Макроэкономическое равновесие в классической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов и анализ макроэкономического равновесия на рынке труда, товарном, денежном рынках и общее макроэкономическое равновесие в классической модели.
Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:
1. Рассмотреть этапы становления классической теории макроэкономического равновесия и закон Ж.Б. Сэя;
2. Проанализировать модели макроэкономического равновесия на товарном, денежном и рынке труда, а так же модель общего равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ……………...5
1.1. Становление классической теории макроэкономического
равновесия…………………………………………………………………………5
1.2. Противоречия закона Ж.Б. Сэя и способы разрешения их классиками……………………………………………………………………….10
2. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ…………………….....13
2.1. Равновесие на товарном рынке в классической модели…………….……13
2.2. Равновесие на рынке труда……………………………………………..…..17
2.3. Равновесие на денежном рынке……………………………………………22
2.4. Модель общего экономического равновесия в классической модели…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ1.docx

— 128.26 Кб (Скачать файл)

Таким образом, классическая модель в целом иллюстрирует механизм саморегулирования: экономика находится  в состоянии равновесия, государству нет необходимости вмешиваться в народно-хозяйственную сферу, поскольку гибкость цен, номинальной заработной платы и процентной ставки обеспечивает автоматическое приведение экономической системы в равновесие.

Основные идеи классической школы не стали исторической реликвией и широко используются в современных экономических исследованиях. Вместе с тем они подвергались и подвергаются серьезной критике, поскольку основываются на гипотезах, имеющих вполне очевидные пределы.

Во-первых, восстановление равновесия при полном использовании ресурсов, осуществляемое с помощью механизма цен, не является ни автоматическим, ни мгновенным. Свободная мобильность факторов производства во многом сдерживается структурой современной экономики, контролем над рынками благ и производственных ресурсов со стороны монопольных и олигополистических компаний. В этих условиях регулирующая функция цен и их роль как инструмента ориентирования, стимулирования и выбора ставятся под большой вопрос.

Во-вторых, эффективность и надежность регулирующей роли системы цен могут быть слишком  низкими и даже приближаться к  нулю из-за неверных оценок спроса фирмами, особенно в секторах, где преобладают долгосрочные инвестиции. Таким образом, рыночный механизм оказывается слишком уязвимым способом координации поведения экономических субъектов перед лицом неопределенного будущего.

В-третьих, адаптация совокупного предложения, совокупного спроса и полного  использования ресурсов, осуществляемая посредством механизма цен, связана  с существованием совершенной конкуренции  — идеального состояния, которого в реальной жизни по существу нет.

В-четвертых, система цен представляет собой  отличный двигатель долгосрочного экономического роста, однако на коротких отрезках времени заработная плата, процентные ставки и товарные цены становятся малоподвижными, а значит, негодными для выполнения регулирующей макроэкономической роли. [7, c. 58]

Следует иметь в виду, что несостоятельность  положений классической школы состояла не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что эта теория разрабатывалась в XIX в. и ее основные положения отражали экономическую ситуацию того времени — эпохи совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствовали экономической ситуации первой трети XX в., характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция. [8, c. 140]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста; равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке; абсолютную эластичность заработной платы и цен (на факторы производства и экономические блага); постоянно сохраняющуюся тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики (кривая AS – вертикальная линия); способность рыночной экономики балансировать совокупный спрос и совокупное предложение с помощью внутренних механизмов при полной занятости и полном использовании других факторов производства.
  2. Экономисты классической школы не только создали теорию частичного рыночного равновесия, но и сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.Б. Сэя, согласно которому в экономике, базирующейся на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов.
  3. По мнению экономистов-классиков, совокупный спрос всегда равен совокупному предложению, так как в конкурентной рыночной экономике существует механизм, автоматически уравновешивающий сбережения и инвестиции через установление равновесной ставки процента, поскольку первые экономические переменные есть функции от нее.
  4. При предположении о неизменности величины капитала в краткосрочном периоде объем дохода (выпуска) в стране определяется характеристиками рынка труда — предложением труда и параметрами агрегированной производственной функции (спросом на труд). Величина предложения труда является прямой, величина спроса на труд — обратной функцией от реальной заработной платы. Равновесие на рынке труда определяет уровни реальной заработной платы, занятости и выпуска.

5. Особенностью классической макроэкономической модели является принцип нейтральности денег, предполагающий отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т.е. для выполнения чисто технической функции при совершении купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: реального и денежного. Спрос на деньги рассматривается как операционный (спрос на деньги для сделок), величина которого прямо пропорциональна номинальному ВВП. Предложение денег определяется государством и является абсолютно неэластичным по уровню цен. Взаимодействие спроса и предложения денег определяет средний уровень цен. Состояние денежного рынка не влияет на реальные объемы выпуска в экономике, но, согласно количественной теории денег, общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении.

6. Классическая модель макроэкономического равновесия полагает, что рынок, работая в условиях совершенной конкуренции, сам устраняет все дисбалансы в экономике. При гибких ценах и зарплатах не могут существовать длительная безработица и недоиспользование ресурсов. Инфляция является лишь следствием роста количества денег в экономике. Государство не должно вмешиваться в экономический процесс. Его роль сводится к обеспечению работы конкурентных рынков путем повышения гибкости экономических параметров, создания гарантий устойчивой покупательной способности денег и организации производства общественных благ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. – Минск: Соврем. школа, 2004. – 190 с.

2. Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

3. Грязнова, А.Г. Экономическая теория: учебник / А.Г Грязнова, Т.В. Чечелева. –М. Издательство «Экзамен», 2005. – 592с.

4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004. – 472с.

5. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие / А.В. Луссе. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.

6. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.];под ред А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.

7. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 391 с.

8. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева. – ГУ ВШЭ, 2007. – 511с.

9. Николаева, И.П. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева. – ЮНИТИ- ДАНА, 2008. – 527с.

10. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник /Я.С. Ядгаров. – ИНФРА- М, 2000. – 320 с.

 

 


Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели