Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:18, курс лекций
Международная экономика – это глобальный хозяйственный механизм, представленный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят национальные хозяйства, которые отличаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также масштабами, формами. Реализация национальных интересов на мировом рынке требует понимания механизмов интеграции национального рынка в мировой. Национальная экономика становится внутренней органической частью мирового хозяйства.
По характеру и формам международные капиталовложения могут быть разными. По характеру использования международные капиталовложения могут быть предпринимательскими и ссудными. Предпринимательский капитал прямо или косвенно вкладывается в производство и связан с приобретением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего здесь выступает частный капитал. Вывоз предпринимательского капитала осуществляется следующими путями: за счёт строительства зарубежных собственных или на паях предприятий; через приобретение контрольного пакета акций предприятий; путём открытия за границей собственных филиалов, дочерних компаний. Ссудный капитал означает предоставление средств взаймы ради получения процента. Здесь активно выступает капитал из государственных источников, но и операции со средствами из частных источников весьма значительны. Ссудный капитал отличается от предпринимательского тем, что при вывозе предпринимательского капитала инвестор получает прибыль, а при выдаче ссуды – процент. По источникам происхождения: государственный (официальный) капитал; капитал международных организаций (Всемирного банка, МВФ и др.); частный капитал. Государственный капитал представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. По формам – это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными соглашениями. Капитал международных организаций – это различные кредиты, займы, финансовая помощь международных валютно-финансовых организаций. Частный капитал – это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж частными лицами (юридическими или физическими). К ним относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещение в поле зрения и может, в пределах своих полномочий, контролировать и регулировать их. В частном вывозе преобладает вывоз предпринимательского капитала, в государственном и капитале международных организаций – вывоз ссудного капитала. Доминирующей формой вывоза капитала в настоящее время являются международные займы. По срокам вложения международные капиталовложения делятся на: долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); краткосрочные (до 1 года).
Вопрос 2. Международное инвестирование. Предпринимательская форма перемещения капитала принимает форму иностранного инвестирования. Иностранное инвестирование представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс другой страны.
По целевому назначению выделяют следующие виды иностранных инвестиций: 1. Прямые зарубежные инвестиции – имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранного предприятия. В результате инвестор организует или ведёт производство на территории страны, принимающей капитал. 2. Портфельные зарубежные инвестиции – это способ вложения средств в иностранные ценные бумаги, не дающее инвестору возможности контроля над деятельностью зарубежного предприятия.
Прямые инвестиции, на которые приходится примерно четверть валового объема трансграничных потоков частного капитала, являются основной движущей силой процессов глобализации мировой экономики и оказывают решающее влияние на развитие национальных хозяйств как кредитующих, так и принимающих стран. Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику развитых стран началось в мире с 60-х годов 20-го века. Ежегодно масштабы инвестирования увеличиваются. Так, например, в 1970 году их годовой объём составлял 13 млрд. долларов, в начале 21-го века – около 400 млрд. долларов. 2/3 всех иностранных инвестиций приходится на развитые страны, 1/4 – на развивающиеся страны, 1/10 – на страны с переходной экономикой. Основная часть иностранных инвестиций приходится на США, ЕС и Японию. Из развивающихся стран наиболее привлекательными для зарубежных инвесторов являются новые индустриальные страны (особенно Китай), на долю которых приходится 80% всех направляемых в развивающиеся страны иностранных инвестиций.
Потоки портфельных инвестиций значительно уступают объемам международного кредитования, однако по-прежнему являются важной формой участия многих развитых и развивающихся стран в трансграничном движении капитала. Среди развивающихся государств наибольшие объемы приращения инвестиций в ценные бумаги предприятий приходились на страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, особенно на Южную Корею, Китай, Таиланд, Индонезию.
Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства: они служат источником вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения; прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству; иностранные инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров; привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т.п.
Цели привлечения иностранного капитала весьма разнообразны и определяются теми приоритетами, которые имеет каждая страна. Большинство государств использует иностранные инвестиции для индустриализации, повышения наукоемкости производства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии импортозамещения, а также экспортной ориентации производства. Рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный климат – условия для приложения иностранного капитала в данной стране. Он определяется, прежде всего, экономическими факторами: природными условиями, в том числе, запасами полезных ископаемых, уровнем квалификации и величиной средней заработной платы трудящихся, состоянием экономической конъюнктуры, емкостью внутреннего рынка и возможностью реализации товаров на внешнем рынке, состоянием кредитной системы, уровнем налогообложения, развитием производственной и социальной инфраструктуры, политикой государства по отношению к иностранному капиталу, наличием закрытых для него отраслей и регионов и льготных условий в других отраслях и регионах. Кроме экономических факторов при оценке инвестиционного климата учитывается политическая ситуация в стране: политическая стабильность, угроза крупных социальных конфликтов, состояние преступности и др. В настоящее время в большинстве стран мира создан благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов. Законодательства многих государств признают право любых лиц (физических и юридических), независимо от их гражданства и национальности, осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать фирмы на их территории. С точки зрения вышеуказанных факторов наиболее благоприятный инвестиционный климат существует странах с развитой рыночной экономикой. Многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сохраняют ограничения и барьеры на пути зарубежных капиталовложений, стремясь защитить отечественных производителей на внутреннем рынке. К примеру, устанавливают лимиты иностранной собственности в местных предприятиях, жёстко регламентируют вывоз прибылей, регулируют валютные операции. Кроме того, серьёзным препятствием для поступления финансовых ресурсов из-за границы в неразвитую экономическую среду служат высокие политические риски и криминализация хозяйственной жизни.
Эффективной формой привлечения иностранного капитала являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Сегодня в мире действует около 4000 различных видов СЭЗ, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. СЭЗ играют важную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и являются инструментом общенационального экономического развития; это одна из новых форм МРТ. СЭЗ является частью национального экономического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории. При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью. Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный – проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории СЭЗ, можно подразделить на внешнеторговые, финансовые, фискальные, административные. Процесс создания свободных экономических зон в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. В настоящее время их насчитывается 6: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест».
Вопрос 3. Международное кредитование. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений в товарной или денежной форме на условиях срочности, платности и возвратности. Субъектами международного кредита (кредиторами и заемщиками) могут выступать банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные, региональные валютно-финансовые и кредитные организации.
Принципами международного кредитования являются: срочность, т.е. возвратность кредита должна осуществляться в течение оговоренного срока; платность означает вознаграждение за право пользования кредитом, а также затраты по его обслуживанию; возвратность означает погашение суммы кредита заемщиком перед кредитором; материальная обеспеченность означает наличие гарантии его погашения; целевой характер означает определение объектов кредита. Международный кредит выполняет следующие функции:
Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения. Международный кредит содействует ускорению процесса воспроизводства по следующим направлениям: во-первых, кредит стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны. Тем самым создается дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры; во-вторых, международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций; в-третьих, кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны; в-четвертых, кредит повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности страны. Негативная роль международного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении ее противоречий. Прежде всего, углубляются диспропорции в экономике. Кредитная политика стран служит средством укрепления позиций страны-кредитора на мировых рынках. Международный кредит служит одним из источников финансирования войн.
Классификация форм и видов международного кредита может осуществляться по различным признакам: 1. по субъектам кредитных отношений различают государственный (предоставляемый правительствами), частный (предоставляемый частными лицами) и кредит международных финансовых организаций; 2. по срокам кредитов выделяют краткосрочные (предоставляется, как правило, на текущие цели на срок не более одного года), среднесрочные (предоставляется на срок от 2 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и более); 3. по валюте кредита: в валюте страны-кредитора, в валюте страны-должника, в валюте третьей страны, в коллективной валюте. В международной торговле широко распространены банковские и коммерческие кредиты. Международный коммерческий кредит представляет собой кредитные отношения между субъектами внешнеторговых отношений. Он может выступать в форме как экспортных, так и импортных кредитов. Экспортный кредит подразумевает кредитование импортера экспортером; импортный – предоставляется импортером в форме отсрочки поставки товара, т.е. путем внесения предварительных платежей за еще не поставленный товар. Экспортные кредиты, носящие краткосрочный характер, используются в основном при поставках сырья, а средне- и долгосрочный – при поставках машин и оборудования. Банковский кредит – это кредит, который выдает банк на определенных условиях и на определенный срок. Он, как правило, ограничен по размеру, а для выплаты процентов устанавливается жестко фиксированный срок. Если срок коммерческих кредитов не превышает 5–8 лет, то для банковских – доходит до 15 лет и более.