Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:27, курс лекций

Краткое описание

Мировая экономика. Сущность и этапы развития.
Современное мировое хозяйство возникло после промышленного переворота, в ходе перерастания капитализма в монополистический капитализм.
Мировая экономика — совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, для которых характерно расширение международных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

экзамены.docx

— 370.10 Кб (Скачать файл)

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства включает энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические и рекреационные ресурсы.

Ресурсы минерального сырья  и топлива. Минеральные ресурсы - полезные ископаемые, извлеченные из недр. Современное хозяйство использует около 200 видов минерального сырья. Широко используется классификация полезных ископаемых на основе технологии их использования:

- топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран),

- черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.),

- цветные металлы (золото, серебро, платиноиды),

- химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.),

- техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.),

- флюсы и огнеупоры,

- цементное сырье.

Земельные ресурсы. Из общей площади поверхности Земли (510 млн. км2) на долю суши приходится 149 млн. км2, а остальное занимают моря и океаны. Общая площадь мирового земельного фонда (площадь суши за вычетом ледяных пустынь Арктики и Антарктики) составляет 134 млн. км2.  В структуре мирового земельного фонда 11% приходится на обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники); 23% - на луга и пастбища; 30% - на леса; 3% - на антропогенные ландшафты (населенные пункты, промышленные зоны, транспортные линии); 33% - на малопродуктивные земли (пустыни, болота и экстремальные территории с низкой температурой в горах). Сельскохозяйственные угодья включают пашни, многолетние насаждения (сады, плантации), естественные луга и пастбища.

В мире отмечается ухудшение, или деградация земель. Так, вследствие эрозии из сельскохозяйственного  оборота ежегодно выводится 6 - 7 млн. га, а заболачивание и засоление  выводят из землепользования еще 1,5 млн.га.

Водные ресурсы. 96,5% водных ресурсов планеты приходится на соленые воды Мирового океана и 1% - на соленые подземные воды. На пресные воды приходится всего 2,5% общего объема гидросферы, а если исключить из расчета полярные льды, которые практически не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества воды на Земле.  В последние годы в результате мер по ресурсосбережению рост потребления воды в мире замедлился. Главным источником пресной воды остаются реки.

Главным потребителем воды в мире является сельское хозяйство (69%), далее - промышленность (21%), коммунальное хозяйство (6%) и водохранилища. 

Лесные ресурсы. Покрытые лесом площади во всем мире достигают 40,1 млн. км2 . Наиболее богаты лесными ресурсами Россия (1 место), Бразилия (2 место) Канада (3 место), США (4 место). Но за последние 200 лет площадь лесов на земле сократилась примерно вдвое, причем больше всего пострадали тропические леса Азии. Относительно нетронутыми остались пока леса азиатской части России, Канады, бассейнов рек Амазонки и Конго. В настоящее время объем заготовок леса в мире приблизился к годовому приросту древесины. Необходимо отметить, что развитие лесозаготовок зависит не только от имеющихся запасов древесины, но и от качества ведения лесного хозяйства.

Несмотря на кажущиеся огромные запасы древесины в России, Северной Америке, Северной Европе и Южной  Америке, возможности экстенсивной эксплуатации лесных ресурсов в настоящее  время близки к исчерпанию. Поэтому  обеспечить как потребности экономики, так и требования по охране природы  можно лишь путем перехода к ресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе  мирового хозяйства.

 

  1. Научно-технический потенциал в современном мировом хозяйстве.

Научные ресурсы страны включают научно-технический потенциал и науку. К научно-техническому потенциалу относятся:

- подготовленные научные кадры,

- объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов,

- система организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР),

- материально-техническое обеспечение, приоритетность научных разработок, научное обслуживание.

Научные ресурсы определяют возможности  страны осуществлять НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научный потенциал страны, являются:

- доля расходов на НИОКР в ВВП;

- расходы на НИОКР в расчете на душу населения;

- доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;

- численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании;

- количество сотрудников с учеными степенями, работающих по контракту за рубежом, имеющих научные школы;

- индекс цитирования (ссылки в научных трудах на работы исследователей из данной страны);

- количество и размер грантов, полученных из различных источников;

- доля наукоемкой продукции в ВВП.

В среднем  удельный вес расходов на НИОКР в  ВВП развитых стран составляет 3-5%. За счет бюджетных средств финансируется  от 20 до 50% национальных научных расходов (в том числе: в США – 28,6%, Германии – 33,8, в Италии – 51,1%). Большую часть  государственных средств, выделяемых на науку, поглощает финансирование оборонных исследований (США – 53,2%, Великобритания – 34,9%).

Прикладные  исследования осуществляются в основном в промышленности и выполняются  частными фирмами в специальных  исследовательских институтах и  лабораториях. К концу ХХ в. предпринимательский  сектор в ПРС финансировал подавляющую  часть общенациональных затрат на исследовательские  работы: в Германии – 68%. Франции -61, Японии – 72, США – 74%. 

Доля  США в мировом производстве наукоемкой продукции составляла в конце  ХХ в. примерно 50%. США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Численность занятых в науке  и научном обслуживании порядка 7,5 млн. чел. В США свыше 180 чел. Являются лауреатами Нобелевской премии по различным  направлениям исследований. Для сравнения: в Великобритании более 70 лауреатов  Нобелевской премии, Германии – 60 чел., Франции – 25 чел. В ХХ в. в России Нобелевскую премию получили 12 чел.

В странах  Западной Европы отмечено заметное отставание от США и Японии по исследованиям  в сфере высоких технологий. Научно-технический  потенциал стран Западной Европы ориентирован на фундаментальные исследования. Япония более активно развивает  прикладные исследования.

В России научно-техническая сфера развита, но заметно уступает развитым странам  по масштабам и интенсивности  внедрения инноваций. На Россию по мировым  затратам на науку приходится всего 1% , хотя в исследовательских организациях занято 11% научных работников всего  мира.

В отличие  от большинства экономически развитых стран главным источником финансирования исследовательских работ в России остается государственный бюджет. Отечественный  бизнес вкладывает в науку втрое  меньше средств, чем государство, но более чем вдвое опережает  по затратам внешних заказчиков. В  абсолютном выражении Россия затрачивает  на науку меньше, чем Япония, в 9,3 раза, Германия – 4,7 раза, Франция –  в 2,8 раза. Расходы на науку в США  больше российских в 24 раза. 

НТП имеет следующие  характеристики:

- объединяет все страны мира, их усилия и ресурсы;

- способствует росту производства в странах и, следовательно, росту уровня экономического и социального развития мировой экономики в целом;

- действует не автоматически, а требует активного участия стран;

- приводит к структурным сдвигам как в экономике отдельных стран, так и в мировом хозяйстве в целом;

- активизирует работающих, т.к. повышается интеллектуальный уровень трудящихся и появляется возможность для свободы выбора и принятия решений.

Достижения  НТП получают распространение в  мировом хозяйстве благодаря  деятельности ТНК, развитию мировой  торговли, а также изменениям в  характере трудовых ресурсов.

 

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1. Понятие организации.

Понятие организации имеет множество  определений.

Под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий.

Признаками организации являются:

Наличие цели. Официально провозглашенная цель придает смысл ее существованию, конкретную направленность действиям участников, объединяет и сплачивает их. В то же время есть организации, где цель выступает лишь как общий смысл их существования (населенный пункт, где совместное проживание облегчает условия жизни людей, но не ставит перед ними никаких конкретных задач);

Обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными (стены, заборы) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.). 
Примером обособленности может служить замкнутость кругооборота средств предпринимательской организации, когда все затраты на производство должны полностью вернуться в результате продажи продукции;

Разделение труда (то есть выполняемой работы) на составляющие компоненты, выполняемые разными лицами;

Наличие связей между ее отдельными элементами, обеспечивающих их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр.

Саморегулирование, предполагающие возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Оно осуществляется внутренним центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного;

Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

Любая организация  обладает определенной структурой, то есть особой упорядоченностью составляющих ее взаимосвязанных элементов.

Структура может быть:

технической (совокупность материальных элементов организации — помещения, оборудование, условия труда, технологии и т.п.). На производственных предприятиях во многом определяет профессионально-квалификационный состав работников, характер и содержание труда;

социальной (совокупность участников, формальных и неформальных групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и пр.);

социотехнической, представленной совокупностью рабочих мест.

Структура придает организации устойчивость, способность функционировать и  развиваться в условиях внешних  и внутренних возмущающих воздействий. Устойчивость во многом достигается  за счет простоты и стабильности структуры, избыточности ресурсов, самостоятельности  участников, их постоянной готовности к изменениям.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ(более похоже на то, что мы писали в тетради)

Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей.

Организация – активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели.

Для организации  характерны следующие признаки:

– комплексность, определяющая степень разделения труда в организации, уровень специализации, количество уровней иерархии;

– формализация – разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников; (что можно и нельзя делать);

– соотношение централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения. Соотношение централизации и децентрализации определяет тип и характер организационной структуры управления.

Каждая  организация имеет миссию. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Разработка миссии необходима для выявления основной задачи фирмы, разработки на ее основе целей и критериев принятия решений.

Для организации  миссия является:

- точкой отсчета для принятия плановых решений (определить, для чего существует компания);

- придает ясность цели, к которой движется организация (в чем отличие данной компании от уже работающих на рынке);

- помогает концентрировать усилия работников на достижение цели (согласованность интересов всех лиц организации);

- вызывает понимание и поддержку внешних участников организации,

- способствует созданию корпоративного духа организации.

В обобщенном виде миссия представляет собой определение  предлагаемых продуктов (услуг), место  и роль организации на рынке; цели организации; технологию, базовые взгляды  и ценности, сильные стороны, конкурентоспособность, ответственность перед партнерами и потребителями, имидж и внешний  вид. То, что компания собирается делать, куда двигаться, и чем она хочет  стать, и является миссией фирмы.

В зависимости  от критерия классификации выделяют следующие группы целей:

1) период установления: стратегические, тактические; оперативные;

2) содержание: экономические, организационные, научные; социальные, технические, политические;

3) структурные: маркетинговые, инновационные, кадровые; производственные, финансовые, административные;

4) среда: внутренние и внешние;

5) приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, внешние;

6) измеримость количественные и качественные;

7) повторяемость: разовые и постоянно повторяющиеся;

8) иерархия: цели организации, подразделения;

9) стадии жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост объекта; зрелость объекта; завершение жизненного цикла объекта.

Миссия  не изменяется на протяжении всего  цикла жизнедеятельности организации. Формирование новой миссии ведет  к формированию нового предприятия. Осуществляя свою миссию, предприятие  движется к достижению определенных целей (выживания, роста, доходности). Оно  выпускает продукцию (оказывает  услуги), обретает знания, используют новые  технологии, что влечет за собой  новый виток развития.

Выводы: во всех определениях организации присутствуют - цель, деятельность, субъекты деятельности (люди), элементы внешней и внутренней среды.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"