Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:36, курсовая работа
Главным звеном финансовой системы страны являются финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Именно в производстве лежит реальная основа всевозможных экономических отношений, в основе которых задействованы денежные отношения: финансовые, кредитные и т.п. Основным условием выхода экономики Республики Казахстан из кризиса является структурная перестройка народного хозяйства, что невозможно без роста инвестиций при повышении эффективности их использования.
Введение………………………………………………….…..…………………3
1. Сущность и значение лизинга в экономике………….…………….………4
1.1 Понятие лизинга………………………………….………………4
1.2 Зарождение лизинга…………………………….………..………5
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений……………...…..7
1.4 Классификация лизинговых отношений ……………………….9
2. Лизинговые операции коммерческих банков…..………..……………….15
3. Лизинг в Республике Казахстан…………….…….………………...……..20
3.1 Причины пассивности банков 2-о уровня …………..……….20
3.2 Страхование в лизинговой деятельности……………..………26
Заключение…………………………………………...…………………..……27
Список использованной литературы……………….…….………………….29
После тщательного
анализа представленных
Получив перечисленные
документы, лизингодатель
Вместо бланка заказа
может использоваться договор купли-продажи
оборудования, заключаемый поставщиком
и лизинговой фирмой, или наряд
на поставку, в котором излагаются
общие условия поставки. Поставщик
оборудования отгружает его лизингополучател
В основе лизинговой сделки лежат следующие документы:
3. Лизинг в Республике Казахстан
3.1. Причины пассивности банков 2-ого уровня
В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.
Однако пока отмечается некоторая пассивность банков второго уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.
Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них. Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.
Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 – 7 % от ВВП
(рост ВВП 5,2% за январь-сентябрь 2012 года )
Имеются и другие проблемы : отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.
На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.
Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.
Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через создаваемые ими специализированные дочерние компании («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и др.) По состоянию на 1 октября доля пяти крупнейших банков Казахстана в общих активах сектора составила 60,8%, доля в общем ссудном портфеле – 66,6%, в совокупных вкладах – 58,7%. На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге». На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.
Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.
Представляется целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов обеспечения обязательств сторон.
На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга : производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.
3.2. Страхование в лизинговой деятельности
Говоря о страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо предусмотрено в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки (или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями.
Право на проведение перечисленных видов страхования и лицензии на осуществление лизинговых операций имеют практически все страховые организации и банки второго уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекламировав
политику благоприятствования лизингу
как инвестиционному
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в Казахстане очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:
— была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
— развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).
— наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.