Кругооборот доходов и расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Рынки (рыночные отношения) создавались во многих странах мира на протяжении длительного периода времени, к этому они заранее готовились (создавали материальную базу); для перехода к рынку выбирался определенный период времени – не кризисный, в ходе подготовки к новой системе хозяйствования руководство страны получало поддержку политических сил и большинства населения.

Содержание

Введение
Сущность рынка и рыночных отношений
Субъекты рыночного хозяйства
2.1 Домохозяйство
2.2 Фирма
2.3 Государство
2.4 Банк
Кругооборот доходов и расходов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ы.docx

— 84.56 Кб (Скачать файл)

     Содержание

 

Введение

  1. Сущность рынка и рыночных отношений
  2. Субъекты рыночного хозяйства

2.1 Домохозяйство

2.2 Фирма

2.3 Государство

2.4 Банк

  1. Кругооборот доходов и расходов

Заключение

Список использованной литературы 
 

 

      Введение 

     Эволюция  общественных форм производства и хозяйства  привела к возникновению современной  рыночной системы, в основе которой  функционирование товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных  индивидов.

     Рыночное  хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством  и потреблением посредством рынка.

     Рынки (рыночные отношения) создавались во многих странах мира на протяжении длительного периода времени, к  этому они заранее готовились (создавали материальную базу); для  перехода к рынку выбирался определенный период времени – не кризисный, в  ходе подготовки к новой системе  хозяйствования руководство страны получало поддержку политических сил  и большинства населения.

     Рынок (рыночные отношения) – это совокупность общественных производственных отношений, система форм взаимосвязанных механизмов хозяйствования, связанных со сферой, условиями и местом производства и реализацией товара.

     Рынки могут принимать самые различные  формы. Ближайшая касса, промтоварный магазин – все это обычные  рынки. Товарные и фондовые биржи, аукционы, ярмарки – это уже более  высокоорганизованные рынки. Рынки  могут быть местными, национальными, международными. На одних продавцы и покупатели устанавливают личный контакт между собой, на других действуют  посредники, через которых совершаются  сделки.

     В длительной экономической эволюции «сотворение» рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической  дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы  – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Точнее было бы сказать, что выход на рынок  был предопределен самой экономической средой. Ограниченность ресурсов выступила одной из причин общественного разделения труда, специализации отраслей и видов человеческой деятельности. Сама современная экономическая система является своеобразным продуктом все возрастающих масштабов разделения труда и углубления специализации. Однако успехов в поисках решения проблемы «потребности-возможности» удалось добиться далеко не всем.

     В современном мире каждый участник рыночных отношений стремится получить выгоду, а, следовательно, и прибыль. Таким  образом, он должен как-то приспосабливаться  к окружающему миру и, соответственно, вынужден сталкиваться с различными трудностями и проблемами.

     В данной работе рассматривается такое  понятие как «рынок» и содержание рыночных отношений, изучаются составляющие рынка – субъекты рыночного хозяйства  и их связь между собой, а также  как осуществляется распределение  доходов и расходов между взаимодействующими субъектами рынка. 
 

 

      1. Сущность рынка и рыночных отношений 

     В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется  такой важнейший их элемент, как  рынок. Рынок представляет собой  сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические  условия функционирования и развития.

     Рынок как один из элементов товарного  производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло, не отразится  на понимании и толковании его  сущности.

     Рынок – понятие многомерное, поэтому  достаточно трудно охарактеризовать его  однозначно. Можно дать несколько  определений рынка. Рынок – это  обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок  – это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, иными словами, отношение  спроса и предложения. Рынок –  это сфера обмена внутри страны и  между странами, связывающая между  собой производителей и потребителей продукции. Рынок – это экономические  отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

     Рынок как экономическая категория  есть совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические  интересы субъектов рыночных отношений  и обеспечивающая обмен продуктами труда.

     Углубленное понимание категории «рынок»  требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Хотя конечной, естественной целью  экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство.

     Производство  представляет собой процесс преобразования и приспособления природных материалов для нужд человека. Оно включает сферы: первичную (сельское хозяйство, добычу ископаемых, производство электроэнергии), вторичную (дальнейшую обработку сырья и материалов в отраслях обрабатывающей промышленности), третичную (торговлю, связь, транспорт, услуги). Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет.

     Однако  между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством  следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность  производственного процесса. В процессе распределения выявляются количественные параметры ресурсов и результатов  хозяйственной деятельности. Разница  в уровне доходов обусловливается  различием выполняемых операций, формами собственности на факторы  производства.

     Хотя  обмен занимает третье место в  иерархии сфер экономики, он, подобно  распределению, оказывает сильное  обратное воздействие на производство. Как экономическая категория, обмен  представляет собой производственные отношения, экономические связи  между людьми как производителями  и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для  собственного потребления, а для  других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители  вступают в контакты.

     Стадии  распределения и обмена не имеют  самостоятельного значения. Они создают  условия, необходимые для осуществления  процесса воспроизводства, реализации потребностей производства и потребления, т.е. для функционирования рынка  как экономической системы. Стадии распределения и обмена играют роль передаточного звена, т.е. посредника между производством и потреблением.

     Потребление – завершающий акт хозяйственной  деятельности. Это конечная цель производства. Домашние хозяйства предъявляют  спрос на потребительские товары, предприятия (фирмы) – на инвестиционные товары.

     Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, элементов «большого» рынка, включающего в себя рынок рабочей  силы, финансовый рынок, рынок средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологии, рынок духовных благ. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.

     Степень развития рынка определяет и его  масштабы. Первоначально – при  простом товарном хозяйстве –  возникает сравнительно узкий рынок, где реализуются преимущественно  предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом  к капитализму, сфера товарного  обращения необычайно расширяется. Возникает и развивается система  рынков, на которых продаются и  покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая  сила и т.д. Со временем, в основном к началу ХХ века, в ходе развития внешних экономических отношений  складывается мировой рынок, втягивающий  в себя практически все страны нашей планеты.

     Рынок предполагает наличие следующих  признаков:

     – неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители (продавцы) выбирают любой вид деятельности. В свою очередь потребители (покупатели) могут купить все, что угодно. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так регулируется экономическая свобода – свобода экономического поведения, когда один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;

     – мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоении новой техники, внедрении новых технологий и т.д.;

     – наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

     – отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

     Преимущества  рынка:

     1) Он обеспечивает эффективное  распределение ресурсов, т.е. потребности  проявляются на рынке и в  соответствие с потребностями  производители создают необходимые  товары.

     2) Рынок формирует у фирмы гибкость, адаптивность к окружающей среде,  т.е. фирма должна приспосабливаться  к рынку.

     3) Рынок стимулирует развитие научно-технического  прогресса, так как для получения  максимальной величины прибыли  необходимо снизить издержки  производства, а основным способом  снижения издержек производства  является использование новых,  более совершенных технологий.

     4) Рынок обеспечивает удовлетворение  разнообразных потребностей и  повышение качества товаров и  услуг.

     5) Рынок связан со свободой действий  предпринимателей, т.е. предприниматель  свободен в выборе.

     6) Рынок позволяет успешно функционировать  даже при наличии неполного  объема информации о рыночных  процессах.

     Негативные  аспекты рынка:

     1) Рынок не ориентирован на сохранение  невоспроизводимых ресурсов.

     2) Рынок оказывает негативное воздействие  на окружающую среду.

     3) Рынок не стимулирует производство  товаров и услуг коллективного  пользования, т.е. услуги здравоохранения,  образование, возмещение экологических  проблем.

     4) Рынок не гарантирует права  на труд, соответственно в любой  рыночной экономике имеется определенный  процент безработицы.

     5) Рынок не ориентирован на развитие  нации, рыночная экономика снимает  национальные особенности.

     6) Рынок ориентирован на потребности  людей, имеющих деньги.

     7) Рынок сопряжен с нестабильностью,  то есть с экономическими кризисами.

     Суть  рыночных отношений состоит в  том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и  действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена – это денежное выражение  стоимости товара.

     Рыночная  экономика – очень тонкий механизм и более сложный, чем планово-директивная  экономика. На состояние рыночной экономики  сильное влияние оказывают политические обстоятельства (заявления руководителей  государства и членов правительства, нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие  к государственному аппарату и т.п.).

Информация о работе Кругооборот доходов и расходов