Кризис российской экономики и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:52, контрольная работа

Краткое описание

В России рыночная экономика формируется под сильным влиянием социально-исторических и геополитических факторов. В социально-экономическом плане наша страна является связующим звеном между цивилизациями западного (с преобладанием частной собственности) и восточного (с доминирующей ролью государства) типа. В экономическом плане российское общество исторически сложилось как принадлежащее скорее к восточному типу и сохранило, несмотря на смену экономических систем и политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства как регулятора экономики; крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества; тесную связь административной власти и собственности; слабую укорененность частной собственности; недостаточное развитие частной хозяйственной инициативы при сильном социальном иждивенчестве и уравнительно-коллективистских настроениях.

Вложенные файлы: 3 файла

КризисРоссийскойЭкономикиИПутиЕгоПреодоления.docx

— 37.35 Кб (Скачать файл)

КРИЗИС РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

1. Особенности российской экономики

 

Переход к рыночной экономике в России происходит в средне развитой стране с устойчивыми антирыночными традициями, бедным и при этом довольно образованным населением, слабым развитием демократических институтов.

В России рыночная экономика формируется под сильным влиянием социально-исторических и геополитических факторов. В социально-экономическом плане наша страна является связующим звеном между цивилизациями западного (с преобладанием частной собственности) и восточного (с доминирующей ролью государства) типа. В экономическом плане российское общество исторически сложилось как принадлежащее скорее к восточному типу и сохранило, несмотря на смену экономических систем и политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства как регулятора экономики; крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества; тесную связь административной власти и собственности; слабую укорененность частной собственности; недостаточное развитие частной хозяйственной инициативы при сильном социальном иждивенчестве и уравнительно-коллективистских настроениях.

Сложившейся в 90-х годах российской модели рыночной экономики присущи черты переходной системы, а также характеристики, унаследованные из исторического прошлого. Так, государство по-прежнему оказывает сильное влияние на хозяйственные процессы. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. Крайне неустойчивыми остаются права собственности, которые подвергаются частому перераспределению. Сравнительно небольшое распространение получило малое и среднее частное предпринимательство, медленно идет формирование среднего класса как влиятельной общественной силы. Серьезной проблемой стала высокая криминализация экономической жизни, которая отчасти обусловлена общими для переходных состояний экономики факторами (перераспределение собственности, рост коррупции в результате ослабления государственной власти).

Вместе с тем традиционные для России претензии государства на всевластие в экономике и патерналистскую опеку над населением в сочетании с почти полным отсутствием демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Наконец, теневая экономика полукриминального типа долгое время была единственной сферой, где существовало некое подобие рыночных отношений и откуда вышла часть российских предпринимателей. Однако криминализация экономики оказалась не преходящим, а долговременным явлением, которое препятствует возобновлению экономического роста.

Переход к рыночным отношениям происходит крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики. В финансовой сфере и некоторых отраслях промышленности формы и методы хозяйствования быстро приближались в последние годы к уровню стран со зрелой рыночной экономикой. В то же время в сельском хозяйстве, социальной сфере в основном сохранились механизмы, унаследованные от АКС. Соответственно неравномерно происходит переход к рыночной экономике и в отдельных регионах России.

В окончательном виде российская модель еще не сформировалась, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями — от чисто либеральной до социал-демократической. По мнению некоторых экономистов, наиболее соответствовала бы российским условиям модель социального рыночного хозяйства. Эта модель могла бы обеспечить органичное единство рынка и государства.

 

2. Социально-экономический кризис в России

 

Главная причина кризиса лежит в сфере политики российского государства, допустившего одностороннюю ориентацию реформ на стабилизацию финансов (политика монетаризма) а ущерб интересам населения и реальному сектору экономики.

Социально-экономический кризис характеризуется следующими чертами:

1) Резкое падение уровня жизни.

Каждый пятый житель страны получает доходы, которые не позволяют приобрести товары и услуги, включенные и состав потребительской корзины. Гарантированная государством ставка оплаты труда не достигает 20% прожиточного минимума. Заработная плата составляет около 40% доходов населения и не дает возможности основной массе граждан достойно жить за счет заработка по основному месту работы. Особенно нетерпимы неплатежи по заработной плате, противоречащие принятым на себя Россией международным обязательствам, а также пенсий, которые уменьшают и без того крайне низкий уровень доходов населения;

2) Деградация социальной сферы.

Так, в России в процентах от ВВП расходы на науку, образование и здравоохранение в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах Запада. Упадок социальной сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализацией, уходом наиболее квалифицированных работников из промышленности в сферу услуг, слабым притоком молодых и перспективных кадров;

3) высокая безработица, составляющая 20-25% самодеятельного населения.

Налицо угроза дальнейшего роста безработицы в связи с реструктуризацией промышленности. Для многих регионов Центральной и Северной России, Южной Сибири и Дальнего Востока уровень безработицы приближается к социально опасным пределам. Государственные органы не готовы к регулированию рынка труда и проведению эффективной политики занятости;

4) опасное нарастание социальной напряженности.

В 1998г. забастовочная волна заметно усилилась, захватив большие категории служащих и интеллигенции, которые прежде не участвовали в акциях протеста;

5) растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы, граждан.

В условиях высокой дифференциации доходов не может сложиться средний класс, который является источником экономического процветания и социально-политической стабильности во всех современных обществах;

6) острый демографический кризис.

По показателю продолжительности жизни Россия находится в пятом-шестом десятке стран мира. Очень высок уровень заболеваемости и инвалидности, распространяются болезни, обусловленные социальным неблагополучием, возникают эпидемии опасных инфекционных болезней, обостряется проблема социальной защиты престарелых;

7) утрата населением доверия к власти.

Это оборачивается развитием «теневой» экономики, низкой нормой сбережений в государственных и особенно негосударственных банках, «долларизацией» экономики, бегством капитала, недоверием предпринимателей государственной финансовой политике. Опыт стран, осуществлявших глубокие преобразования, однозначно свидетельствует: успех возможен только в том случае, когда реформы пользуются поддержкой большинства населения и ведут к росту его благосостояния.

Пренебрежение российским государством своими социальными обязательствами в огромной мере отражает устаревшее понимание роли социальной сферы в экономике. Правительству необходимо отказаться от практики «латания дыр» в социальной сфере и исходить из того, что социальные расходы государства имеют не меньшее значение для экономического развития, чем накопление капитала.

Для преодоления кризиса в России необходимо глобально изменить курс проведения реформ, а это означает: усилить роль государственного регулирования экономики.

 

3. Роль государства в кризисной экономике

 

В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.

Российское правительство особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:

•формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема;

•развитие правовых и налогово-бюджетных основ федерального устройства государства;

•легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.

Важным направлением государственной деятельности является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды и предпринимательской деятельности. Сам процесс государственного правотворчества должен осознанно вписываться в широкий исторический контекст развития страны.

Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.

Одновременно государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами. Бесхозность государственной собственности—один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту.

Все должно работать на вектор поступательного движения вперед. Необходимо наладить партнерство между предпринимателями и государством. Это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.

Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции — важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов в переходной экономике, в которой мотивация выживания господствует над стимулами к производительному труду. На смену универсальным социалистическим монополиям пришли не столько естественные монополисты (не в них главный источник наших трудностей), сколько крупные финансовые корпорации — организационно аморфные, высокорисковые, слабо поддающиеся общественному воздействию.

Вся прежняя картина проведения курса реформ в России показала несостоятельность государственного регулирования экономикой.

В последние годы государство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств. Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Да и программа промышленной политики с приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации, нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут «заработать» автоматически.

Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути:

1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств

2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.

Государство должно выступать инициатором дальнейших институциональных преобразований.

В конечном итоге, необходимы новая мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпринимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, — должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

В 1999-2000 годах происходило постепенное восстановление экономики после финансово-экономического кризиса 1998 года. Это явилось следствием значительного улучшения конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке, проведения взвешенной макроэкономической политики и благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. Валовой внутренний продукт (ВВП) в реальном выражении увеличился в 2000 году на 7,7%, возросло положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса, которое составило более 17% ВВП, произошел существенный рост валовых международных резервов, инфляция снизилась до 20%. Значительный объем бюджетных доходов привел к образованию первичного профицита федерального бюджета в размере 5% ВВП. В то же время в последние месяцы 2000 года произошло замедление темпов экономического роста. Несмотря на снижение уровня инфляции в 2000 году, ее темпы в первые месяцы 2001 года повысились.

ТитульныйЛист.docx

— 11.39 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ТУКонтрольнаяРабота.docx

— 162.08 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Кризис российской экономики и пути его преодоления