Концепия стоимости товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть интерпретации теории стоимости в трудах А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса, О. Бем-Баверка, Ф. Визера, К. Менгера,
Л. Вальраса, А. Маршалла.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. изучение и анализ литературы по данной теме;
2. рассмотрение классической теории стоимости в трудах А. Смита и
Д. Рикардо, К. Маркса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ СТОИМОСТИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 7
1.1. Категория «стоимость» в трудах А. Смита и Д. Рикардо 7
1.2. Определение стоимости в трудах К. Маркса 12
ГЛАВА II. МАРЖИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ 17
2.1. Понятие полезности 17
2.2. Ценность товара в трудах О. Бем-Баверка, Ф. Визера, К. Менгера, Л. Вальраса 19
ГЛАВА III. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ (А. МАРШАЛЛ) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая концепция стоимости.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Из двойственного характера труда товаропроизводителя Маркс выводил основное противоречие капитализма – между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (и ряд других вытекающих из основного социально-экономических противоречий).

И теперь, если вернуться к деньгам, то становится понятным, что они являются единственным товаром, которому не нужно доказывать свою необходимость, все стремятся обладать деньгами. Вот почему во все времена люди наделяют деньги особой властью, считая, что они определяют их судьбы.

Деньги, возникая в процессе развития обмена, в то же время кладут начало всякому капиталу. Маркс определил капитал, как деньги, приносящие дополнительные деньги, т.е. прибавочную стоимость.

Теория прибавочной стоимости является центральной частью экономического учения К. Маркса. В трактовке Маркса она призвана объяснить эксплуататорскую сущность капитализма и несправедливое происхождение основных доходов капиталистического общества – прибыли и ренты.

Прибавочная стоимость трактуется К. Марксом, как неоплаченный труд наемных работников. Одной из самых важных теоретических проблем, с которой столкнулся К. Маркс, было объяснить, каким образом без нарушения закона стоимости рабочий получает не весь продукт своего труда, а только его часть. Решить эту проблему ему удалось с помощью введения категории товар - рабочая сила (способность к труду). Это особый товар, потребительная стоимость которого состоит в создании новой стоимости. Маркс подчеркивал, что тайна прибавочной стоимости оказывается раскрытой, когда на рынке обнаруживается товар, потребление которого приносит большую стоимость, чем его собственная (т.е. заработная плата). Рабочая сила не только окупает себя. Но и приносит прибавочную стоимость.

В соответствии с этим Маркс различал постоянный капитал с (часть капитала, которая превращается в средства производства и не изменяет величины своей стоимости, она лишь переносит свою стоимость на создаваемый продукт) и переменный капитал  v (часть капитала, которая превращена в рабочую силу и которая изменяет в процессе производства свою стоимость – она воспроизводит свой эквивалент, т.е. заработную плату, и сверх того, излишек, т.е. прибавочную стоимость  m).

Отношение  m к v (m/v) Маркс называл нормой прибавочной стоимости и «точным выражением степени эксплуатации труда». Отношение  m/c+v Маркс назвал нормой прибыли и констатировал тенденцию нормы прибыли к понижению.

Таким образом, согласно К. Марксу, прибыль, процент, рента – это формы прибавочной стоимости (их источником является неоплаченный труд). Ни процент, ни рента не порождаются землей и капиталом как таковыми. В третьем томе «Капитала» Маркс назвал эти виды доходов превращенными формами прибавочной стоимости, подчеркивая этим то, что их истинный источник скрыт от непосредственного наблюдения.

Несмотря на обоснованную критику некоторых положений марксистского учения, нельзя не признать Маркса как великого ученого-исследователя, создавшего новый язык классической экономической науки, выявившего многие важные тенденции развития рыночной экономики  XIX века.

Вывод: теория Смита-Рикардо исходит из того, что уровень цен устанавливается с учетом колебаний спроса. Но если классики защищали рыночную систему (А. Смит, Д. Рикардо) и считали ее в принципе справедливым и вечным строем, то Маркс осуждал капитализм, считая его эксплуататорским режимом. До К. Маркса социалистическая социально-экономическая доктрина развивалась независимо от классической политэкономии. К. Маркс попытался синтезировать оба эти направления в единое целое. Маркс вывел закон стоимости: в процессе обмена товары обмениваются в соответствии с количеством заключенного в них общественно необходимого труда. Поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе революции.

ГЛАВА II. МАРЖИНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ

2.1. Понятие полезности

Категория полезности благ подразумевает потребительский эффект, т.е. наличие таких свойств и качеств благ, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей.

Любым благам (экономическим и неэкономическим), если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей, свойственна полезность. Например, такие естественные и ценнейшие жизненные блага, как атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоемах, соленая вода в морях и океанах и т.д., принято считать неограниченными и преимущественно свободными для общего пользования людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности подобные блага не являются экономическими. Экономические блага – это ограниченные блага, которые становятся пригодными к потреблению лишь в следствие предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека. По этой причине любые экономические блага не могут быть бесплатными и не могут предоставляться в производственное и индивидуальное пользование человека безвозмездно.

Степень конкретной полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага – количества, которым располагает потребитель. А степень полезности и есть то, что называется ценностью. Человек нуждается не вообще в данном предмете (благе), а в определенном его количестве, и потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей. «Полезность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц». [2] Этот закон носит название Первого закона Госсена по имени немецкого экономиста Германа Госсена, который впервые исследовал этот закон в своей работе «Развитие законов человеческого взаимодействия».

Многие теоретики полезности в основном ограничивали свою теорию ценности рамками теории цены, то есть ее главной, если не единственной, задачей они считали объяснение механизма образования цены, не оценивая этого механизма с точки зрения экономического благосостояния или другой точки зрения. Они исследовали психологические предпосылки объективного рыночного спроса. Так как хотели пролить свет на характер и происхождение спроса, а не потому. Что они интересовались психологией потребителя как таковой. Это заключение можно сделать, по крайней мере, исходя из того факта, что ранние представители теории полезности (маржиналисты), изложившие ее систематически, в основном Госсен, Вальрас, Бем-Баверк, использовали закон убывающей полезности и понятие предельной полезности единственно, или главным образом, как средства введения и выяснения причины отрицательного наклона графиков спроса и равновесной рыночной цены, а также чтобы объяснить, почему выраженный в общепринятых условных обозначениях график рыночного спроса всегда (или, как правило,) «наклонен вниз и вправо». Что касается основного направления развития теории, ясное представление о графиках спроса, очевидно, было достижением теоретиков полезности и вытекало из предшествующей концепции графиков убывающей полезности.

Разница между графиками спроса различных людей на данный товар может зависеть как от разницы в интенсивности их соответствующих желаний, так и от разницы в интенсивности нежелания отказаться от комбинации цена – товар, или от этих двух обстоятельств вместе. Более того, нет необходимости для любой задачи теории цены настаивать как на сравнимости желаний различных людей, так и на преобладании обдуманного и сознательного расчета людьми относительной интенсивности их желаний приобрести различные единицы одного и того же товара или различные товары, или приписывать желаниям людей какую-либо количественную взаимосвязь, кроме той, которую можно выразить через первичную функцию от чисел, указывающих порядок. Что касается индивидуальных желаний, то экономисты, занимающиеся ценами, должны учитывать только то, что их интенсивность различна и что желание приобрести каждую последующую единицу товара уменьшается по мере увеличения количества уже приобретенных единиц.

Но и здесь могут быть исключения. Например, коллекционер, который хочет иметь полное собрание монет, марок или первых изданий, обычно желает иметь последний предмет для завершения своей коллекции так же сильно, если не более сильно, как первый. Человек, подбирающий жемчужины для украшения, скорее всего, имеет возрастающее желание приобрести следующую жемчужину, которая подходила бы к уже имеющимся, до тех пор, пока он не составит всю нитку. Интенсивность желания иметь вторую перчатку из пары может быть больше, нежели желание иметь первую. При отсутствии второй.

Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

 

2.2. Ценность товара в трудах О. Бем-Баверка, Ф. Визера, К. Менгера, Л. Вальраса

Карл Менгер (1840–1921) как ученый экономист с мировым именем и глава «австрийской школы» маржинализма, занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в., несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-экономического развития общества, которые очевидно сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге. Незначительный на первый взгляд опыт практической деятельности на поприще журналистики и государственной службы позволил талантливому исследователю К. Менгеру подготовить и издать в 1871 г. фундаментальный, как выяснилось впоследствии, труд под названием «Основания политической экономии». «Основания» К. Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соответствии с «новыми» методологическими принципами «учителя», способствовали, в конечном счете, тому, что на всем протяжении первого этапа «маржинальной революции» из трех общеизвестных родоначальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он - основоположник «австрийской школы». Связанно это с тем, что в отличие от методологии У. Джевонсона и Л. Вальраса менгеровская методология исследования сохранила отдельные ключевые позиции методологии «классиков». Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципов исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определятся хотя и по каузальному принципу, но не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъективной характеристикой - предельной полезностью. И в-третьих, в отличие от «классиков»

К. Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения,

т. е. потребление, спрос.

«Главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но, с другой, - увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микро уровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма».[4]

«В самой первой главе «Оснований» речь идет о делении экономических благ на порядки и обосновывается принцип комплиментарности (дополняемости) производительных благ. По Менгеру, непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благом второго, третьего и более отдаленных порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» можно было бы «применить к удовлетворению наших потребностей». При этом ценно замечание ученого о том, что «мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удовлетворение наших потребностей, если в то же время не располагаем остальными благами высшего порядка», поскольку, не имея, например «в своем распоряжении… для производства хлеба… блага второго порядка… хлеб не может быть изготовлен даже при наличии… всех остальных необходимых благ». Существенно и то отличие, которое К. Менгер отмечает по поводу обладания субъектом благами высшего и низшего порядков. В этой связи автор «Оснований» аргументирует положение о том, что блага высшего порядка становятся употребимыми в соответствии с «законами причинности» и лишь по истечении промежутка времени, подвергаясь изменению, превращаются во блага первого порядка, т. е. в состояние, которое можно назвать удовлетворением человеческих потребностей».[4]

Наконец, с точки зрения методологии небезынтересно мнение К. Менгера о том, что является критерием экономического характера благ. «Этим критерием, не может быть затраченный на благо труд, так как его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоряжению». [4] В развитие этой позиции ученый уточняет, «что если предоставленные природой в распоряжение человека блага превышает потребность в них, то они могли бы сохранить для потребителей экономический характер, когда тот, кто обладает властью, устраняет остальных хозяйствующих субъектов от свободного распоряжения ими».[4]

В третьей главе «Оснований», разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К. Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т. е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага. Кроме того, поясняет, что ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы, прежде всего, придаем удовлетворению наших потребностей. Чтобы подтвердить такого рода суждение,

К. Менгер приводит пример оазиса, где вода, из источника покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот - вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится на столько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса.

Информация о работе Концепия стоимости товара