Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. работа Экономика 1курс.docx

— 56.48 Кб (Скачать файл)

     1.2 Роль малых предприятий в экономике  

      Говоря  о роли малых предприятий, следует  подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый  бизнес ограниченно включается в  хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной  динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком. 

      Помимо  того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие  места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. 

      Роль  малого предпринимательства в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого предпринимательства. 

      Малые предприятия не противостоят крупным  и средним компаниям, а тесно  взаимодействует с ними, участвует  в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого предпринимательства способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших  местных источников сырья и отходов  крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств. 

      Малое предпринимательство - необходимый  элемент рыночной экономики, позволяющий  решать важные социально-экономические  задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. 

      Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные  фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов  в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную  перестройку отраслей, преодолевая  монополизм в экономике, влияют на структуру  цен потребительского рынка и  т.д. 

      Аналогичная картина наблюдается также в  Германии, Канаде, Великобритании, где  доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции  ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в  промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных  США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса  является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.  

      Роль  малого бизнеса в России нельзя оценивать  традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое  предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.  

      Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических  моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная  политика в отношении малого предпринимательства  строится на основе самых общих и  формальных представлений. С одной  стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно  развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство  воспринимается чиновниками как  часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета. 

      Рациональное  соотношение между крупным и  малым предпринимательством различно для разных экономических условий  и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом  развития экономический реформ и  состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий  значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание»  крупных фирм. [15, с. 205]. 
 

     1.3 Проблемы и перспективы развития малых предприятий в современной России  
 

      Малые предприятия в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями.

      Основная  проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база, как  материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного  хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой  сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы  населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва  средств, требующегося для того, чтобы  начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что  предельно напряженный государственный  бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные  ресурсы. Но и они не значительны  и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся  инфляции.

            Положение едва ли может  серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней  мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

      В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая  и связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл в том, чтобы  обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для  последовательного развертывания  предпринимательства.

  • Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

      В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к  тому, чтобы все больше  «задвигать»  его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным  планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993г. введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель  обязан внести в бюджет налог с  прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее.

      Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

      Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

  • Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса  дело обстоит далеко не лучшим образом.
  • Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

      Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению  структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров  первой необходимости, прежде всего  продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно  предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы  было вынуждено работать в подавляющей  мере на потребление. Производить продукцию  с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные  негативные структурные изменения  в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

            В целях развития малого бизнеса и обеспечения  государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров  – Правительством Российской Федерации  принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная  поддержка малого предпринимательства  является одним из важнейших направлений  экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним  отнесены производство и переработка  сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров  народного потребления, включая  товары, имеющие экспорный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство  объектов жилищного и производственного  назначения.

            Предусматриваются поручения ряду министерств и  ведомств по внесению изменений и  разработке соответствующих положений  в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической  деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот  для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден  комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое  обеспечение, внешнеэкономическая  деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

      На  Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса  в России предусмотрено Федеральным  Законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации».  
 
 
 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 

      Этапы становления малого предпринимательства.

      Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.

      Рассматривая  законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства. 

Информация о работе Малый бизнес