Контроль обращения наличных денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 19:43, реферат

Краткое описание

Под денежным обращением понимается движение денег в наличной и безналичной денежной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты. Денежное обращение обслуживает товарное производство и товарное обращение, кругооборот и оборот капиталов, движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных социальных групп.
Выделяют два вида денежного обращения: обращение наличных денег, безналичное денежное обращение.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть:
1. Структура денежной массы и функции денег
2. Регулирование обращения денежных средств законодательством
3. Наличное денежное обращение США в применении к России
4. Центральный Банк России и коммерческие банки
5. Валютный контроль
6. Обращение капитала в теневой экономике
III. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Контроль обращения наличных денежных средств.docx

— 49.83 Кб (Скачать файл)

Таким образом, система государственного контроля над денежным обращением состоит из двух уровней. Нижний уровень представлен коммерческими банками, непосредственно осуществляющими контрольные мероприятия в отношении подконтрольных объектов – юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами. Верхний уровень представлен компетентными органами государственной власти (ЦБ РФ, ГТК РФ, Комитет по финансовому мониторингу РФ), которые контролируют соблюдение законодательства о денежном обращении только в отношении коммерческих банков. Т. е. верхний уровень контролирует нижний уровень, но не проводит контрольные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов. Поэтому государственный финансовый контроль над денежным обращением является опосредованной формой контроля.

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

В систему контроля за денежным обращением в качестве одного из направлений его проведения входит валютный контроль – контроль обращения иностранной валюты, в сферу которого попадают те отношения, которые связаны с оборотом иностранной валюты и валютных ценностей. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления валютного контроля, является Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон «О валютном регулировании…»).

Валютный контроль является составляющим элементом государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, и выступает как один из видов финансового контроля.

Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле валютных операций со стороны уполномоченных органов.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных видов валютных операций.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании…» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основные направления валютного контроля таковы:

– определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

– проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

– проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

– проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

ОБРАЩЕНИЕ КАПИТАЛА В ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Сегодня на первый план вышла проблема недопущения в российскую экономику капиталов, полученных в результате преступной деятельности. Контроль над легальным происхождением капиталов является частью контроля денежного обращения в РФ и, следовательно, частью государственного финансового контроля.

Оборот капитала, т. е. движение финансовых средств, – неотъемлемый элемент современной экономики. Само существование экономических отношений зависит от непрерывного и бесперебойного движения финансовых средств. Но далеко не все субъекты хозяйственной деятельности соблюдают предписания законодательства относительно обращения капитала и способов ведения экономической деятельности. В любом государстве существует так называемая теневая экономика, которая является составной частью неформального сектора экономики, охватывающего как легитимные, так и нелегитимные виды экономической деятельности.

Поскольку все экономические отношения опосредованы движением денежных средств, то и оборот капитала, в свою очередь, делится на две части – легальный и нелегальный, то есть денежный оборот в теневой экономике. Причем обе эти части не являются статичными, происходит постоянное «перетекание» капитала из теневой экономики в легальную и наоборот.

Обращение капитала в теневой экономике связано с постоянным увеличением нелегально полученных денежных средств. Причем последние не оказывают никакого положительного влияния на экономику государства и не могут быть использованы на общественно полезные цели, поскольку выведены из легального оборота. Напротив, нелегально полученные денежные средства используются для финансирования дальнейшей преступной деятельности. В результате государству причиняется прямой финансовый ущерб.

Фактически нелегальный оборот капитала не поддается государственному регулированию, в том числе и со стороны Центрального банка РФ. В этом случае выполнение функций Банка России по регулированию и контролю денежного обращения крайне усложняется. В связи с этим нелегальный оборот капитала и легализация денежных средств, полученных преступным путем, подрывают основы национальной экономики и неблагоприятно сказываются на функционировании платежной системы государства, влияют на решение других вопросов в сфере денежного обращения.

Сегодня совершенно очевидна необходимость контролирования источников теневого капитала и тех целей, на который он используется. Этот вид контроля должен входить в систему государственного финансового контроля, поскольку он может осуществляться исключительно государственными органами по поводу законности происхождения денежных средств и операций с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В работе показаны структура денежной массы и функции денег, а также регулирование обращения наличных денежных средств (как отечественной валюты, так и иностранной) и обращение денежных средств в теневой экономике.

Объем и структура денежной массы выражаются денежными агрегатами. Состав и количество денежных агрегатов различаются по странам. Для организации и поддержания надежного и эффективного наличного обращения денег в России большое значение имеет использование передового опыта развитых стран в области научно-технического обеспечения наличного денежного обращения.

Денежное обращение в Российской Федерации регулируется Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,  «О валютном регулировании и валютном контроле», а также изданными Центральным банком в рамках своей компетенции Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ.

Приоритетным в политике Банка России в текущей ситуации является не сокращение объема наличного оборота, хотя это и остается важной задачей, а его упорядочение. Банк России осуществляет контроль над кредитными организациями и  имеет право применять санкции, что делает осуществление контроля эффективным. Коммерческие банки и иные кредитные организации предоставляют в ЦБ РФ отчетность в установленной нормативно-правовыми актами форме. Кроме того, ЦБ РФ  убеждается в достоверности отчетности.

В систему контроля за денежным обращением в качестве одного из направлений его проведения входит валютный контроль.

Частью контроля денежного обращения в РФ является контроль над легальным происхождением капиталов. Фактически нелегальный оборот капитала не поддается государственному регулированию, в том числе и со стороны Центрального банка РФ.

Таким образом, отчетливо видно, что осуществление контроля обращения наличных денежных средств довольно сложная и актульная задача.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


 

  • http://planetadisser.com
  • http://www.jourclub.ru
  • Общая теория денег и кредита: / Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с. 118-119.
  • Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»//ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.
  • Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М., 2001. С. 569.
  • Ст. 10 Закона «О валютном регулировании…».
  • Столяренко В.М. Незаконный вывоз капитала и финансовая амнистия. СПб., 2002. С. 9.

 

 

 

~ ~


Информация о работе Контроль обращения наличных денежных средств