Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:55, курсовая работа
Кредитные союзы наиболее развиты в США, Англии, Кана¬де и предназначены в основном для обслуживания физических лиц, объединенных по профессиональному и религиозному признакам. Они организованы, как правило, на кооперативных началах. Пассивные операции их формируются за счет паевых взносов в форме покупки особых акций, а также кредитов бан¬ков.
Кредитный договор
заключается между банком или
иной кредитной организацией
и заемщиком на возмездной
основе: "...заемщик обязуется
Можно возразить, что кредитный союз редко практикует выдачу беспроцентных займов. Это верно. Однако процент, который платят пайщики за предоставленный заем, возвращается пайщикам же в виде процента по сбережениям. Поэтому для кредитного союза, как и для его пайщиков, очень важно сбалансировать интересы пайщиков как заемщиков и тех же самых пайщиков как заимодавцев. Очевидно, что чем выше процент по сбережениям, тем выше должен быть процент по займам. Баланс интересов пайщиков и соответственно величины процентов (то есть компенсации) — один из центральных аспектов финансового управления в кредитном союзе.
Предоставление и получение займа оформляется договором, в котором оговариваются цель, на которую берутся деньги, срок займа, гарантии его возврата и размер компенсации (процент). Займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Максимальный срок долгосрочного займа в кредитном союзе не превышает двенадцати месяцев. Исключение составляют займы, полученные по жилищным программам, иногда займы на поддержку индивидуальных предпринимателей. В этих случаях гарантией обеспечения возврата должен быть залог, адекватный сроку и сумме займа, включая сберегательные взносы пайщика, либо поручительство, достаточное для покрытия возможного невозврата. Процент по долгосрочному займу должен учитывать риск невозврата, включая предпринимательский риск, если это заем индивидуальному предпринимателю.
Если заем возвращается досрочно, то процент взимается только за время фактического пользования займом.
Как некоммерческая организация,
кредитный союз разрабатывает целевые
программы своей деятельности. Практически
— это программы формирования
и использования фонда
Средства фонда финансовой взаимопомощи, сформированные преимущественно за счет средств пайщиков, кредитный союз использует исключительно для предоставления займов пайщикам. Если образуется некоторый остаток, он должен быть размещен в интересах пайщиков в надежных сберегательных инструментах, низкорисковых активах. Величина свободного остатка не может превышать половины величины фонда финансовой взаимопомощи. Если кредитный союз решает разместить этот остаток на депозитном счете банка, он должен получить решение правления, выражающее волю пайщиков. При этом кредитный союз заключает с банком договор "в пользу третьих лиц", представив в качестве третьих лиц списочный состав пайщиков, в пользу которых заключен договор. Доход по депозитному договору перечисляется в кредитный союз на личные счета пайщиков по представленному в договоре списку.
Размещение временно свободного остатка в экономических условиях современной России является трудной проблемой, как и вообще проблема размещения денег в надежные активы. Представлявшиеся совсем недавно надежными государственные ценные бумаги сильно скомпрометированы августовским финансовым кризисом 1998 г. Тем не менее они, как и другие государственные и муниципальные обязательства, будут продолжать играть роль сберегательного инструмента, в том числе и для кредитных союзов.
Совершая операции с ценными бумагами, кредитный союз выступает не как профессиональный участник рынка ценных бумаг, а как клиент- покупатель или продавец, пользующийся услугами финансового посредника. В ценных бумагах кредитный союз лишь хранит денежные сбережения пайщиков, действуя от имени и по поручению пайщиков на основании членства (по аналогии с нормой, установленной ГК РФ для обществ взаимного страхования - ст. 968 п. 3), а не на основании договора поручения. Поэтому операции кредитного союза с ценными бумагами не могут быть отнесены к трастовым операциям, которыми занимаются профессиональные участники финансового рынка.
Как мы видим, основная деятельность кредитного союза по оказанию финансовых услуг своим пайщикам не преследует цели получения прибыли, не относится к рисковой деятельности и, следовательно, не является предпринимательской. Тем самым подтверждается статус кредитного союза как некоммерческой, не кредитной организации.
Здесь важно совместить статус кредитного союза как финансовой и одновременно как некоммерческой организации. Это чрезвычайно важный аспект жизни кредитного союза, для которого решающую роль играют правила и нормы, нарушение которых может привести к фактической утрате статуса кредитным союзом. Поэтому для кредитных союзов России Центром развития кредитных союзов была разработана система стандартов, принятая Лигой кредитных союзов и утвержденная Ассамблеей Лиги в мае 1995 г.
Стандарты закрепляют условия членства, виды деятельности, порядок и процедуры управления и контроля в кредитных союзах. Соблюдение стандартов контролируют органы кредитного союза, а также Лига кредитных союзов, устав которой предусматривает обязательную периодическую инспекцию деятельности кредитных союзов — членов Лиги. Система государственного контроля за деятельностью еще должна быть сформирована.
В начале XX столетия в Российской империи учреждениями мелкого кредита занимались специальные инспекции по делам мелкого кредита при Государственном казначействе и Государственном банке. Это было оправданно, поскольку деньги на создание и деятельность учреждений мелкого кредита шли из государственной казны.
На сегодняшний день вопрос о специальном государственном органе, который бы ведал делами кредитных союзов, остается открытым. Кредитные союзы подпадают под общие правила и процедуры государственного контроля со стороны налоговых органов, госпожнадзора, прокурорского надзора и других традиционных форм государственного управления. Однако кредитный союз как специфическая финансовая организация нуждается и в специальном порядке государственного контроля.
В России складывается опыт контроля за деятельностью кредитных союзов в субъектах Федерации. Например, в Волгоградской области, единственной, где принят и действует региональный закон о кредитных союзах, при областной администрации создана инспекция, под эгидой которой создаются и работают кредитные кооперативы, в том числе и кредитные союзы.
Управление кредитным союзом
Главная задача управления в кредитном союзе — обеспечить его финансовую стабильность, оградить сбережения пайщиков от угрозы их утраты или обесценения. В то же время, управление кредитным союзом осуществляется на принципах кооперативной демократии и кооперативного поведения. Процесс управления должен обеспечить реализацию прав пайщиков в кредитном союзе: равные возможности при пользовании всеми услугами кредитного союза, участие в управлении кредитным союзом, получение любой информации о деятельности кредитного союза, в том числе информации о результатах проверок финансовой деятельности и др.
Процесс управления должен
обеспечить знание и понимание
всеми членами кредитного союза
принципов и философии
Органами кредитного союза являются общее собрание членов' кредитного союза, правление КС, ревизионная комиссия, директор КС. В кредитной союзе может быть создан кредитный комитет, комитет по членству, другие комитеты, если в них возникнет необходимость. Высшим органом КС является общее собрание пайщиков, в компетенцию которого входит: утверждение устава, положения о порядке формирования и использования фонда финансовой взаимопомощи и других положений; выборы правления и других органов КС, назначение директора КС и отстранение его от должности. Общее собрание заслушивает и утверждает отчеты органов кредитного союза, обсуждает целевые программы деятельности союза и принимает решение об их исполнении.
Общее собрание обеспечивает демократический
контроль со стороны членов кредитного
союза. Правление несет
Общее собрание избирает правление, ревизионную комиссию, кредитный комитет и другие комитеты кредитного союза. Компетенция и полномочия выборных органов определяются уставом и положением об органах управления.
Правление утверждает директора и главного бухгалтера. В отличие от председателя и членов правления, директор и главный бухгалтер, являясь управленческой номенклатурой, работают на платной, возмездной основе.
Председатель правления и
Правление определяет стратегию кредитного союза, обращая особое внимание на финансовое планирование; правление утверждает целевые программы деятельности кредитного союза, осуществляет контроль за их реализацией. Оперативную работу по управлению (организацию учета и отчетности, операционную деятельность по обслуживанию пайщиков) осуществляет персонал, работающий по найму. Штатный состав персонала утверждает правление; смета на управленческие расходы утверждается общим собранием.