Максимизация прибыли предприятия при определении объема производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ формирования и использования прибыли на предприятии, выявление и оценка путей ее повышения на примере ОАО «Сукно».
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с понятием прибыли как экономической категорией, ее формированием и использованием;
ознакомиться с общей характеристикой предприятия, его основными технико-экономическими показателями;
провести анализ структуры и динамики прибыли на базе предприятия ОАО «Сукно»;
разработать мероприятия способствующие повышению прибыли на предприятии;
рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………………………………....4
Глава 1 ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ…………………………………………..6
Доход и прибыль предприятия: сущность, функции………………………..6
Формирование прибыли. Распределение чистой прибыли на предприятии……………………………………………………………..……8
Глава 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ ОАО «СУКНО»………………………………………………………………………….......15
2.1 Краткая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура……………………………………………..………………………..……....15
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и ее рынков сбыта………..........19
2.3 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сукно»…………22
2.4 Анализ прибыли от реализации продукции………………………………...24
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ НА ОАО «Сукно»………………………………………………………………………………..31
3.1 Рекомендации по проведению мероприятий, направленных на повышение прибыли………………………………………………………………………….…….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………....……....38

Вложенные файлы: 1 файл

новая кур..doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Главная цель деятельности  ОАО  «СУКНО» - обеспечить высокий уровень и стабильное качество  производимой  продукции; быть  для заказчиков (потребителей) надежным партнером в удовлетворении их  компетентных  требований.

Пути достижения поставленной цели:

- ежегодная конкретизация целей, направленных на обеспечение

выполнения главной политики предприятия  в области качества продукции;

- совершенствование маркетинговой  и сбытовой деятельности (постоянное  изучение требований потребителей  и анализ их удовлетворенности);

- материально-техническое  снабжение производства с учетом  оценки и выбора поставщика  сырья и материалов;

 планирование и разработка  новой продукции конкурентоспособной  и необходимой на рынке;

- совершенствование производственной  и технологической базы;

- систематическое повышение компетентности  и квалификации персонала;

- функционирование и совершенствование  системы менеджмента качества  в соответствии с требованиями  международных стандартов серии  9000 версии 2000 года».

ОАО «Сукно» – крупнейший производитель тканей среди родственных предприятий текстильной отрасли в Республике Беларусь. Продукцию с их маркой получают более 100 предприятий и фирм ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно вырабатывается более 50 новых артикулов и 150 цвето-рисунков.

ОАО «Сукно» занимает особое место на рынке тонкосуконных тканей в республике в силу технологических возможностей производства. Выпускаемая продукция отличается не только широтой ассортимента, но и разнообразием исходного сырья, что позволяет потребителям тканей изготовить изделия, конкурентоспособные не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Можно выделить следующие сегменты:

- рынок Республики Беларусь;

- рынок Российской Федерации;

- рынок Дальнего Зарубежья. 

Структура реализации продукции ОАО  «Сукно» за три года по рынкам сбыта, представлена на рис. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3

 

Рис. 2.2.1 Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2008 году.

 

Рис. 2.2.2 Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2009 году.

 

Рис. 2.2.3 Структура реализации продукции ОАО «Сукно» по рынкам сбыта в 2010 году.

 

В течение трех лет реализация продукции  на рынок Дальнего Зарубежья практически  не менялась. Но все большую долю рынка Российской Федерации завоевывало ОАО «Сукно», и соответственно снижалась доля реализации продукции на территории Республики Беларусь. Положительной тенденцией является реализация большего объема реализации продукции на внешние рынки.

 

2.3 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сукно»

 

Отчет о прибылях и  убытках ОАО «Сукно» отражен  в таблице 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1- Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах деятельности)

п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

2008

2009

2010

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2009 к 2008

2010 к 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Выручка от реализации продукции  без НДС и акцизов

млн.руб.

30250

37632

42462

7382

4830

124,40

112,83

2

Прочие доходы

млн.руб.

3105

3845

2880

740

-965

123,83

74,90

3

Прочие расходы

млн.руб.

4130

4524

3227

394

-1297

109,54

71,33

4

Всего доходов и поступлений

млн.руб.

33355

41477

45352

8122

3875

124,35

109,34

5

Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ и услуг

млн.руб.

28787

35585

40617

6798

5032

123,60

114,10


Продолжение таблицы 2.3.1

6

Прибыль (убыток) от реализации

млн.руб.

1463

2047

1845

584

-202

139,90

90,13

7

Платежи в бюджет

млн.руб.

210

676

710

466

34

321,90

105,03

8

Прочие операционные доходы

млн.руб.

3030

3782

2529

752

-1253

124,82

66,87

9

Прочие операционные расходы

млн.руб.

2906

3710

2523

804

-1187

127,67

68,01

10

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности

млн.руб.

1587

2119

1851

532

-268

133,52

87,35

11

Прочие внереализационные  доходы

млн.руб.

75

63

351

-12

288

84,0

557,14

12

Прочие внереализационные  расходы

млн.руб.

1224

814

704

-410

-110

66,50

86,50

13

Налог на прибыль

млн.руб.

210

676

710

466

34

321,9

105,03

14

Чистая прибыль

млн.руб.

228

692

788

464

96

303,51

113,87


 

Примечание. Источник: собственная разработка на основании бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках за 2008, 2009 и 2010гг.

Анализ данных таблицы 2.3.1 показал, что выручка от реализации продукции  без НДС и акцизов в 2009 году по сравнению к 2008 увеличилась на 7382 млн. руб. или 24,4%, а в 2010 по сравнению к 2009 на 4830 млн. руб. или 12,83%.

Себестоимость реализованных товаров работ и услуг в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 6798 млн.руб. или 23,6%, а в 2010 году по сравнению к 2009 на 5032 млн.руб. или 14,1%. Повышение удельного веса себестоимости приводит к уменьшению удельного веса прибыли, что может не благоприятно отразиться на деятельности предприятия.

Прибыль от реализации в 2009 году выросла 584 млн.руб. или 39,9% по сравнению к 2008 году, что благоприятно отразилось на деятельности предприятия, способствовало повышению конкурентоспособности продукции на рынке. А в 2010 году прибыль от реализации уменьшилось на 202 млн.руб. или 9,87%, что не благоприятно отражается на деятельности предприятия.

Чистая прибыль в 2009 году значительно выросла по отношению к 2008 году на 464 млн.руб. и составила 692 млн.руб. В 2010 году такого значительного темпа роста не наблюдалось, но все-таки чистая прибыль увеличилась на 96 млн.руб. или 13,87%.

В связи с этим можно сделать вывод, что 2009 год для деятельности предприятия оказался наиболее успешным, чем 2010.

 

 

2.4 Анализ прибыли от реализации продукции

 

 

Балансовая прибыль или убыток  представляет собой сумму  результата от реализации продукции (работ,  услуг),  результата от прочей реализации,  сальдо доходов и расходов от внереализационных операций и рассчитывается по формуле:

 

Рб = Рр + Рпр + Рвн                                                                                                                                           (2.1)

 

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает исследование,  во - первых,  изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ),  во - вторых,  исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ),  в - третьих,  изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд данных периодов. 

      Проведем вертикальный  анализ финансовых результатов  (табл.2.4.1).

 

Таблица 2.4.1- Вертикальный анализ структуры прибыли

 

 

2008  год

2009 год

2010 год

Приме-

Чания

Показатель

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

1.Всего доходов и  поступлений (стр. 2 + 5)

33355

100,0

41477

100,0

45352

100,0

 

2.Выручка от реализации  продукции без НДС и акцизов

30250

90,7

37632

90,7

42462

93,6

в % к с. 1

3. Себестоимость реализации  продукции

28787

95,2

35585

94,6

40617

95,7

в % к с. 2

4.Результат от реализации (стр. 2 - 3)

1463

4,8

2047

5,4

1845

4,3

в % к с. 2

5.Прочие доходы

3105

9,3

3845

9,3

2880

6,4

в % к с. 1

6.Прочие расходы

4130

-

4524

-

3227

-

 

7.Балансовая прибыль  (стр. 4 + 5 - 6)

438

1,3

1368

3,3

1498

3,3

в % к с. 1

8.Платежи в бюджет

210

47,9

676

49,4

710

47,4

в % к с. 7

9.Чистая прибыль 

(стр.7- 8)

228

0,7

692

1,7

788

1,7

в % к с. 1


 

Из таблицы 2.4.1 видно, что удельный вес выручки от реализации продукции  в общих доходах за 2008 год остался на уровне с 2008 годом, но уже в 2010 году он возрос на 2,9 процентных пункта. Это говорит о том,  что предприятие в 2010 году больший доход получило не от основной деятельности (прочие доходы возросли),  эту тенденцию следует признать позитивной,  если она осуществляется не в ущерб основной деятельности.  Но так как внереализационные операции принесли предприятию в теснение 3-х лет убыток, то  следует снижать долю внереализационных операций,  получаемых не от основной деятельности, что и наблюдается в 2010 году.

Уменьшение удельного веса себестоимости  реализации продукции в 2009 году - положительная тенденция.  Затраты на производство упали,  следовательно увеличилась возможность получения предприятием дополнительной прибыли и возможность повышения конкурентоспособности продукции. В 2010 году произошло повышение удельного веса себестоимости реализации продукции и соответственно снижение удельного веса прибыли.

Рост удельного веса балансовой и чистой прибыли в общих доходах  носит благоприятный характер, который свидетельствует об положительных тенденциях в организации производства на данном предприятии.

Проведем горизонтальный анализ финансовых результатов (табл.2.4.2).

 

Таблица 2.4.2- Горизонтальный анализ и динамика финансовых результатов (млн. руб.)

 

Показатель

2008

2009

2010

Темп 2009 к 2008

Темп 2010 к 2009

1.Выручка от реализации  товаров, продукции (за  минусом  НДС,  акцизов и др.) 

30250

37632

42462

124,4

112,8

2.Себестоимость реализации  продукции

28787

35585

40617

123,6

114,1

3.Прибыль от реализации

(стр. 1 - 2)  (Рр)

1463

2047

1845

139,9

90,1

4.Прочие операционные  доходы

3030

3782

2529

124,8

66,9

5.Прочие операционные  расходы

2906

3710

2523

127,7

68,0

6.Результат от прочей  реализации (Рпр)

124

72

6

58,1

8,3


 

 

Продолжение таблицы 2.4.2

7.Прибыль (убыток) от  финансово-хозяйственной деятельности (стр. 3 + 6)

1587

2119

1851

133,5

87,4

8.Прочие внереализационные  доходы

75

63

351

84,0

557,1

9.Прочие внереализационные  расходы

1224

814

704

66,5

86,5

10.Сальдо доходов и  расходов от

внереализационных операций (Рвн)

-1149

-751

-353

65,4

47,0

11.Балансовая прибыль

(стр. 7 + 10) (Рб)

438

1368

1498

312,3

109,5

12.Налог на прибыль

210

676

710

321,9

105,0

13.Чистая прибыль (стр. 11 - 12)

228

692

788

303,5

113,9


 

Балансовая прибыль в 2009 году увеличилась на 930 млн. руб. Увеличена из-за прибыли от реализации продукции на 584 млн. руб. и  внереализационного финансового результата на 398 млн. руб., т.е. внереализационные расходы снизились и хоть и незначительно, но вели к увеличению балансовой прибыли. А результат от прочей реализации привел к снижению балансовой прибыли на 52 млн. руб.

Чистая прибыль в 2009 году выросла в 3 раза, а в 2010 году на 13,87%. Так как удельный вес налога на прибыль практически не менялся, то чистая прибыль росла пропорционально балансовой.

        На рисунке 2.5.1 показано как прибыль от реализации продукции менялась в течение 3-х лет.

                              2008                             2009                           2010

Рис. 2.5.1: Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

 

Из рисунка видно, что прибыль  от реализации продукции на протяжении трех лет снижалась. Так как прибыль  от реализации продукции по предприятию  зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, себестоимости  и уровня среднереализационных цен, то проследим какой фактор и как влиял на снижение.

Информация о работе Максимизация прибыли предприятия при определении объема производства