Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 13:00, курсовая работа
Целями данной работы является:
- изучить особенности кредита как экономической категории, раскрыть его функции и значимость в экономике; а также оценить влияние кредитной политики на экономику страны в целом;
- исследование особенностей кредитной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы кредитной политики…………...…………………..5
1.1 Сущность, функции, источники кредита………………………………....5
1.2 Роль кредита……………………………………………………………….11
1.3 Норма процента и факторы его определяющие………………………..12
1.4 Создание банками кредитных денег……………………………………..13
1.5 Банковский мультипликатор……………………………………………..15
2 Кредитная политика Республики Беларусь………………………………18
2.1 Основные направления кредитной политики в Республике Беларусь
на 2014год………………………………………………………………….…..18
2.2 Анализ показателей кредитной политики в Республике Беларусь
за 2014 год……………………………………………………………… …....…19
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………
3.Национальный банк продолжит регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. сохранятся рыночные условия предоставления денежных средств банкам.
4.Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.
5.Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2014 год на 0,2 – 0,5 млрд. долларов США.
6.В 2014 году действия Национального банка будут направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта. Банковское кредитование будет осуществляться с учетом наращивания ресурсной базы банков и необходимости поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. В целом требования банков к экономике в 2014 году вырастут на 16 – 19 процентов.
7.В 2014 году продолжится формирование устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка путем развития его инструментов и обеспечения их ликвидности и прозрачности, совершенствования инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.
8. В 2014 году продолжится совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличение объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов.
9. Также продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, других государств – участников Содружества Независимых Государств, включая формирование и развитие договорно-правовой базы.[8,10]
2.2. Анализ показателей кредитной политики
в Республике Беларусь за 2014 год
Реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2014 г. осуществлялась в составе мер единой государственной экономической политики в соответствии с задачами, определенными в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год, с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.
Развитие экономики и финансовой сферы находилось под воздействием целого ряда внешних факторов. Одним из них является значимое замедление экономической динамики в странах - основных торговых партнерах, которое оказало влияние на сокращение спроса на белорусскую продукцию и снижение экспорта.
Другим не менее важным фактором стало непредсказуемое снижение в начале года обменных курсов национальных валют в России, Казахстане и Украине, что привело к временному росту инфляционно-девальвационных ожиданий в стране и некоторому снижению ценовой конкурентоспособности отечественных товаров.
Несмотря на достаточно сложные внешнеэкономические условия, в последние месяцы в результате принятых Правительством Республики Беларусь и Национальным банком мер в экономике и денежно-кредитной сфере обозначился ряд позитивных тенденций (рисунок 1).
Следует отметить, что постепенно стала восстанавливаться деловая активность в стране после ее снижения в конце 2013 г. - начале 2014 г. Реальный ВВП за январь - июнь 2014 г. вырос на 1,2 процента (по итогам 2013 г. - на 0,9 процента, в I квартале 2014 г. - на 0,7 процента). В значительной мере этот рост был обеспечен стабильно высоким вкладом розничной и оптовой торговли. Кроме того, произошло сокращение отрицательного вклада в прирост ВВП предприятий промышленности и сельского хозяйства.
В то же время наблюдается постепенное восстановление темпов промышленного производства. Если в начале года его падение составляло 7,1 процента, то за первое полугодие - 1 процент. Запасы готовой продукции увеличились за январь - июнь 2014 г. на 5,2 трлн. руб.
Рисунок 1- Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь (к соответствующему периоду предыдущего года, в сопоставимых ценах)
На фоне увеличения реальных денежных доходов населения, реальный рост которых за январь - май 2014 г. составил 6,3 процента, происходит неуклонное сокращение разрыва между ростом реальной заработной платы и производительности труда (рисунок 2).С начала года прослеживается незначительное улучшение финансового состояния предприятий, хотя оно и остается достаточно сложным. В сравнении с январем - маем 2013 г. наблюдалось снижение их рентабельности, рост количества убыточных организаций, а также значительное ускорение роста просроченной задолженности по кредитам и займам. Несмотря на имеющиеся сложности в производственном секторе, формирование позитивных тенденций будет зависеть от системных мер экономической политики, комплексно решающих вопросы макроэкономической сбалансированности, снижения инфляции и поддержки экономического роста.
Рисунок 2 - Динамика реальной заработной платы и производительности труда
Динамика инфляционных процессов, наблюдаемая в первом полугодии 2014 г., характеризовалась высокой степенью интенсивности и превышала прогнозные параметры.(рисунок 3)
Несмотря на замедление роста потребительских цен в июне 2014 г., индекс потребительских цен в годовом выражении увеличился до 120 процентов против 119 процентов в мае 2014 г. и 114,9 процента в январе 2014 г.
Идет достаточно быстрый рост как административно регулируемых цен, так и базовой инфляции. При росте потребительских цен за первое полугодие 2014 г. на 10,2 процента (за январь – июнь 2013г. - на 7 процентов) базовая инфляция выросла на 9,7 процента и обусловила 65,5 процента прироста потребительских цен.
Ускорение базовой инфляции во многом зависит от факторов, которые напрямую не связанны с воздействием монетарной политики, а именно:
- повышение акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия и поэтапное сокращение перечня товаров и услуг, цены и тарифы на которые регулируются государством;
- временные проблемы во II квартале 2014 г. с поставками отдельных видов мясной продукции в торговле.
Без учета данных факторов темп роста базовой инфляции, по оценке, составил 106,4 процента, ее вклад в общий прирост ИПЦ - 43,2 процента. Регулируемые цены и тарифы за первое полугодие 2014 г. увеличились на 11,7 процента (за первое полугодие 2013 г. - на 9,6 процента). Удельный вес данного фактора составил 34,5 процента.
В 2014 г. наблюдается значимое улучшение ситуации во внешней торговле. Сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе - мае 2014 г. составило 425,7 млн. долл. США против 21 млн. долл. США годом ранее. Это стало результатом опережающего снижения импорта товаров (на 8 процентов) по сравнению с падением экспорта (на 2,4 процента). Более интенсивное сокращение импорта во многом связано с мерами, принимаемыми Правительством Республики Беларусь и Национальным банком, по обеспечению сбалансированности экономики, и прежде всего по оптимизации внутреннего спроса.
Рисунок 3 - Индекс потребительских цен
Отмеченные позитивные результаты развития внешней торговли и текущего счета создают основу для обеспечения внешнеэкономической сбалансированности. В настоящее время следует сохранить данную тенденцию посредством реализации дальнейших стабилизационных мер, в том числе мер монетарной политики. Вместе с тем важным фактором сбалансированности экономики, особенно в условиях необходимости погашения государством значимых объемов внешних заимствований, является приток в страну капитала по финансовому счету.
Если в I квартале 2014 г. сформировался чистый спрос предприятий на валюту в размере 266,5 млн. долл. США, то во II квартале наблюдалось чистое предложение иностранной валюты в размере 113,7млн. долл. США. Статистические данные за июль подтверждают факт формирования чистого предложения иностранной валюты субъектами хозяйствования.
Вместе с тем в целом за полугодие субъекты хозяйствования остаются чистыми покупателями иностранной валюты в объеме 152,8 млн. долл. США против чистой ее продажи в размере 703,8 млн. долл. США годом ранее.
Население в первом полугодии 2014 г. сформировало чистый спрос на иностранную валюту в размере 239,4 млн. долл. США (в первом полугодии 2013 г. - 167 млн. долл. США). Чистая покупка валюты была связана с возросшими девальвационными ожиданиями, в том числе с нестабильностью курсов валют в странах - торговых партнерах. В июне 2014 г. покупка валюты значительно сократилась, а с начала июля физические лица уже больше продают иностранную валюту, чем покупают, в отличие от ситуации прошлого года.
Текущая курсовая политика Национального банка направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля и обеспечение его плавного ослабления с учетом складывающейся динамики внешней торговли и платежного баланса в целом, ситуации как на внутреннем валютном, так и на мировом финансовом рынках (рисунок 4).
За первое полугодие 2014 г. курс белорусского рубля снизился по отношению к доллару США на 7,3 процента, к евро - на 6,2 процента, к российскому рублю - на 4,5 процента. Стоимость корзины иностранных валют выросла с начала 2014 г. на 6 процентов и на 1 июля 2014 г. составила 3 503,4 рубля.
Рисунок 4 - Изменение номинального обменного курса белорусского рубля
Более быстрая девальвация белорусского рубля может привести к значительным курсовым потерям, сопоставимым и даже превышающим положительный эффект от увеличения экспортной выручки.
На 1 апреля 2014 г. внешний долг предприятий составил 16,7 млрд. долл. США, Правительства – 12,7млрд. долл. США. Задолженность предприятий в иностранной валюте перед банками на 1 июля 2014 г. достигла 15,9 млрд. долл. США. Наблюдаемое некоторое укрепление реального эффективного курса белорусского рубля на 3,2 процента (в мае 2014 г. по отношению к декабрю 2013 г. по индексу цен производителей промышленной продукции) обусловлено, прежде всего, превышением уровня инфляции в Республике Беларусь над уровнем инфляции в России и еврозоне.
Динамика срочных депозитов населения в национальной валюте на протяжении отчетного периода характеризовалась неоднородностью. Значительно интенсивный рост в начале года постепенно замедлялся с 2,98 трлн. руб. в январе до 0,36 трлн. руб. в апреле , и в мае был зафиксирован отток в размере 0,15 трлн. руб. Вместе с тем в июне и июле ситуация стабилизировалась. Наблюдается небольшой рост срочных рублевых депозитов физических лиц. В целом за первое полугодие 2014 г. срочные рублевые депозиты физических лиц выросли на 26,4 процента, или на 6 трлн. руб (рисунок 5)
Во многом это было связано с выбранной тактикой, направленной на постепенное снижение процентных ставок во взаимоувязке с изменениями как во внешнем секторе, так и на внутреннем валютном рынке, курсовой динамикой и инфляцией.
Рисунок 5 - Динамика прироста срочных депозитов в национальной валюте ( за 21 день июля 2014 г.)
Средняя ставка по новым срочным депозитам физических лиц в рублях в июне 2014 г. составила 32,5 процента годовых, снизившись с начала года на 12,8 процентного пункта.
В рамках реализации решений, направленных на постепенное снижение процентных ставок, Национальный банк предпринял в отчетном периоде ряд мер (рисунок 6).С начала года ставка рефинансирования была снижена на 3 процентных пункта и с 16 июля 2014 г. составляет 20,5 процента годовых.В целях уменьшения стоимости кредитных ресурсов постепенно снижались ставки по инструментам предоставления ликвидности: с 35 процентов годовых на начало года до 25 процентов годовых с 16 июля 2014 г. Со 2 июля 2014 г. до 19 процентов годовых также была снижена ставка по операциям изъятия ликвидности.
Рисунок 6 - Динамика ставок по кредитам и депозитам в белорусских рублях
Заданная динамика процентных ставок согласуется с целью Национального банка по сужению коридора процентных ставок по своим операциям и приближению ставки однодневного рынка межбанковских кредитов к уровню ставки рефинансирования.
С начала года ширина данного коридора сузилась с 15 до 6 процентных пунктов. В результате ставка по однодневному межбанковскому кредиту снизилась с 33,6 процента годовых в декабре 2013 г. до 21,6 процента годовых в июне 2014 г.
В мае вступило в силу решение Национального банка об административном ограничении процентных ставок по кредитованию юридических лиц в белорусских рублях. В соответствии с ним максимальный размер процентных ставок на день заключения кредитного договора не должен превышать среднюю процентную ставку по новым кредитам за последний отчетный месяц.
В результате принятых мер средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях в июне 2014 г. составила 36 процентов годовых, снизившись с начала года на 5,9 процентного пункта.
До конца года меры Национального банка в области процентной политики будут направлены на дальнейшее снижение процентных ставок на кредитно-депозитном рынке с обеспечением их положительного уровня в реальном выражении.
В течение первого полугодия 2014 г. происходили существенные колебания ликвидности банковской системы (от плюс 5,9 трлн. руб. в середине февраля 2014 г. до минус 3,2 трлн. руб. в конце апреля 2014 г.). Среднее значение позиции банковской системы за отчетный период составило плюс 0,5 трлн. руб. (рисунок 7).
Информация о работе Кредит и его формы. Особенности кредитной политики в Республике Беларусь