
кассовых операций.
Последняя из названных функций
Банка России неразрывно связана с проведением
контроля над соблюдением установленного
порядка ведения кассовых операций, который
на практике осуществляют кредитные организации.
При этом полноту осуществления ими контроля
в этой сфере, в свою очередь, проверяет
непосредственно Центральный Банк.
Государственный финансовый
контроль денежного обращения проводит
Банк России посредством контрольной
деятельности в этой сфере кредитных организаций.
Иными словами, сам Центральный банк проводит
непосредственно контрольные мероприятия
только в отношении кредитных организаций.
Последние, в свою очередь, осуществляют
этот же контроль за всеми хозяйствующими
субъектами в РФ.
Особо необходимо отметить,
что контроль Банка России над кредитными
организациями включает контроль не только
деятельности самих кредитных организаций
в сфере соблюдения правил ведения кассовых
операций и операций с иностранной валютой,
но и контроль на предмет выполнения коммерческими
банками контрольных функций, возложенных
на них законодательством РФ. Такое построение
системы финансового контроля обусловлено
большим количеством подконтрольных объектов
(юридических и физических лиц). В этих
условиях непосредственно самому Центральному
банку сложно с организационной точки
зрения эффективно осуществлять контрольные
полномочия.
В то же время банковская
деятельность, в силу своей специфики,
позволяет осуществлять контроль в этой
сфере без дополнительных финансовых,
организационных и технических затрат.
Кредитные организации не только обладают
полной информацией об операциях субъектов
предпринимательской деятельности, но
и имеют соответствующий контрольный
инструмент – отказ в проведении незаконных
операций по счетам юридических и физических
лиц. Поэтому можно говорить об опосредованном
государственном финансовом контроле,
который осуществляется Центральным банком
РФ через кредитные организации.
В свою очередь, Центральный
банк обладает всеми государственно-властными
инструментами воздействия на деятельность
кредитных организаций (включая право
применения санкций), что позволяет сделать
контроль со стороны Банка России более
эффективным и обеспечить действия кредитных
организаций в рамках установленных предписаний.
Можно выделить несколько
направлений, по которым осуществляется
взаимодействие Банка России и коммерческих
банков в процессе проведения финансового
контроля денежного обращения.
1. Коммерческие
банки и иные кредитные организации
предоставляют в ЦБ РФ отчетность
в установленной нормативно-правовыми
актами форме.
2. Уполномоченные
банки являются агентами валютного
контроля и осуществляют свои
полномочия в рамках лицензии
на валютные операции, выданной
Центральным банком РФ.
3. В сфере валютного
контроля соблюдения операций, связанных
с движением капитала, уполномоченные
банки контролируют наличие разрешений,
выданных территориальным учреждениями
ЦБ РФ, а также соблюдение юридическими
лицами условий полученных ими разрешений.
4. Являясь одним
из субъектов валютной операции,
кредитные организации контролируют
соответствие каждой конкретной
операции, непосредственными сторонами
которой являются юридические
и физические лица, как резиденты,
так и нерезиденты.
5. В целях реализации
установленного Порядка ведения
кассовых операций кредитные
организации устанавливают кассовые
лимиты предприятиям, учреждениям
и организациям. В свою очередь,
Центральный банк устанавливает
лимит кассы для каждого банка
и иной кредитной организации.
6. Коммерческие
банки проводят проверки юридических
лиц по вопросам соблюдения
последними порядка ведения кассовых
операций и работы с денежной наличностью.
При этом Банк России контролирует деятельность
кредитных организаций в этой области
путем проведения проверок банков и анализа
представляемой ими отчетности.
7. В целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, кредитные организации
в процессе осуществления ими
операций с денежными средствами
или иным имуществом обязаны
фиксировать информацию, виды и
объем которой определены в
Федеральном законе. Всю указанную
информацию коммерческие банки
направляют в виде электронных отчетов
в территориальные учреждения Центрального
банка для последующей передачи в Комитет
РФ по финансовому мониторингу.
В свою очередь, Банк
России устанавливает порядок представления
кредитными организациями отчетности
о фиксировании, хранении и информации
об операциях, подлежащих обязательному
контролю, а также организации в банках
внутреннего контроля в рамках противодействия
легализации доходов, полученных преступным
путем. Кроме того, Банк России осуществляет
контроль достоверности предоставляемой
ему отчетности.
8. Центральный Банк
РФ проводит инспекционные проверки
кредитных организаций для оценки
организации их работы в области
противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным
путем, а также проверки соответствия
деятельности кредитной организации
положениям Федерального закона и нормативных
актов Банка России в части получения
и представления информации об операциях,
подлежащих обязательному контролю.