Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Под кредитно-денежной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы .1
Монетарная, или кредитно-денежная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.2

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика Курсовая работа.docx

— 131.49 Кб (Скачать файл)

При управлении ликвидностью кредитные организации во II квартале 2011 года активно использовали механизм внутридневного кредитования и кредитов "овернайт" Банка России, наибольший объем которых приходился на апрель 2011 года. В целом объем внутридневных кредитов, предоставленных Банком России, возрос с 2,3 трлн. руб. в I квартале 2011 г. до 2,6 трлн. руб. во II квартале, а кредитов "овернайт" — с 5,9 до 14,3 млрд. руб. соответственно. В конце каждого календарного месяца наблюдалось традиционное увеличение спроса на внутридневные кредиты со стороны кредитных организаций и объема предоставленных кредитов "овернайт".

На фоне понижательного тренда в динамике инфляции Банком России с 26.06.2010 ставка рефинансирования и процентные ставки по кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп" были снижены с 12 до 11,5% годовых, а  с 23 октября – до 11% . Тем не менее,  ставка рефинансирования в период 2010-2011 гг. не оказывало значимого влияния на денежные показатели прежде всего из-за того, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывали существенной потребности в заимствованиях у Центрального банка.11

В урегулировании проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке в 2010 году большую роль сыграли решения Банка России о снижении нормативов обязательных резервов, которые принимались в целях постепенного выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.

Норматив обязательных резервов пo средствам физических лиц в валюте Российской Федерации был снижен 8 июля 2010 года с 7% до 3,5%, в результате чего объем высвободившихся средств составил более 150 млрд. руб.  Кроме того с 1 июля 2010 года ЦБ РФ предоставлял право  усреднения  обязательных резервов кредитным организациям в пределах установленного Советом директоров Банка России коэффициента усреднения в размере 0,2. Использование данного механизма также способствовало повышению ликвидности кредитных организаций.

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте в 2011 году не изменялись. В течение указанного периода кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентском счете и корреспондентских субсчетах кредитной организации в Банке России. Количество кредитных организаций, которым было предоставлено право на усреднение обязательных резервов, постоянно увеличивалось и в июне 2011 г. достигло 681 (или 55,2% от общего числа действующих кредитных организаций).

ЦБ РФ в период с 2010-2011 гг. постепенно снижал норму обязательных требований для кредитных организаций с тем, чтобы они масштабней стали кредитовать реальный сектор экономики и, прежде всего, производственный сектор. Однако коммерческие организации не особо стремились кредитовать отечественную промышленность из-за высокого риска и сложности оценки экономической конъюнктуры. Таким образом, само резервирование представляет собой малоэффективный инструмент кредитно-денежной политики, поскольку мало, что добавляет к существующему устойчивому нежеланию банков направлять деньги в экономику.12

В 2010 году конъюнктура внутреннего валютного рынка формировалась под воздействием увеличения предложения иностранной валюты со стороны экспортеров в результате продолжающегося роста цен на нефть, а также повышение инвестиционной привлекательности рублевых активов на фоне ослабления доллара США на мировом рынке. В сложившейся ситуации Банк России стремился поддержать баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, осуществляя масштабные покупки иностранной валюты в периоды усиления повышательного давления на курс рубля. По итогам для РФ иностранным валютам Банк России с 1 февраля  2010 года  перешел к использованию в качестве нового операционного ориентира выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из долларов США и евро в пропорциях, устанавливаемых Банком России. При этом формировании курса доллара США к рублю на внутреннем валютном рынке в течении дня и периода в несколько дней приобрело более свободный характер, а операции с целью ограничения внутридневных и краткосрочных колебаний курса доллара США к рублю осуществлялись Банком России исходя из границ колебания стоимости бивалютной корзины. С 1 августа бивалютная корзина состояла из 0,35 евро и 0,65 дол. США. За 10 месяцев объем покупки иностранной валюты Банком России составил более 11 млрд. долл.

В июле-сентябре 2010 г. Банк России проводил операции как по продаже государственных облигаций из собственного портфеля, так и по покупке государственных ценных бумаг. В целом объем нетто-продаж государственных ценных бумаг Банком России за III квартал сохранился на уровне предыдущего квартала (2,6 млрд. руб.).13

В первом полугодии 2011г. ЦБ РФ продолжал проведение кредитно-денежной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля.

В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2011 году продолжает использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США.

В 2011 году соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке определялось высоким уровнем положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, обусловленным притоком в российскую экономику значительных дополнительных доходов от экспорта в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а также трансграничным движением капитала. В данных условиях операции Банка России на внутреннем валютном рынке были направлены в основном на предотвращение чрезмерного повышения эффективного курса рубля под влиянием избыточного предложения иностранной валюты. Результатом этих операций была чистая покупка иностранной валюты. В частности, в январе-сентябре 2011г. Банк России выступал нетто-покупателем иностранной валюты. 

Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) в I полугодии 2011 г. составили 10,2%, что в два раза ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте.  

Динамика чистых иностранных активов банковской системы являлась важным источником увеличения денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте. При росте общего объема этого денежного агрегата на 1083,7 млрд. руб. чистые иностранные активы увеличились на 1366,8 млрд. руб., а внутренний кредит экономике сократился на 204,6 млрд. руб. (в 2010 г. — рост на 717,2 и 1169,7 млрд. руб. и сокращение на 857,9 млрд. руб. соответственно).14

За период 2010-2011 гг. повышение номинального эффективного курса рубля сыграло существенную роль в снижении инфляции. В 2011 году номинальный эффективный курс повысился на 3,2%. За первые пять месяцев 2012 года он повысился еще на 1,5%. В начале июня 2012 года Банк России повысил курс рубля относительно бивалютной корзины еще примерно на 0,6%.15

В целях абсорбирования свободной ликвидности Банк России продолжал в 2011 году осуществлять операции со своими облигациями.

Продажа ОБР происходила преимущественно на аукционах. Наибольшие вложения в ОБР (80,2 млрд. руб.) кредитные организации осуществили на аукционе 15 июня (после выкупа по оферте третьего выпуска ОБР), при этом общий объем продаж ОБР на аукционах в апреле—июне 2011 г. составил 108,2 млрд. руб. по рыночной стоимости. Средневзвешенная доходность, сложившаяся на аукционах ОБР в апреле—июне 2011 г., составила от 4,53 до 5,20% годовых (в I квартале — от 4,60 до 5,14% годовых). По выставляемым Банком России ежедневным котировкам объемы покупки кредитными организациями ОБР на вторичном рынке значительно превысили объемы их продажи.

Банк России в 2011 г. также осуществил продажу гособлигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа на сумму 0,43 млрд. руб.16

В целом с 2010-2011 гг. операции ЦБ РФ на открытом рынке способствовали постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и как следствие – расширению стерилизационных возможностей Банка России.

Кредитно-денежная политика, проводимая ЦБ РФ  в период с 2010-2011гг., оказалась относительно не эффективной поставленной цели, что наглядно видно из таблицы 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Прогнозные и фактические показатели инфляции на 2010-2011гг.

 

Показатели

2010 год

2011 год

прогноз

факт

прогноз

факт

Инфляция

рост, %

8,7-9,2

11,7

7-8,5

8


 

Следует отметить, что с 2010 года в основном только за счет валютных интервенций в банковскую систему поступали денежные средства, но их поступление было так велико, что ЦБ приходилось часть этих поступлений стерилизовать и в основном за счет операций на открытом рынке.

В целом, говоря об эффективности проведения денежно-кредитной политики в России в период с 2010-2011 гг.,  можно сказать, что она пока еще остается на низком уровне, так как заявляемые целевые ориентиры не совпадают с фактически получаемыми результатами, но перспективы есть.

 

Заключение

 

Основным проводником кредитно-денежной политики в РФ является Банк России, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента кредитно-денежной политики: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, изменение норм  обязательных резервов, операции на открытом рынке и валютные интервенции. С помощью данных инструментов Банк России  стремиться  выполнить главную цель кредитно-денежной политики – плавное снижение инфляции.

Важнейшим способом решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служило осуществление кредитно-денежной политики, направленной, прежде всего, на ограничение совокупного спроса мерами, призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная кредитно-денежная политика позволила добиться определенных результатов в плавном снижении инфляции, правда, цена этих успехов весьма велика.

Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая кредитно-денежная политика оказывала воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривала непосредственного положительного влияния на сферу производства.

В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита в качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

Недостаточная кредитная активность российских банков делает инструменты кредитно-денежной политики неэффективными. В связи с этим Банку России необходимо начать использовать  их в первую очередь не на плавное снижение инфляции, а на увеличение инвестиционной активности коммерческих банков. Но перед этим Банк России должен теоретически изучить влияние каждого инструмента на  регулирование экономической конъюнктуры, а уже потом начать использовать их на практике.

 

Список литературы

  1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 75
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации: [Федеральный закон: принят Государственной Думой 10 июля 2002 (последняя редакция от 07.05.2013)] // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001. N 86-ФЗ
  3. Банк России: организация деятельности / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Центр. Банк РФ, Моск. банк. шк.. - М. : Издат.-Консалтинговая Компания «ДеКа», 2010. – 704 с.
  4. Банковская система России. Настольная книга банкира / Под ред. А.Г. Грязнова. - М.: ДЭКА, 2008. – 501 с.
  5. Вдовиченко А.Г., Воронина В.Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России.  // Москва: EERC, 2006 – 56 с.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 448 с.: ил.
  7. Зверьков А. И. Эффективность денежно-кредитной политики РФ в современных условиях. Монография. – Оренбург: Белфорт – принт, ГОУ ВПО ОГУ, 2004. – 88 с.
  8. Кризис сменил вектор от 01.11.2008.// Информационный портал о финансах [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.finmedia.ru/news/
  9. Курьянов А.М. Монетарные аспекты структурной политики.// Официальный сайт Экономического факультета МГУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/
  10. Ларцев М.И. Денежно-кредитная политика развитых стран: современные направления развития. ХХIII Международные Плехановские чтения. Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных работников. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 2010, 0,1 п.л.
  11. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004 – 304 с.
  12. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 720 с.
  13. Официальный сайт Ассоциации Банков «Россия» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.asros.ru
  14. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  15. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности N 395-1 – ФЗ от 02.12.1990 г. : федер. Закон : [Принят Гос. Думой 7 февраля 1990 г. : одобр. Советом Федерации 21 1990 г. (последняя редакция от 07.05.2013)]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  16. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 06.12.2007, с изм. и доп. от 29.12.2012) // Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  17. Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2008. – 132 с.
  18. Симановский А. Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит, 2009, № 5. С.14-17.
  19. Финансовый кризис и денежная политика [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:bankir.ru/sources/1654462

Информация о работе Кредитно-денежная политика