Коньюктура рынка шоколада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 03:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование конъюнктуры рынка шоколадной продукции. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные тенденции и динамику развития рынка шоколада,
• выявить факторы, влияющие на развитие данного сегмента рынка;
• дать характеристику и анализ мирового и российского рынка шоколада;
• выявить факторы, влияющие на перспективу развития рынка шоколада;

Содержание

ВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ШОКОЛАДА………………………….…..5
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА ШОКОЛАДА В РОССИИ……………..………………...9
Структура и масштабы российского рынка шоколадной продукции…....................9
Основные игроки российского рынка шоколадной продукции……………………11
Рекламная активность производителей шоколада в России….. ………...................12
перспективы Развития рынка шоколада ………………….…………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

ГРИБОВА.docx

— 456.56 Кб (Скачать файл)

     Неблагополучная ситуация наблюдается и на рынке сахара, второго по значению сырьевого компонента для производства шоколадных изделий. Из-за неурожая 2010 года патока и сахар значительно выросли в цене, что сильнее всего сказывается на небольших российских производителях, которым все труднее удерживать позиции на рынке.

     Специфика производства шоколадных изделий такова, что львиная доля сырья закупается за валюту, а готовая продукция реализуется за рубли. В 2009 году существенное влияние на стоимость продукции оказала девальвация рубля, в результате которой выросли цены на все импортные товары и сырье. Что касается 2010 года, то курс мировых валют по отношению к рублю снизился, однако это снижение, скорее всего, существенным образом не отразилось на стоимости конечной продукции.

     Несмотря на рост цен и снижение покупательской способности населения, рынок является относительно стабильным:  как известно, текущее потребление в условиях кризиса страдает незначительно. Кроме того, считается, что шоколад является хорошим антидепрессантом, а коробка конфет – недорогим и универсальным подарком. Таким образом, даже при сокращении расходов населения, траты на шоколад существенно не снижаются.

     В отрасли используются различные подходы к классификации рынка шоколада, наиболее распространенными среди которых являются сегментация рынка по цене, по видам продукции, по уровню содержания какао-продуктов, по форме и консистенции, по массе упаковки и многие другие. Остановимся подробнее на наиболее общеупотребимых: ценовой сегментации и сегментации по видам.

     Рынок шоколадной продукции, как и всех прочих рынков, включает три сегмента: экономичный, среднеценовой и премиальный, в двух из которых – экономичном и среднеценовом – сосредоточено соответственно 33% и 63% всех разновидностей шоколада, встречающегося в настоящий момент на отечественном рынке. В 2010 году доля среднеценового сегмента в денежном выражении составила 67%, а экономичного – 21%. Что касается премиального сегмента, то его доля составляет около 12% всего рынка шоколадной продукции в стоимостном выражении и лишь 4% – в натуральном. В докризисный период премиальный сегмент активно развивался, однако в условиях экономической нестабильности наметилась тенденция к снижению темпов его развития. Многие компании были вынуждены пересмотреть свою ассортиментную политику, главным образом, за счет снижения доли долю премиального сегмента в пользу более дешевого товара, а также выпуска экономичных упаковок, предназначенных для семейного потребления (например, компания Mars Russia выпустила батончики Mars, Snickers и Milky Way в упаковке по пять штук), и упаковок меньшего размера (например, Kraft Foods представила шоколадные плитки «карманного» формата под своим брендом Alpen Gold). Таким образом, ассортимент предлагаемых изделий увеличился, а прибыль производителей снизилась, что способствовало обострению конкуренции в среднеценовом и экономичном сегментах.

     Рынок шоколадных изделий включает несколько основных сегментов: упакованные и развесные конфеты, шоколадные батончики, шоколадные плитки, и некоторые другие виды продукции. Сегмент развесных шоколадных конфет является самым крупным на рынке – по данным Euromonitor International, в настоящее время на него приходится около 35% всех продаж шоколадных изделий в стоимостном выражении. Сегмент развесных конфет - единственный, где лидирующие позиции удерживают отечественные компании. Именно для него в наибольшей степени характерно присутствие большого количества региональных производителей, продажи которых, как правило, ограничиваются рамками своих регионов.

 

2.2.Основные игроки российского рынка шоколадной продукции

 

     Российский рынок шоколада и шоколадных изделий в высокой степени консолидирован – продажи пяти крупнейших компаний в 2010 году составили порядка 66% объема розничного рынка в денежном выражении. ( Приложение №3)

    Безусловный лидер рынка – холдинг «Объединенные кондитеры», рыночная доля которого по итогам 2010 года составляет около 20% в стоимостном выражении. Среди фабрик Холдинга такие крупные предприятия как ОАО «РОТ ФРОНТ», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и другие.

    На втором месте располагается Mars–Russia с долей рынка 15%. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.

     Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11%. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России. Компания Kraft Foods, выпускающая шоколад под такими брендами как Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11% рынка.

     Доля итальянской компании Ferrero, выпускающей шоколад в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, Ferrero Rocher) составляет приблизительно 9%. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.

     В феврале 2011 года Норвежский концерн Orkla Foods объявил о слиянии двух своих российских кондитерских компаний — ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладKo»» — в единое подразделение Orkla Brands Russia.    

     Таким образом, можно заключить, что, с точки зрения конкуренции, рынок шоколада испытывает влияние такой тенденции как постепенная «олигополизация» рынка, которая выражается в доминировании на рынке небольшого числа игроков.

 

2.3. Рекламная активность производителей шоколада в России

 

     Продвижение и реклама относятся к ключевым факторам развития большинства товарных рынков, и рынок шоколада и шоколадных изделий не является исключением. Шоколадная продукция входит в ТОП-10 категорий по объему рекламных бюджетов на национальном телевидении и является категорией-лидером по объемам бюджетов среди продовольственных товаров. (Приложение №4)

     Рекламный рынок, как в России, так и за рубежом, отличает высокий уровень волатильности, который выражается в чувствительности к изменениям внешней конъюнктуры. По оценкам АЦВИ, на рекламу шоколадной продукции в 2010 году было израсходовано 4.2 млрд. руб. включая НДС, или 2.6% бюджетов всего рекламного рынка. Прирост по отношению к кризисному 2009 году составил около 12%, однако, суммарные рекламные затраты производителей еще не достигли уровня 2008 года. (Приложение №5)

     Все основные игроки рынка шоколадной продукции используют рекламные возможности медиаканалов для стимулирования продаж, информирования потребителей, а также повышения их лояльности к бренду.     

     Наиболее востребованным медиа среди игроков данной категории является национальное телевидение. Его доля в 2010 году составила около 86% от всех рекламных бюджетов, приходящихся на категорию. Трудно сказать, связана ли подобная популярность с высокой эффективностью телерекламы, однако, учитывая географию продаж шоколадной продукции, по соотношению охват/стоимость у телевидения в настоящий момент конкурентов практически нет. Примечательно, что в данной категории достаточно сильны позиции регионального телевидения: так, объемы бюджетов на региональном рекламном рынке составили порядка 12% от общего объема рекламных бюджетов категории.

     Рассматривая активность участников рынка сквозь призму маркетинговых и рекламных затрат, можно условно разделить их на две группы. К первой группе относятся иностранные компании (Nestle, Mars, Kraft Foods, Ferrero), которые имеют значительный опыт в продвижении продукции при помощи прямой рекламы в разных странах.

     Необходимо отметить, что наибольшую рекламную активность на протяжении последних лет проявляют компании Mars, Kraft Foods и Ferrero. Следует особо выделить компанию Ferrero, которая демонстрировала небывало высокую для данной категории маркетинговую активность в течение 2006-2008 годов. По мнению участников рынка, такое агрессивное поведение связано с желанием закрепиться в премиальном сегменте. Как результат, Ferrero можно назвать наиболее успешной компанией по темпам роста продаж среди зарубежных компаний. Швейцарская Nestle в 2010 году увеличила суммарные рекламные бюджеты более чем в два раза, направив их на продвижение шоколадных батончиков Nuts и Kit Kat.

     Вторая группа – российские компании (кондитерская фабрика «Победа», кондитерская фабрика им. Н.К.Крупской, КФ «Славянка», «Русский шоколад» и др.), по разным причинам не осуществляющие широкомасштабное продвижение продукции на рынке. Среди отечественных компаний, рекламные бюджеты которых приближаются к показателям  транснациональных холдингов, можно назвать холдинг «Объединенные кондитеры», который увеличил объемы затрат на рекламу на 43% по сравнению с 2009 годом.

     Подводя итоги вышесказанному, можно заключить, что изменения на рынке шоколада и шоколадных изделий, в частности, высокий рост цен на сырье и сокращение прибыли за счет снижения покупательской способности населения в кризисный период на фоне острой конкуренции, повлекут за собой если не увеличение рекламной активности участников рынка, то, по крайней мере, ее сохранение на высоком уровне. При этом основным инструментом поддержания потребительского интереса и сохранения или даже увеличения продаж будет оставаться телевизионная реклама. Кроме того, можно предположить, что в среднесрочной перспективе компании сконцентрируются скорее на продвижении существующих брендов и расширении уже имеющегося портфеля торговых марок, нежели на разработке новых продуктов.

 

  1. перспективы развития рынка шоколада

     Несмотря на  подрывающую доверие потребителей  экономическую турбулентность, мировой  рынок шоколада развивается стабильно  и, не поддаваясь негативным  тенденциям, обещает рост в течение  ближайших пяти лет — в среднем  по 2% в год. Тем не менее,  производители сталкиваются с  новыми проблемами, которые связаны  с растущими требованиями потребителей  к разнообразию ассортимента  и волатильностью на рынках по производству какао.

     Наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на рост индустрии, являются:

  • демографические изменения (география и возрастной состав населения);
  • усиление внимания к вопросам здоровья, которое уже выразилось или может выразиться во введении дополнительных налогов, чтобы ограничить чрезмерное потребление шоколада, а также в сокращении объемов выпуска новой продукции для детей;
  • соблюдение принципов устойчивого развития: крупнейшие производители получают сертификаты Fairtrade (подтверждающие, что их продукция соответствует стандартам справедливой торговли) или другие сертификаты;
  • праздники: 25% новой шоколадной продукции выпускается к праздникам, поскольку шоколад считается престижным, но относительно недорогим подарком;
  • внедрение инноваций с акцентом на индивидуализацию продукции (является одним из наиболее существенных факторов.

     Быстрые изменения,  происходившие на протяжении  последних нескольких лет, позволяют  нам определить направление развития  индустрии. 

Элитная продукция  или товары широкого потребления?

На фоне роста среднего класса рынок элитной продукции  продолжит развиваться, и эти  товары постепенно будут проникать  на полки розничных магазинов, предназначенных  для широких слоев населения. Тем не менее, хотя средний класс  в развивающихся странах, возможно, и приобретет вкус к дорогой продукции, его доходы все равно останутся  довольно-таки ограниченными. И производителям придется выбирать между более высокой  рентабельностью и большими объемами и, соответственно, позиционировать  себя как игроков рынка элитной  продукции или рынка товаров  широкого потребления.

Индивидуальный  подход

Шоколад, созданный с учетом индивидуальных вкусов человека, может  стать совершенно обыденным явлением. Один шоколатье, например, предвидит, что в будущем появятся маленькие магазинчики, в которых люди смогут сотворить свою собственную плитку шоколада. Учитывая, что вкусовые предпочтения потребителей становятся все более взыскательными, в дальнейшем шоколад с необычными вкусами станет нормой, покупатели смогут комбинировать различные вкусы, и, скорее всего, у них даже появится возможность стать дизайнерами собственной упаковки.

Новые каналы сбыта

Для того чтобы удовлетворить  запросы покупателей, любящих удобство, в будущем шоколад будет продаваться  в самых различных магазинах  — начиная от кофеен и заканчивая магазинами здоровых продуктов. По продажам будут по-прежнему лидировать супермаркеты и дискаунтеры, особенно среди потребителей, для которых наибольшее значение имеет выгодность покупки. По мере увеличения количества покупателей, предпочитающих элитную продукцию, на полках магазинов для широких слоев населения может появиться и шоколад премиум-класса. В дальнейшем производители, возможно, будут стремиться увеличить продажи более дорогой продукции за счет открытия собственных магазинов, что с успехом уже сделали, например, Hershey и Mars (бренд M&M's).

Доминирование среднего класса

Чтобы удовлетворить запросы  наиболее требовательных покупателей, производители, скорее всего, будут  предлагать рынку больше шоколадной продукции, созданной в соответствии со всеми этическими, экологическими и прочими стандартами. Также  представители среднего класса будут  предъявлять больший спрос на подарочный шоколад премиум-класса и сезонные новинки, который за 2011 г. увеличился на 6%.

Информация о работе Коньюктура рынка шоколада