Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:18, курс лекций
Международная экономика – это глобальный хозяйственный механизм, представленный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят национальные хозяйства, которые отличаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также масштабами, формами. Реализация национальных интересов на мировом рынке требует понимания механизмов интеграции национального рынка в мировой. Национальная экономика становится внутренней органической частью мирового хозяйства.
Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – организация экономического сотрудничества и развития. Был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере.
История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).
С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран. В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический. Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. В 2000-е годы дважды произошло расширение ЕС. В 2004 году новыми членами ЕС стало 10 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Кипр, в 2007 году - Болгария и Мальта. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 27 европейских стран.
Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования. Основными органами управления ЕС являются Совет ЕС, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк.
Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества. Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.
Сегодня на долю ЕС приходится примерно 20% мирового ВВП (в том числе на долю 11 старых стран-участниц валютного союза – 15,5%), более 40% мировой торговли. С одной стороны, ЕС вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет ЕС достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой ЕС создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.
Вопрос 3. Развитие интеграции в Америке, Азии, Африке.Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Северной, Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.
Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Был заключен договор между США, Канадой и Мексикой, вступивший в силу 1 января 1994г. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.
Основные положения соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике; создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров – сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения товаров и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.
В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов, интеграционный процесс формируется главным образом не на государственном, а на корпоративном и отраслевом уровнях.
Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР. Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы в начале XXI века будут отменены. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе.
В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС. Это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона, была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся регион мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. По некоторым оценкам, в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении более 40 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), создана в 1967г. В неё входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В июле 1997г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН - снизить таможенные пошлины стран – участниц.
Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.
Вопрос 4. Развитие интеграции в странах СНГ. Не остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ. СНГ – это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ – Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.
Цели создания СНГ: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию стран-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; мирное урегулирование споров и конфликтов между странами-членами.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.