Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
– это политика государства в
области налогообложения и
К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.
Основными инструментами
осуществления налогово-
Республика
Беларусь - страна с малой открытой
экономикой, для нее характерно усиление
налогово-бюджетных методов
Анализируя бюджетно-налоговую систему Республики Беларусь, можно заметить, что высокой является доля централизации финансов в государственном бюджете, также высока нагрузка на реальный сектор экономики. Недостатком является и большое количество налоговых платежей и льгот и неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики.
Несовершенство налоговой системы привело к тому, что собираемость налогов низка, распространилось уклонение от их уплаты. В результате государственный бюджет недополучает запланированную сумму налоговых поступлений [12, 137].
Хозяйствующим субъектам приходится выплачивать множество отчислений в различные внебюджетные фонды, которые по величине не уступают налоговым отчислениям. Это отражается в увеличении себестоимости и цен на продукцию.
Налоговая нагрузка по отраслям распределена неравномерно, в зависимости от причитающихся льгот по каждому предприятию. Также ряд налоговых и неналоговых платежей включаются в выручку и себестоимость.
В Республике Беларусь
действуют две систему
Общая система
налогообложения применяется
При общей
системе налогообложения
- налог на добавленную стоимость (ставка — 20% от оборота по реализации товаров/работ/услуг);
- налог на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой прибыли);
- страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников (ставка — 35% от фонда оплаты труда);
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ставка — 0,6% от фонда оплаты труда).
Областные и Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать местные налоги, сборы.
Кроме обозначенных
выше налогов при наличии
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- акцизы;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- налог на услуги (местный налог);
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- и другие.
Уплата налога по упрощенной системе налогообложения заменяет уплату большинства платежей из перечисленных выше. При применении этой системы налогообложения бухгалтерский учет организации может вестись в упрощенном порядке.
Многие предприятия
Недостатки фискальной политики обусловили
ее пересмотр в следующих
Также частью общей макроэкономической
политики является денежно-кредитная
(монетарная) политика. Под ней понимают
комплекс мер, предпринимаемых
государством с целью регулирования
количества денег в экономике. Для
осуществления денежно-кредитно
Обычно денежно-кредитная политика направлена на достижение и сохранение финансовой стабильности, в первую очередь – на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны [9, 137].
Осуществляет монетарную политику Центральный банк страны.
Эффективность проводимой государством денежно-кредитной политики во многом зависит от правильного выбора инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.
Методы монетарной политики подразделяются на:
Кроме того, выделяют еще общие и селективные методы. Общие являются в основном косвенными, влияют в целом на денежный рынок, на все его параметры; селективные же регулируют конкретные формы кредита, условия кредитования и т.д.
Среди инструментов денежно-кредитного регулирования можно выделить следующие:
Страна осуществляет выбор политики в зависимости от экономической ситуации. Может проводиться политика «дешевых» либо «дорогих» денег. В период спада, низкой конъюнктуры используют политику «дешевых» денег, заключающуюся в увеличении предложения денег. Политика «дорогих» денег – напротив, проводится прежде всего как антиинфляционная, направленная на сокращение денежного предложения.
Следующим инструментом макроэкономического регулирования является социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
В современном обществе человеческий
фактор – основной в социально-экономическом
развитии. Поэтому государству
необходимо регулировать социально-экономические
процессы путем разработки и грамотного
использования различных направлений
социальной политики.
Целью социальной политики
(социальными приоритетами) являются:
Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства [11, 124].
Основные функции
социальной политики
Макроэкономическое
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на следующие:
Одной из важнейших целей государства в области внешнеэкономического регулирования является разработка оптимального соотношения мер регулирования для решения поставленных задач, в том числе самой главной – создания благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства в стране.
Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом внешнеэкономической деятельности, т.е. предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.
В 2011 году обеспечен рост ВВП на уровне 105,3% к аналогичному периоду прошлого года.
Высокими темпами развивалось промышленное производство (109,1%), преимущественно за счет обрабатывающей промышленности. При этом во многих видах экономической деятельности достигнут и перевыполнен уровень годовых прогнозных параметров. Темпы производства продукции сельского хозяйства составили 106,6%.
Инвестиции в основной капитал увеличились на 13,3%.
Отмечается положительная динамика как количественных, так и качественных параметров развития экономики. Темпы роста производительности труда составили 106%, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции увеличилась и составила 17,4%.
Финансовые показатели характеризуются ростом выручки и прибыли от реализации продукции, работ и услуг, а также чистой прибыли, рентабельности продаж как в промышленности (на 12,4%), так и сельском хозяйстве (на 10,5%). Сократилось число убыточных организаций.
В социальной сфере ситуация сохранилась стабильная, уровень безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.