Лекции по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 23:02, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 Введение в макроэкономику

1.1 Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика
1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций по Макроэкономике (Тема 1) Введение в макроэкономику.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)


Тема 1 Введение в макроэкономику

 

1.1 Предмет макроэкономики. Микро-  и макроэкономика

1.1.1 Предмет макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика

Курс макроэкономики, как правило, читается после изучения базового курса по микроэкономике. В чем же отличие этих двух курсов? Почему недостаточно ограничиться лишь микроэкономическим анализом? Вспомним, какие же вопросы изучались в курсе микроэкономики. Во-первых, это были вопросы, связанные с, ценообразованием. В частности, объяснение изменений относительных иен, то есть иен на одни товары го отношению к другим товарам. Однако следует заметить, что мы наблюдаем не только изменение относительных цен (скажем цен на нефть или цен на кофе), го и изменение общего уровня цен. Изучение этого явления, называемого инфляцией, не входило в задачу микроэкономики, а составляет один из основных вопросов макроэкономики. Другой пример. В микроэкономике мы рассматривали труд как один из основных факторов производства, однако предметом нашего интереса было равновесие на рынках труда с учетом квалификации, специализации и т.п. Нас не интересовала совокупная величина занятости в экономики или, наоборот, уровень безработицы. Эти вопросы опять же будут пристально изучаться в курсе макроэкономики. Таким образом, предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Итак, макроэкономика изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики откосятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает экономику как единое целое, рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности. Она пытается объяснить, почему происходит инфляция и как с ней бороться, причины и последствия безработицы, тенденции и факторы роста национальной экономики. При этом макроэкономика оперирует обобщающими показателями (общий объем производства без деления на отдельные виды продукции, домохозяйство как единое целое, фирма, средний уровень цен и и.д.). Основной характеристикой является национальная экономика, которая позволяет скрывать различия, которыми обладают различные субъекты. Основная проблема, с которой сталкиваются студенты, изучающие макроэкономику, состоит в том, что она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры го ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Это часто вызывает недовольство слушателей, особенно тех, кто хочет увидеть в курсе простые, ясные законченные ответы на основные проблемы современной экономики. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что го некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Несмотря на существующее разделение вопросов на микро- и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами го себе, а тесно связаны между собой. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне.

Макроэкономика тесно связана с экономической политикой, которую проводит государство. Это объясняется тем, что современная экономика является смешанной ввиду того, что рыночный механизм не может обеспечить стабильного развития. Поэтому макроэкономика не только выясняет закономерности развития экономики, но и обосновывает экономическую политику государства, направленную на обеспечение стабильного роста, снижение уровня безработицы и инфляции в стране, решение других проблем. Те параметры, которые правительство изменяет при осуществлении своей макроэкономической политики, называются политическими переменными (инструментами). Вокруг масштабов и целей политики правительства идут споры в экономической теории, которые излагаются в курсе макроэкономики.

Национальная экономика, как и любая экономическая сис­тема, регулируема. Основными целями макроэкономического регулирования являются следующие:

1. Обеспечение высокого и устойчивого уровня развития на­ционального производства, совокупным измерителем результа­тов которого является абсолютный рост ВВП, а также его рост в расчете на душу населения.

2. Высокий уровень занятости населения. Обобщающим по­казателем занятости выступает уровень безработицы.

3. Стабильный уровень цен. Это важнейшее условие нор­мально функционирующей экономики, на практике означаю­щее не «замораживание» цен на одном уровне, а их регулируе­мый рост. Показателем ценовой стабильности является индекс потребительских цен (ИПЦ), который в свою очередь служит базой для измерения инфляционных процессов в экономике.

4. Справедливое распределение доходов. В рыночной эконо­мике получение доходов связано с использованием факторов производства. При этом размеры первых определяются эффек­тивностью последних. Однако далеко не все население владеет какими-либо производственными факторами (престарелые, де­ти и т.д.), а значит, не имеет факторных доходов. Следователь но, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов, и этот его недостаток должно компенсировать государство по­средством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии и т.д.).

5. Стремление к сбалансированности внешнеэкономической деятельности.

Достижение экономической системой поставленных целей предполагает необходимость регулирования функционирова­ния ее составляющих, реализуемого на различных уровнях сис­темы — как отдельных фирм, так и собственно национальной экономики. Стратегическая цель регулирования — повышение общественного благосостояния.

Для достижения поставленных целей государство разраба­тывает определенную экономическую политику — систему мер государственного управления экономикой посредством ре­сурсов, имеющихся в распоряжении государства. Такими мера­ми являются следующие:

• денежно-кредитная политика, осуществляемая государст­вом через денежную, кредитную и банковскую системы страны. Путем регулирования денежной массы государство способно влиять на экономическую конъюнктуру;

• налогово-бюджетная политика, означающая манипулиро­вание налогами и государственными расходами с целью воздей­ствия на экономику;

• политика доходов, выражающая государственные меры по справедливому распределению доходов;

• внешнеэкономическая политика, важным агрегирован­ным показателем которой является чистый экспорт, т.е. раз­ница между экспортом и импортом.

 

1.1.2 История формирования макроэкономики

Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVII-XVIII веках (например, в 1752 году вьшла работа Д.Юма, посвященная изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е-40-е годы двадцатого века.

Четыре основных события повлияли на выделение макроэкономики в первой половине XX века. Во-первых, был накоплен критический минимум статистической информации, необходимый для изучения макроэкономических тенденций. С начала XX века стали уделять особое внимание сбору статистической информации на макроуровне. Была разработана система национальных счетов (СНС), позволившая вести стандартизированное и всеобъемлющее макроэкономическое наблюдение для проведения межвременных и межстрановых сравнений. Развитие статистики позволило выявить ряд эмпирических закономерностей, которые и стали предметом изучения макроэкономики.

Во-вторых, важную роль для появления макроэкономики сыграли исследования в области теории экономических циклов. Первый экономический цикл обычно относят к 1825 г. (до этого экономическое развитие происходило рывками, связанными с технологическими открытиями и носило, как правило, поступательный характер). Первые научные работы в области теории циклов относятся к рубежу ХIХ-ХХ вв. Однако всеобъемлющее изучение бизнес циклов (в современном их понимании) началось в 1920-е гг. С появлением макроэкономики одной из ее основных задач стало объяснение бизнес циклов.

В-третьих, основным толчком для появления новой науки стала Великая депрессия 1929-33 гг. один из крупнейших экономических кризисов в истории, затронувший большинство стран. Во время Великой депрессии ВВП США упал на одну треть, а безработица доходила до 25%. Подобная ситуация не могла быть объяснена в рамках классической экономической теории. Для объяснения сложившейся ситуации и для предотвращения ее возможного повторения было необходимо создать новую теориюмакроэкономику.

И, в-четвертых, последним толчком для появления макроэкономики стала работа Джона Мейнарда Кейнса 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег». Данная книга считается первым полновесным исследованием в области макроэкономики. Кейнс объяснил возможность возникновения такой ситуации, как Великая депрессия, и предложил меры государственной политики, которые бы позволили ее разрешить. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса.

Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской революцией» в экономике. Появление регулярной статистики го национальным счетам позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.

В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы. Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном регулировании экономики.

Кейнсианская теория исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к. наличию неравновесия на рынке труда, го крайней мере, в, краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов двадцатого века.

В 1970-е гг. во многих развитых странах наблюдался период стагфляции (период одновременной экономической стагнации и высокой инфляции), который не мог быть объяснен в рамках традиционной кейнсианской теории. В этот период появляются работы Милтона Фридмана (монетаризм)  и Роберта Лукаса (теория рациональных ожиданий). Эти новые теории стали альтернативой уже ставшему на тот момент кейнсианскому подходу и базировались на предположениях, что рынок находится в общем равновесии в каждый момент времени и экономические агенты ведут себя рационально. Традиционная кейнсианская экономика была также раскритикована за отсутствие микроэкономических обоснований, главным образом, обоснований негибкости пен и зарплат.

Однако кейнсианцы достаточно быстро оправились от нанесенного удара и к середине 1980-х годов появилась «новая кейнсианская теория», которая полностью приняла справедливую критику. Модели с жесткими ценами, отражающие главные кейнсианские идеи рыночного неравновесия, вызванного жесткостью цен, были выведены из микроэкономических предпосылок с учетом рациональных ожиданий. Однако стало понятно, что те эффекты, о которых говорили стандартные кейнсианские модели, относятся преимущественно к краткосрочной перспективе, так как жесткость цен - явление временное. В долгосрочной же перспективе уже становились более актуальными доводы Фридмана-Лукаса. Таким образом, граница между кейнсианскими и монетаристскими теориями постепенно стерлась.

В последние двадцать лет споры внутри макроэкономики ведутся вокруг того, что является главным источником отклонения от общего равновесия. Для кейнсианцев этим источником остаются жесткие цены. Главной альтернативой являются динамические модели общего равновесия, также известные как модели реального делового цикла. В этих моделях основной движущей силой цикла являются реальные технологические шоки, а отклонения от равновесия происходят в основном из-за сегментации рынков - например, из-за того, что только часть населения имеет доступ к кредитным рынкам. Таким образом, по мнению экономиста Ольвье Бланшара сегодняшняя цель макроэкономистов поиск главных источников несовершенства рынка.

Информация о работе Лекции по "Макроэкономика"