Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ формирования и использования прибыли на предприятии, выявление и оценка путей ее повышения на примере ОАО «Сукно».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с понятием прибыли как экономической категорией, ее формированием и использованием;
ознакомиться с общей характеристикой предприятия, его основными технико-экономическими показателями;
провести анализ структуры и динамики прибыли на базе предприятия ОАО «Сукно»;
разработать мероприятия способствующие повышению прибыли на предприятии;
рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………………………………....4
Глава 1 ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ…………………………………………..6
Доход и прибыль предприятия: сущность, функции………………………..6
Формирование прибыли. Распределение чистой прибыли на предприятии……………………………………………………………..……8
Глава 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ ОАО «СУКНО»………………………………………………………………………….......15
2.1 Краткая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура……………………………………………..………………………..……....15
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и ее рынков сбыта………..........19
2.3 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сукно»…………22
2.4 Анализ прибыли от реализации продукции………………………………...24
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ НА ОАО «Сукно»………………………………………………………………………………..31
3.1 Рекомендации по проведению мероприятий, направленных на повышение прибыли………………………………………………………………………….…….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………....……....38
Главная цель деятельности ОАО «СУКНО» - обеспечить высокий уровень и стабильное качество производимой продукции; быть для заказчиков (потребителей) надежным партнером в удовлетворении их компетентных требований.
Пути достижения поставленной цели:
- ежегодная конкретизация целей, направленных на обеспечение
выполнения главной политики предприятия в области качества продукции;
- совершенствование
- материально-техническое
снабжение производства с
планирование и разработка
новой продукции
- совершенствование
- систематическое повышение
- функционирование и
ОАО «Сукно» – крупнейший производитель тканей среди родственных предприятий текстильной отрасли в Республике Беларусь. Продукцию с их маркой получают более 100 предприятий и фирм ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно вырабатывается более 50 новых артикулов и 150 цвето-рисунков.
ОАО «Сукно» занимает особое место на рынке тонкосуконных тканей в республике в силу технологических возможностей производства. Выпускаемая продукция отличается не только широтой ассортимента, но и разнообразием исходного сырья, что позволяет потребителям тканей изготовить изделия, конкурентоспособные не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Можно выделить следующие сегменты:
- рынок Республики Беларусь;
- рынок Российской Федерации;
- рынок Дальнего Зарубежья.
Структура реализации продукции ОАО «Сукно» за три года по рынкам сбыта, представлена на рис. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3
Рис. 2.2.1 Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2008 году.
Рис. 2.2.2 Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2009 году.
Рис. 2.2.3 Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2010 году.
В течение трех лет реализация продукции на рынок Дальнего Зарубежья практически не менялась. Но все большую долю рынка Российской Федерации завоевывало ОАО «Сукно», и соответственно снижалась доля реализации продукции на территории Республики Беларусь. Положительной тенденцией является реализация большего объема реализации продукции на внешние рынки.
2.3 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сукно»
Отчет о прибылях и убытках ОАО «Сукно» отражен в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1- Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах деятельности)
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % | ||
2009 к 2008 |
2010 к 2009 |
2009 к 2008 |
2010 к 2009 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов |
млн.руб. |
30250 |
37632 |
42462 |
7382 |
4830 |
124,40 |
112,83 |
2 |
Прочие доходы |
млн.руб. |
3105 |
3845 |
2880 |
740 |
-965 |
123,83 |
74,90 |
3 |
Прочие расходы |
млн.руб. |
4130 |
4524 |
3227 |
394 |
-1297 |
109,54 |
71,33 |
4 |
Всего доходов и поступлений |
млн.руб. |
33355 |
41477 |
45352 |
8122 |
3875 |
124,35 |
109,34 |
5 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг |
млн.руб. |
28787 |
35585 |
40617 |
6798 |
5032 |
123,60 |
114,10 |
Продолжение таблицы 2.3.1
6 |
Прибыль (убыток) от реализации |
млн.руб. |
1463 |
2047 |
1845 |
584 |
-202 |
139,90 |
90,13 |
7 |
Платежи в бюджет |
млн.руб. |
210 |
676 |
710 |
466 |
34 |
321,90 |
105,03 |
8 |
Прочие операционные доходы |
млн.руб. |
3030 |
3782 |
2529 |
752 |
-1253 |
124,82 |
66,87 |
9 |
Прочие операционные расходы |
млн.руб. |
2906 |
3710 |
2523 |
804 |
-1187 |
127,67 |
68,01 |
10 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
млн.руб. |
1587 |
2119 |
1851 |
532 |
-268 |
133,52 |
87,35 |
11 |
Прочие внереализационные доходы |
млн.руб. |
75 |
63 |
351 |
-12 |
288 |
84,0 |
557,14 |
12 |
Прочие внереализационные расходы |
млн.руб. |
1224 |
814 |
704 |
-410 |
-110 |
66,50 |
86,50 |
13 |
Налог на прибыль |
млн.руб. |
210 |
676 |
710 |
466 |
34 |
321,9 |
105,03 |
14 |
Чистая прибыль |
млн.руб. |
228 |
692 |
788 |
464 |
96 |
303,51 |
113,87 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках за 2008, 2009 и 2010гг.
Анализ данных таблицы 2.3.1 показал, что выручка от реализации продукции без НДС и акцизов в 2009 году по сравнению к 2008 увеличилась на 7382 млн. руб. или 24,4%, а в 2010 по сравнению к 2009 на 4830 млн. руб. или 12,83%.
Себестоимость реализованных товаров работ и услуг в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 6798 млн.руб. или 23,6%, а в 2010 году по сравнению к 2009 на 5032 млн.руб. или 14,1%. Повышение удельного веса себестоимости приводит к уменьшению удельного веса прибыли, что может не благоприятно отразиться на деятельности предприятия.
Прибыль от реализации в 2009 году выросла 584 млн.руб. или 39,9% по сравнению к 2008 году, что благоприятно отразилось на деятельности предприятия, способствовало повышению конкурентоспособности продукции на рынке. А в 2010 году прибыль от реализации уменьшилось на 202 млн.руб. или 9,87%, что не благоприятно отражается на деятельности предприятия.
Чистая прибыль в 2009 году значительно выросла по отношению к 2008 году на 464 млн.руб. и составила 692 млн.руб. В 2010 году такого значительного темпа роста не наблюдалось, но все-таки чистая прибыль увеличилась на 96 млн.руб. или 13,87%.
В связи с этим можно сделать вывод, что 2009 год для деятельности предприятия оказался наиболее успешным, чем 2010.
2.4 Анализ прибыли от реализации продукции
Балансовая прибыль или убыток представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций и рассчитывается по формуле:
Рб = Рр + Рпр
+ Рвн
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает исследование, во - первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ), во - вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ), в - третьих, изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд данных периодов.
Проведем вертикальный анализ финансовых результатов (табл.2.4.1).
Таблица 2.4.1- Вертикальный анализ структуры прибыли
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Приме- Чания | ||||
Показатель |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
1.Всего доходов и поступлений (стр. 2 + 5) |
33355 |
100,0 |
41477 |
100,0 |
45352 |
100,0 |
|
2.Выручка от реализации продукции без НДС и акцизов |
30250 |
90,7 |
37632 |
90,7 |
42462 |
93,6 |
в % к с. 1 |
3. Себестоимость реализации продукции |
28787 |
95,2 |
35585 |
94,6 |
40617 |
95,7 |
в % к с. 2 |
4.Результат от реализации (стр. 2 - 3) |
1463 |
4,8 |
2047 |
5,4 |
1845 |
4,3 |
в % к с. 2 |
5.Прочие доходы |
3105 |
9,3 |
3845 |
9,3 |
2880 |
6,4 |
в % к с. 1 |
6.Прочие расходы |
4130 |
- |
4524 |
- |
3227 |
- |
|
7.Балансовая прибыль (стр. 4 + 5 - 6) |
438 |
1,3 |
1368 |
3,3 |
1498 |
3,3 |
в % к с. 1 |
8.Платежи в бюджет |
210 |
47,9 |
676 |
49,4 |
710 |
47,4 |
в % к с. 7 |
9.Чистая прибыль (стр.7- 8) |
228 |
0,7 |
692 |
1,7 |
788 |
1,7 |
в % к с. 1 |
Из таблицы 2.4.1 видно, что удельный вес выручки от реализации продукции в общих доходах за 2008 год остался на уровне с 2008 годом, но уже в 2010 году он возрос на 2,9 процентных пункта. Это говорит о том, что предприятие в 2010 году больший доход получило не от основной деятельности (прочие доходы возросли), эту тенденцию следует признать позитивной, если она осуществляется не в ущерб основной деятельности. Но так как внереализационные операции принесли предприятию в теснение 3-х лет убыток, то следует снижать долю внереализационных операций, получаемых не от основной деятельности, что и наблюдается в 2010 году.
Уменьшение удельного веса себестоимости реализации продукции в 2009 году - положительная тенденция. Затраты на производство упали, следовательно увеличилась возможность получения предприятием дополнительной прибыли и возможность повышения конкурентоспособности продукции. В 2010 году произошло повышение удельного веса себестоимости реализации продукции и соответственно снижение удельного веса прибыли.
Рост удельного веса балансовой и чистой прибыли в общих доходах носит благоприятный характер, который свидетельствует об положительных тенденциях в организации производства на данном предприятии.
Проведем горизонтальный анализ финансовых результатов (табл.2.4.2).
Таблица 2.4.2- Горизонтальный анализ и динамика финансовых результатов (млн. руб.)
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Темп 2009 к 2008 |
Темп 2010 к 2009 |
1.Выручка от реализации товаров, продукции (за минусом НДС, акцизов и др.) |
30250 |
37632 |
42462 |
124,4 |
112,8 |
2.Себестоимость реализации продукции |
28787 |
35585 |
40617 |
123,6 |
114,1 |
3.Прибыль от реализации (стр. 1 - 2) (Рр) |
1463 |
2047 |
1845 |
139,9 |
90,1 |
4.Прочие операционные доходы |
3030 |
3782 |
2529 |
124,8 |
66,9 |
5.Прочие операционные расходы |
2906 |
3710 |
2523 |
127,7 |
68,0 |
6.Результат от прочей реализации (Рпр) |
124 |
72 |
6 |
58,1 |
8,3 |
Продолжение таблицы 2.4.2
7.Прибыль (убыток) от
финансово-хозяйственной |
1587 |
2119 |
1851 |
133,5 |
87,4 |
8.Прочие внереализационные доходы |
75 |
63 |
351 |
84,0 |
557,1 |
9.Прочие внереализационные расходы |
1224 |
814 |
704 |
66,5 |
86,5 |
10.Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций (Рвн) |
-1149 |
-751 |
-353 |
65,4 |
47,0 |
11.Балансовая прибыль (стр. 7 + 10) (Рб) |
438 |
1368 |
1498 |
312,3 |
109,5 |
12.Налог на прибыль |
210 |
676 |
710 |
321,9 |
105,0 |
13.Чистая прибыль (стр. 11 - 12) |
228 |
692 |
788 |
303,5 |
113,9 |
Балансовая прибыль в 2009 году увеличилась на 930 млн. руб. Увеличена из-за прибыли от реализации продукции на 584 млн. руб. и внереализационного финансового результата на 398 млн. руб., т.е. внереализационные расходы снизились и хоть и незначительно, но вели к увеличению балансовой прибыли. А результат от прочей реализации привел к снижению балансовой прибыли на 52 млн. руб.
Чистая прибыль в 2009 году выросла в 3 раза, а в 2010 году на 13,87%. Так как удельный вес налога на прибыль практически не менялся, то чистая прибыль росла пропорционально балансовой.
На рисунке 2.5.1 показано как прибыль от реализации продукции менялась в течение 3-х лет.
2008 2009 2010
Рис. 2.5.1: Прибыль от реализации продукции, млн. руб.
Из рисунка видно, что прибыль от реализации продукции на протяжении трех лет снижалась. Так как прибыль от реализации продукции по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, себестоимости и уровня среднереализационных цен, то проследим какой фактор и как влиял на снижение.
Информация о работе Максимизация прибыли предприятия при определении объема производства