Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:10, курсовая работа
Коррупция - беда не только России, но и всего современного общества в целом. Большинство развитых стран подвержено ей не меньше, чем наше государство. Однако есть и позитивный опыт борьбы с коррупцией: страны, показатель уровня коррумпированности в которых намного ниже, чем у их же собственных соседей. В этой работе мы рассмотрим коррупцию, ее сущность, историю ее возникновения, причины, вызывающие коррупцию, вред от нее и некоторые другие аспекты, которые помогут, хоть и кратко, описать это явление.
Введение.
Основная часть:
1. Сущность коррупции.
2. Этическая оценка коррупции.
3. Вред от коррупции
4. Причины коррупции
5. Борьба с коррупцией
6. Экономический анализ коррупции
Заключение.
Сингапурская стратегия борьбы с
коррупцией отличается строгостью и
последовательностью, основываясь
на «логике в контроле за коррупцией»:
«попытки искоренить коррупцию должны
основываться на стремлении минимизировать
или исключить условия, создающие как
стимул, так и возможность склонения личности
к совершению коррумпированных действий»[19].
В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной
с высокой коррупцией. Тактика её снижения
была построена на ряде вертикальных мер:
регламентации действий чиновников, упрощении
бюрократических процедур, строгом надзоре
над соблюдением высоких этических стандартов.
Центральным звеном стало автономное
Бюро по расследованию случаев коррупции,
в которое граждане могут обращаться с
жалобами на госслужащих и требовать возмещения
убытков. Одновременно с этим было ужесточено
законодательство, повышена независимость
судебной системы (с высокой зарплатой
и привилегированным статусом судей),
введены экономические санкции за дачу
взятки или отказ от участия в антикоррупционных
расследованиях, а также предприняты жёсткие
акции вплоть до поголовного увольнения
сотрудников таможни и других госслужб.
Это сочеталось с дерегулированием экономики,
повышением зарплат чиновников и подготовкой
квалифицированных административных
кадров.
В настоящее время Сингапур занимает лидирующие
места в мире по отсутствию коррупции,
экономической свободе и развитию.
Модель распределения ресурсов в экономике с коррупцией
Q — государственный товар, MR — предельный доход.
Вымогательство взяток приводит к снижению
количества госуслуг.
Модель, в которой ведомство производит
один однородный продукт с кривой спроса
D(P) со стороны частных лиц[21]. Товар (услуга)
продаётся чиновником, который имеет возможность
влиять на количество продающегося товара.
Он может просто отказать любому индивиду
в предоставлении товара безо всякого
для себя риска наказания.
Цель чиновника — максимизировать величину
взяток, которые он собирает от продажи
государственного товара, официальная
цена за который равна P, а затрат на производство
для чиновника нет, так как их оплачивает
государство. Есть два случая — с воровством
и без, от этого зависят
предельные затраты MC (англ.
marginal cost) для чиновника.
Если служащий получает от граждан сумму,
из которой передаёт официальную цену
товара государству — то MC будет равно
P. Если же он ничего не передаёт государству
и присваивает всю полученную от граждан
сумму то MC для него равно нулю, и гражданин
платит только взятку. Проводить дискриминацию
граждан, назначая каждому свою цену, он
не может и поэтому действует как монополист.
Согласно данной модели, коррупция распространяется
прежде всего вследствие конкуренции
между чиновниками, поскольку наиболее
привлекательные должности достаются
тем, кто может за них заплатить наибольшую
цену, что стимулирует сбор взяток. В случае
коррупции с воровством, распространение
коррупции ускоряется благодаря двум
факторам. Во-первых, чиновники конкурируют
за бюджетные средства. Во-вторых, для
потребителей государственных услуг расход
на взятку по сговору с чиновником получается
меньше, чем на налог или пошлину, и поэтому
взятокодатели оказываются в лучшей позиции
на рынке, чем их законопослушные конкуренты.
В свете борьбы с коррупцией, в данном
случае достаточно ввести строгий учёт
с целью затруднить воровство. Переход
к коррупции без воровства, как видно из
графиков, также понизит количество взяток.
Вместе с тем, авторы модели отмечают,
что она применима в основном к авторитарным
режимам и неразвитым рынкам. В странах
с открытой экономикой конкуренция в целом
оказывает обратное — сдерживающее —
воздействие на коррупцию. Если различные
ведомства предоставляют одни и те же
услуги, то у потребителя появляется выбор,
и уровень вымогательства взяток снижается.
Частные фирмы доносят на дающих взятки
конкурентов в правоохранительные органы.
Конкуренция среди политических элит
в демократических режимах делает правительство
более прозрачным.
[1] ↑ Ариас Санчес, О. Предисловие // Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.
[2] Основы борьбы с коррупцией
(системы общегосударственной этики поведения)
/ под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.
Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство.
Причины, следствия, реформы / Сьюзан Роуз-Аккерман;
пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос,
2003. — 356 с.
[4] Волженкин, Б. В. Коррупция. —
СПб.: СПбЮИ, 1998.
[5] Бродман Г., Риканатини Ф. Корни
коррупции: важны ли рыночные институты?
/ Пер. с англ. // World Bank Policy Research Working Paper 2368.
— 2000.
[6] Бродман Г., Риканатини Ф. Корни
коррупции: важны ли рыночные институты?
/ Пер. с англ. // World Bank Policy Research Working Paper 2368.
— 2000.
[7] Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки
и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев
А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова,
2006.
[8] Головщинский К. И. Диагностика
коррупциогенности законодательства.
/ Под ред. Г. А. Сатарова и М. А. Краснова.
[9] Ариас Санчес, О. Предисловие
// Основы борьбы с коррупцией (системы
общегосударственной этики поведения)
/ Под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.
[10] Альбац, Е. М. Бюрократия: Борьба
за выживание. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
[11] Альбац, Е. М. Бюрократия: Борьба
за выживание. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
[12] «Простое, недвусмысленное,
лаконичное и понятное законодательство
сокращает потребности в большом аппарате
чиновников и облегчает понимание законов
гражданами». (Постановление VI Всеросийского
съезда судей от 02.12.04 «О состоянии правосудия
в РФ и перспективе его совершенствования»).
[13] Кузьминов, Я. И. Тезисы о коррупции. — М.: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000.
[14] Роуз-Аккерман, С. Коррупция
и государство. Причины, следствия, реформы
/ Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О. А.
Алякринского. — М.: Логос, 2003.
[15] Там же.
[16] Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки
и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев
А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова,
2006.
[17] Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки
и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев
А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова,
2006.
[18] Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки
и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев
А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова,
2006.
[19] http://www.crime.vl.ru/
[20] Там же.
[21] Кузьминов, Я. И. Тезисы о коррупции.
— М.: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000.
[22] Коррупция и бюрократизм: истоки
и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад.
гос. службы при Президенте Рос. Федерации;
[Отв. ред. Иванов Г. И.]. — М.: РАГС, 1998