Концепция национальной экономической безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы рассмотреть национальную безопасность России через призму экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть:
общее понятие экономической безопасности и характеристика её основных показателей;
концепцию национальной экономической безопасности РФ;
Перспективы повышения уровня экономической безопасности России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристика её основных показателей………………………………………………………………5
Глава 2. Концепция национальной экономической безопасности РФ………13
История формирования концепции национальной экономической безопасности РФ…………………………………………………………13
2.2. Современная концепция национальной экономической безопасности РФ……………………………………………………………………………………15
Глава 3. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИКогшн.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, такое положение  сложилось на старте рыночных реформ в России. Жесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование соображений экономической безопасности привело к тому, что за 10 лет реформ страна не особо преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики обычно характеризуют тремя общими экономическими критериями:

    • инфляцией,
    • экономическим ростом (спадом),
    • безработицей.

На основании этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно внушительную систему показателей.

Разумно использовать и такие индикаторы, как:

    • процентные ставки,
    • данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного),
    • величина внутреннего госдолга,
    • внешняя задолженность.

Необходимо отметить, что пренебрежение стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в конечном счете, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных  критериев формируется примерный  перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым  можно отслеживать ее состояние  и развитие, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

    • динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и развитие отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;
    • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;
    • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);
    • степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;
    • качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

То есть получается, что существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности страны .

Обобщив изученный материал, можно сказать, что экономическая безопасность -  это способность экономики   обеспечивать   эффективное   удовлетворение общественных потребностей на национальном  и  международном  уровнях.  Т.е экономическая безопасность   представляет   собой   совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному  динамическому росту  национальной  экономики,  её  способности  удовлетворять  потребности общества,  государства,  индивида,  обеспечивать  конкурентоспособность  на внешних и внутренних  рынках,  гарантирующую  от  различного  рода  угроз  и потерь.

      Из этого  можно сделать два вывода:

  1. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду  с защитными мерами, осуществляемыми государством,  она  должна  защищать  сама  себя  на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
  2. Обеспечение  экономической  безопасности  страны  не  является прерогативой какого-либо  одного  государственного  ведомства,  службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми  звеньями и структурами экономики.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Концепция  национальной экономической безопасности РФ.

    1. История формирования концепции национальной экономической безопасности РФ.

 

Концепция национальной безопасности нового демократического государства начала складываться сразу после распада СССР.

В 1992 г. был принят закон  Российской Федерации «О безопасности», определивший её базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

В законе определено, что  безопасность обеспечивается проведением  единой государственной политики в  этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.

В качестве основных принципов  обеспечения безопасности законом  от 1992 г. определены:

    • законность;
    • соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;
    • взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;
    • интеграция с международными системами безопасности.

Важно отметить, что попытки сформировать новый образец государственной безопасности в первые годы становления независимой России основывались на тривиальных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, в которой столкновение сил и интересов не угасает, а меняет свои конфигурации.

В то же время возник целый ряд принципиально новых и опасных угроз и в политической, и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием нового стандарта национальной безопасности России не прекращалась.

С середины 1994 г. начинается разработка концепции экономической  безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная  стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.

В период 1995-1997 гг. был  уточнен ряд принципиальных положений  объявленной ранее парадигмы  национальной безопасности.

Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.

 

 

 

 

 

 

2.2. Современная концепция национальной

экономической безопасности РФ.

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором вместе с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В концепции учитывается и то, что сегодня обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом соотношение позитивных и негативных сторон нынешнего этапа становления многополярного мира постоянно меняется, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.

В концепции признано, что Россия имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии и усиление основ демократической государственности. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 15 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю, культуру и традиции.

В концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются первостепенными. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами.

В новой редакции Концепции  национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

В том числе отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов  страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, усилением внешней зависимости и подрывом обороноспособности.

Особую остроту приобретает  угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в областях государственной деятельности. Последствия этих ошибок проявляются в ослаблении правового контроля над ситуацией в стране, в проникновении криминальных структур в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами и торговыми организациями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу  малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в  области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  в настоящее время признаны:

    • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
    • обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
    • подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
    • преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
    • обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
    • совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней;
    • формирование гармоничных межнациональных отношений;
    • укрепление правопорядка;
    • сохранение социально-политической стабильности общества;
    • неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными организациями;
    • равноправное сотрудничество со всеми государствами мира;
    • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

    • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
    • расширение рынков сбыта российской продукции;5

В условиях обострения конкуренции  на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке.

Таким образом, обеспечение  экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

Информация о работе Концепция национальной экономической безопасности РФ