Критерии, параметры и показатели экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение стр 3

1. Критерии и показатели экономической безопасности
национальной экономики стр 5

2. Содержание экономической безопасности стр 8
3. Энергетическая безопасность стр 12
Заключение стр 14
Список литературы стр 15

Вложенные файлы: 1 файл

эконом безопасн.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ  АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА

( СибГАУ )

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                             КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

                                                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                                по курсу: Экономическая безопасность

                                                       на тему:  

            Критерии, параметры и показатели экономической безопасности

 

 

 

 

 

                       Подготовил: 

Студентка гр ТДЗ 91/2

 Хныжова А.И.

 № 2590309

 Проверил:     

 

 

                                                  

                                             

                                           

                                                   Красноярск 2012 г.

                                                                 Содержание

 

Введение                                                                                     стр  3

 

1. Критерии и показатели экономической безопасности

 национальной экономики                                                                   стр 5

 

2.  Содержание экономической безопасности                                   стр 8

3.  Энергетическая  безопасность                                                         стр  12

 Заключение                                                                                           стр 14

 Список литературы                                                                              стр 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность  соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения  экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения  привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие  и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции  экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных  упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой  опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объект исследования – национальная хозяйственная система страны.

Предмет исследования –  социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.

Цель работы – рассмотреть  роль экономической безопасности в  системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих  задач:

- определение понятия  и сущности экономической безопасности;

- рассмотрение основных  положений Концепция национальной  безопасности России;

-определение основных  задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- характеристика основных  критериев и показателей экономической  безопасности;

- анализ основных показателей  экономической безопасности России;

 

- выявление существующих  и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

Вопросы экономической  безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С. и др.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, нормативный и позитивный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

 

Существует тесная взаимосвязь  экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.

 

На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным  интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.

Национально-государственные  интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми  необходимыми средствами и институтами  государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Состояние экономической  безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Виды экономической  безопасности определяются в зависимости  от сфер и отраслей экономической  деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид  образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием  национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она  проявляется в конкурентоспособности  отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Возрастающую роль в  современной экономике играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

Еще один вид экономической  безопасности - информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время  колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный., о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

Однако надо иметь  в виду, что экономическое развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени  соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард». России важно выработать собственное видение своего места в глобализации, выстроить соответствующие геостратегические концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре  глобальной экономики. Для этого  необходимо проанализировать:

- процесс объединения  национальных государств в интеграционные  союзы;

- транснациональные капиталы, транснациональные корпорации (ТНК)  и банки как их организационно-правовые  формы;

- международные экономические  институты регулирования и координации.

Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют  деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование  которых так или иначе связано  с соответствующими национальными  интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

Вопрос о том, на какой  платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм  с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных  регионов, остается открытым.

В условиях образования  новых метасубъектов мировой  экономики и геополитики новых  центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее  не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.

Информация о работе Критерии, параметры и показатели экономической безопасности