Макроэкономическое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в РБ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики  является государственный заказ, позволяющий  активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.  
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.

Для подтверждения  соответствия продукции, услуг и  других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.

Для отличия  производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом [3, 195].

Разновидностью  мер по регулированию внешнеэкономической  деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

В системе мер  государственного регулирования экономики  можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в, то же время тесно увязанные между собой направления: планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики.

 

2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 

2.1 Роль государства в переходной экономике

 

     Страны с рыночной  экономикой, формирующейся уже не  одно столетие, постоянно ищут  оптимальное сочетание рыночного  механизма, действующего автоматически,  с сознательным государственным  регулированием. Та же задача  стоит и перед странами, переходящими к рыночным отношениям от командно-административной системы.

     Роль государства  в экономике, несомненно, очень  велика. Оно регулирует правильное  денежное обращение, гарантирует  выполнение прав потребителей, защиту  окружающей среды и т.д.

     Изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов выступает одним из главных условий перехода к рыночной экономике. С одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер.

   С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования.

  Государственное регулирование экономики переходного периода  объективно необходимо по многим причинам. Для Республики Беларусь можно выделить исчезновение централизованного механизма государственного управления; сильную государственную власть; высокий удельный вес государственного сектора. Кроме того, становление рыночной экономики – процесс длительный, и государственное регулирование должно контролировать его, особенно на первоначальном этапе.

     Таким образом, вопрос  о государственном регулировании  – это не вопрос о том,  необходимо ли оно; а, скорее, о границах и методах этого  регулирования.

     Государство  в переходной постсоциалистической  экономике выступает инициатором  макроэкономических реформ, одновременно являясь и их субъектом; осуществляет контроль над внешнеэкономическими отношениями; проводит мероприятия по защите внутреннего рынка от зарубежных конкурентов; занимается поддержкой конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке и т.д.

          Основными задачами государства в условиях переходной экономики являются:

           - Преодоление кризисных явлений в экономике: стабилизация и рост национального объема производства, снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты, повышение инвестиционной активности и т.д.

           - Формирование рыночных отношений собственности как основы экономической системы;

           - Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

            - Формирование развитой системы социальной защиты.

     Вышеперечисленные задачи  и старается разрешить государство,  выбирая для себя макроэкономический  курс. Проблемы безработицы и  инфляции, проблемы регулирования  экономического цикла, например, решаются путем использования определенных финансовых и налоговых систем.

          Социальное неравенство может корректироваться при помощи прогрессивного налогообложения, в форме субсидий и других методов перераспределения дохода для помощи малоимущим слоям населения и т.д. [7, 65].

 

2.2 Основные функции государства

   

     Роль государства  в экономике конкретизируется  в его функциях. Функции государства  – это основные направления  его деятельности.  

К основным функциям государства можно  отнести следующие: 
       -  правовая; 
       - воспроизводственно-технологическая; 
       - зашита конкуренции; 
       - стабилизационная; 
       - прогностическая; 
       - регулирующая и др.

        Правовая функция регулирует наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Это установление норм и правил хозяйствования, формирование организационной структуры управления, регламентация отношений собственности, конкретизация правил создания и ликвидации предприятий и т.п. 
        Воспроизводственно-технологическая функция сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь выделяются две подфункции: перераспределение доходов и ресурсов. Это обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность их государственного регулирования. 
        Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» она определяется, как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Противоположностью конкуренции является монополия, – когда число продавцов становится настолько малым, что позволяет им оказывать влияние на объем и цену выпускаемой продукции. Для предотвращения монополизации государство вмешивается в экономику. Однако необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в экономике существуют естественные монополии (для Белоруссии, например, добыча минеральных удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует и государственная монополия, например на производство вино-водочных и табачных изделий, для получения сверхприбылей и пополнения за счет них бюджета. 
        Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения   [9, 124].    

        Прогностическая функция – определяет приоритетные направления экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. 
        Регулирующая функция представляет собой деятельность государства направленная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной защиты населения. Для достижения этих целей правительство способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

 

 

3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Цели макроэкономического регулирования

 

     Разработка мер государственного макроэкономического регулирования происходит одновременно с определением его целей, средств, возможной эффективности и границ.

    Государственные регулирующие органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно, а в непременной увязке друг с другом. Именно поэтому в современных государственных программах цели макроэкономического регулирования оформляются в виде многоугольников.

     В общем,  правительство любой страны ставит  перед собой следующие цели  по управлению экономикой:

    • устойчивые и высокие темпы экономического роста в стране;
    • высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Добиться уровня безработицы меньше 1% - нереально. Нормальным уровнем считается – до 4%;
    • экспортно-импортная сбалансированность. В Республике Беларусь, например, торговый баланс не сбалансирован, импорт больше экспорта;
    • стабильный уровень цен в стране;
    • сбалансированность торгового и платёжного баланса;
    • справедливая система регулирования доходов и др.

     Но наиболее распространенным  среди официальных целей государственного  экономического регулирования является  подход «магического четырехугольника»,  когда из всех этих целей  выделяются четыре основные, ответственность за реализацию которых лежит на государстве [11, 195].

     Достичь одновременно  всех поставленных целей –  задача трудная. Каждая цель  взаимосвязана с другой, поэтому  никогда неизвестно, сколько времени  потребуется на их реализацию, и возможно ли это вообще.

     В макроэкономическом  регулировании развитых стран  обычно выделяют следующие основные  цели, являющиеся «углами» описанного  четырехугольника:

            1. Постоянный и умеренный хозяйственный рост – первая цель государства. Без устойчивого экономического роста не удастся обеспечить нормальную занятость населения, рост жизненного уровня, развитие инфраструктуры, а также увеличить доходы государственного бюджета.

           2. Стабильные цены. Тут государство борется с двумя явлениями: инфляцией, выражающейся в длительном и ощутимом повышении цен, и дефляцией – устойчивым снижением цен. Для нормального функционирования экономики нежелательно и то, и другое. Поэтому правительство неизменно заботится о состоянии цен. Показателями уровня цен в государстве служат различные индексы - индекс цен производителей, индекс цены активов, индексы валового внутреннего продукта и др., а также состав потребительской корзины.

          3. Высокая степень занятости. До сих пор не существует гарантий, защищающих рыночный механизм от массовой безработицы. Государство стремится решить эту проблему с помощью различных регулирующих мер. Главным является удерживать уровень безработицы в допустимых пределах. Основные показатели – численность экономически активного населения, занятых и безработных, распределение численности занятых по возрастным группам, размещение производительных сил по территории, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

          4. Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие   выражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. 
Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

     Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

3.2 Инструменты макроэкономического регулирования

 

     Для воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране государство использует различные инструменты, системы методов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование  включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензирование, квотирование и т.д. С помощью  системы административных мер (в  виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование