Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов и анализ макроэкономического равновесия на рынке труда, товарном, денежном рынках и общее макроэкономическое равновесие в классической модели.
Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:
1. Рассмотреть этапы становления классической теории макроэкономического равновесия и закон Ж.Б. Сэя;
2. Проанализировать модели макроэкономического равновесия на товарном, денежном и рынке труда, а так же модель общего равновесия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ……………...5
1.1. Становление классической теории макроэкономического
равновесия…………………………………………………………………………5
1.2. Противоречия закона Ж.Б. Сэя и способы разрешения их классиками……………………………………………………………………….10
2. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ…………………….....13
2.1. Равновесие на товарном рынке в классической модели…………….……13
2.2. Равновесие на рынке труда……………………………………………..…..17
2.3. Равновесие на денежном рынке……………………………………………22
2.4. Модель общего экономического равновесия в классической модели…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра коммерческой деятельности
и международных экономических отношений
Курсовая работа по предмету «Макроэкономика»
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
В КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Специальность «Финансы и кредит»
Автор работы
Студент
2 курса, 3 группы з/о
Руководитель
Ст. преподаватель
Гродно 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ…………
1.1. Становление классической
равновесия……………………………………………………
1.2. Противоречия закона Ж.Б. Сэя и способы
разрешения их классиками……………………………………………………
2. МОДЕЛИ
РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ
2.1. Равновесие на товарном рынке
в классической модели…………….……
2.2. Равновесие на рынке труда……………
2.3. Равновесие на денежном рынке……
2.4. Модель общего экономического равновесия
в классической модели………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях Республики Беларусь. Не решены еще специфические проблемы периода трансформации, переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Актуальность данной работы объясняется возникшим в последнее время интересом к изучению различных экономических теорий, возможностью их применения на практике.
Целью написания курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов и анализ макроэкономического равновесия на рынке труда, товарном, денежном рынках и общее макроэкономическое равновесие в классической модели. Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:
1. Рассмотреть этапы становления классической теории макроэкономи-ческого равновесия и закон Ж.Б. Сэя;
2. Проанализировать модели макроэкономического равновесия на товарном, денежном и рынке труда, а так же модель общего равновесия.
Цель и задачи курсового исследования обусловили ее структуру, которая включает введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, теоретическое и практическое значение выбранной темы работы, приводится степень ее научной разработки, формулируются цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются методологические основы классической модели. Во второй главе рассматриваются различные макроэкономические модели и особенности общего макроэкономического равновесия. Заключение содержит основные выводы, ключевые моменты работы.
В работе используются термины и методы анализа, применяемые в экономической науке. Метод равновесного анализа и графический являются базовыми при исследовании экономических моделей макроэкономического равновесия.
Информационной и
1. МЕТОЛОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) – начале XVIII в. (Франция). В развитии классической школы можно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма. Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Завершила первый этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле.
Второй этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию.
Третий этап приходится на первую половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри.
Четвертый завершающий этап развития классической школы охватывает период второй половины XIX века, в течение которого Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы: С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия «маржинализм» (конец XIX в.) и «институционализм» (начало XX в.)». [10, c.26]
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую, лозаннскую и англо-американскую.
Представители
австрийской школы использовали
в экономическом анализе
Основное направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, которого Й. Шумпетер назвал «величайшим из всех экономистов», сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынок находятся в состоянии равновесия, то и последний должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл критиковал и классическую, и австрийскую школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения, действующими как «два лезвия ножниц». За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», а вторые определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Американская школа представлена, прежде всего, Дж. Кларком, он разработал теорию предельной производительности факторов и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости». Годовой доход общества разделяется на три крупные доли: общую сумму заработной платы, общую сумму процентов, совокупную прибыль. Соответственно это доходы труда, доходы капитала и доходы организатора производства. В целом неоклассическую экономическую теорию характеризует использование предельного анализа для изучения ценообразования на товары, услуги и факторы производства на конкурентных рынках. Она подчеркивает, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их редкостью. [7, с.44-45]
С конца 50-х гг. XX в. неоклассическая экономическая теория начинает приобретать современные формы. Первой из них стал монетаризм — система взглядов группы профессоров Чикагского университета во главе с М. Фридменом, в соответствии с которой объем национального продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменения предложения денег. В работах наиболее ярких представителей монетаризма (А. Шварц, М. Таркин, Ф. Каган, Т. Майер, К. Брюнер и др.) отрицалась активная роль государства в стабилизации экономической системы. Особую популярность монетаристская теория приобрела во второй половине 70-х — начале 80-х гг., когда со всей отчетливостью обнаружилось, что кейнсианские методы макроэкономического регулирования дают сбои. Главной проблемой, волновавшей экономистов и политиков в тот период, была уже не безработица и обеспечение полной занятости, а усиливающаяся инфляция. В этих условиях возникла потребность в использовании новых подходов к восстановлению экономического равновесия.
В 1970-е гг. в США возникло новое направление классической теории — экономика предложения. Основными представителями данного направления являются P. Риган и М. Фелдстайн. Их работы вписываются в рамки идейных течений либерализма, в которых в противоположность кейнсианству не только отрицается необходимость активной роли государства в стабилизации макроэкономики, но и отдается явное предпочтение предложению как фактору экономического роста. С этой целью их рекомендации обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда.[4, с.45]
Фундаментальным постулатом классической теории было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции.
Классики предполагали, что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также желанием работать, т.е. условиями, которые определяют границу производственных возможностей экономической системы. В высшей точке делового цикла экономика могла несколько превысить границу производственных возможностей. В периоды спада экономика достигает параметров, величины которых меньше предусматриваемых границей ее производственных возможностей, но это временные трудности.
Возвращающим экономическую систему к макроэкономическому равновесию является механизм гибких цен, заработной платы и процентной ставки, и в условиях совершенной конкуренции распределение доходов таково, что совокупный спрос на благо всегда достаточен для реализации всего произведенного продукта. Эластичная заработная плата исключает длительную вынужденную безработицу. Конкуренция между неработающими за рабочие места способствует установлению такой заработной платы, при которой предпринимателям выгодно нанимать всех желающих на работу. Следовательно, заработная плата установится на уровне, обеспечивающем полную занятость. Рыночная экономика самостоятельно поддерживает макроэкономическую стабильность, и вмешательство государства не требуется.
Однако классическая теория не отрицает, что в краткосрочном периоде существует некая инерция в установлении цен и заработной платы, но в долгосрочном периоде они обладают гибкостью, реагируют на изменение конъюнктуры и обеспечивают макроэкономическое равновесие при полной занятости. Изменение совокупного спроса оказывает влияние на объем производства и занятость лишь в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – экономика возвращается к естественным уровням объема, занятости и безработицы.[7, c.45-47]
1.2. Противоречия закона Ж. Б. Сэя и способы разрешения
их классиками
Приступая к рассмотрению макроэкономической модели классической школы, нужно иметь в виду, что исходным ее постулатом является положение о том, что производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. В наиболее простом виде это положение выражается в принципе, сформулированном Ж.-Б. Сэем: "'Продукты обмениваются на продукты"» . [10, c. 56]
Этот принцип явно или неявно присутствовал в теориях почти всех экономистов классического направления. В дальнейшем он с легкой руки Дж. Кейнса получил название закона рынков Сэя.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели