Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 09:14, курсовая работа
Данную тему я считаю актуальной для Беларуси на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насы-щение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополни-тельных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой националь-ной экономике высокоразвитого и эффективного малого предприниматель-ского сектора.
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Беларуси и за ру-бежом.
Реферат……………………………………………………………………………3
Введение 4
1 Понятия и функции малого бизнеса 6
1.1 Теоретические основы функционирования малого бизнеса 6
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства. 10
2 Малый бизнес в современной рыночной экономике 17
3 Малый бизнес в Республике Беларусь 23
3.1 Анализ состояния малого бизнеса на современном этапе 23
3.2 Проблемы функционирования малого предпринимательства в Беларуси. 27
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 29
Список используемой литературы 38
Приложение А. Количество субъектов малого предпринимательства – юри-дических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособ-ном возрасте в Беларуси 39
Приложение Б. Структурная схема обеспечения выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства и сравнение ожидаемых и дос-тигнутых результатов 40
Полное
товарищество – это товарищество, участники
которого (полные товарищи) в соответствии
с заключенным между ними договором занимаются
предпринимательской деятельностью от
имени товарищества и несут ответственность
по его обязательствам принадлежащим
им имуществом.
Управление предпринимательской деятельностью
полного товарищества осуществляется
по общему согласию всех его участников.
Каждый участник полного товарищества
как правило имеет один голос при решении
каких-либо вопросов на общем собрании.
Участники полного товарищества солидарно
несут субсидиарную ответственность своим
имуществом по обязательствам товарищества.
Т. е. фактически это утверждение означает
неограниченную ответственность товарищей.
Полные товарищества распространены
преимущественно в сельском хозяйстве
и сфере услуг; обычно они представляют
собой небольшие по размеру предприятия
и их деятельность контролировать достаточно
просто.
Товарищество на вере (коммандитное
товарищество) – товарищество, в котором
наряду с участниками, осуществляющими
от имени товарищества предпринимательскую
деятельность и отвечающими по обязательствам
товарищества своим имуществом (полными
товарищами) , имеется один или несколько
участников-вкладчиков (коммандитистов)
, которые несут риск убытков, связанных
с деятельностью товарищества, в пределах
сумм внесенных ими вкладов и не принимают
участия в осуществлении товариществом
предпринимательской деятельности.
Данная организационно-правовая
форма предприятия характерна для более
крупных предприятий из-за возможности
привлечения значительных финансовых
ресурсов через фактически неограниченное
число коммандитистов.
Общество с ограниченной ответственностью
(ООО) – учрежденное одним или несколькими
лицами общество, уставный капитал которого
разделен на доли определенных учредительными
документами размеров; участники общества
с ограниченной ответственностью не отвечают
по его обязательствам и несут риск убытков,
связанных с деятельностью общества в
пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Уставный капитал общества
с ограниченной ответственностью составляется
из стоимости вкладов его участников.
Данная организационно-правовая форма
распространена среди мелких и средних
предприятий.
Общество с дополнительной
ответственностью – учрежденное одним
или несколькими лицами общество, уставный
капитал которого разделен на доли определенных
учредительными документами размеров;
участники такого общества солидарно
несут субсидиарную ответственность по
его обязательствам своим имуществом
в одинаковом для всех кратном размере
к стоимости их вкладов, определяемом
учредительными документами общества.
При банкротстве одного из участников
его ответственность по обязательствам
общества распределяется между остальными
участниками пропорционально их вкладам,
если иной порядок распределения ответственности
не предусмотрен учредительными документами
общества. Т. е. фактически общество с дополнительной
ответственностью представляет из себя
гибрид полного товарищества и общества
с ограниченной ответственностью.
Преимущества товариществ
заключаются в следующем:
товарищества
легко организовать, т.е. практически
просто заключается соглашение между
участниками и нет особых бюрократических
процедур;
экономические, в частности, материальные,
трудовые, финансовые возможности предприятия
значительно увеличиваются;
появляется возможность более высокой
специализации участников товарищества
в управлении из-за большого числа участников.
Недостатки же подобных
организационно-правовых форм, которые
на первых этапах создания фирмы не всегда
видны, проявляются в следующих моментах:
участники товарищества не всегда однозначно
понимают цели деятельности предприятия
и средства достижения этих целей, т.е.
у участников может проявиться несовместимость
в интересах и, когда необходимо будет
действовать со всей решительностью, участники
либо будут бездействовать, либо их политика
будет настолько несогласованной, что
сия несогласованность может привести
к убыткам, а то и к банкротству фирмы,
причем опасней всего несогласованность
по главным вопросам;
финансовые ресурсы ограничены при развитии
предприятия, и эта ограниченность не
позволяет полностью раскрыть потенциал
компании, ведь развивающееся дело требует
новых капиталовложений;
возникают сложности определения меры
каждого в доходе или убытке фирмы, сложно
разделить, образно выражаясь, “нажитое
вместе имущество”.
Акционерное общество (АО)
– общество, уставный капитал которого
разделен на определенное число акций;
участники акционерного общества (акционеры)
не отвечают по его обязательствам и несут
риск убытков, связанных с деятельностью
общества, в пределах стоимости принадлежащих
им акций. Акционеры, не полностью оплатившие
акции, несут солидарную ответственность
по обязательствам акционерного общества
в пределах неоплаченной части стоимости
принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество
(ОАО) – общество, участники которого могут
отчуждать принадлежащие им акции без
согласия других акционеров. Такое акционерное
общество вправе проводить открытую подписку
на выпускаемые им акции и их свободную
продажу на условиях, устанавливаемых
законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество
обязано ежегодно публиковать для всеобщего
сведения годовой отчет, бухгалтерский
баланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) –
общество, акции которого распределяются
только среди его учредителей или иного
заранее определенного круга лиц. Такое
общество не вправе проводить открытую
подписку на выпускаемые им акции либо
иным образом предлагать их для приобретения
неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого
акционерного общества имеют преимущественное
право приобретения акций, продаваемых
другими акционерами этого общества.
Учредительным документом
акционерного общества является его устав.
Уставный капитал акционерного общества
составляется из номинальной стоимости
акций данного акционерного общества,
которые приобрели акционеры. Высшим органом
управления акционерного общества является
общее собрание акционеров. Собрание акционеров
может назначать совет директоров с его
председателем в случае, когда общее число
акционеров превышает 50 человек.
Преимущества данной
организационно-правовой формы заключаются
в следующем:
существует
возможность мобилизации
существует возможность быстрого перетекания
финансовых средств из одной отрасли в
другую;
существует право свободной передачи
и продажи акций и это право обеспечивает
существование компании независимо от
различных изменений состава акционерного
общества;
ответственность акционеров ограничена,
т.е. держатели акций рискуют в случае
банкротства данного акционерного общества
только той суммой, которая была заплачена
за покупку акций, фактически кредиторы
могут предъявить иск не акционерам как
физическим лицам, а самой компании как
юридическому лицу;
появляется разделение функций владения
и управления.
К недостаткам данной организационно-правовой
формы можно отнести следующие моменты:
существуют некоторые сложности при регистрации
устава акционерного общества, такие как
длительные согласовывания, различные
бюрократические процедуры, например,
выпуск акций;
появляются благоприятные возможности
для финансовых злоупотреблений, т.е. возможен,
например, выпуск акций, ничем не обеспеченных,
не имеющих никакой реальной стоимости;
в связи с выплатами по акциям дивидендов
возникает ситуация двойного налогообложения,
когда первый раз налогом облагается дивиденд
как часть прибыли акционерного общества,
а во второй раз дивиденд облагается налогом
как личная прибыль держателя акции;
при большом числе акционеров возникает
ситуация, при которой значительная часть
акционеров практически не контролирует
деятельность совета директоров, и держатели
акций заинтересованы в максимальных
дивидендах, а менеджеры всячески стараются
их уменьшить, дабы пустить эти средства
в оборот, данная ситуация характерна
в случаях с обычными акциями, когда совет
директоров компании принимает решение
о размере дивиденда, т.е. решает, какую
часть прибыли выплатить держателям акций,
а какую часть пустить в оборот; в случае
с префакциями (привилегированными акциями)
– одно из преимуществ этого вида акций
состоит в том, что дивиденд по префакциям
фиксирован и устанавливается при выпуске
акций – эта ситуация не столь жесткая,
как с обычными акциями: при выплате дивидендов
дивиденды по префакциям выплачиваются
в первую очередь, кроме того, по существующему
российскому законодательству при имеющейся
достаточной для выплат по префцакциям
дивидендов прибыли акционерное общество
не вправе отказывать держателям этого
вида акций в выплате дивидендов.
К ситуации с двойным налогообложением
существуют различные подходы. В принципе,
их можно сгруппировать следующим образом:
а) та часть прибыли, которая распределяется
между держателями акций и владельцами
компании облагается налогом дважды и
в полном объеме, т.е. первый раз фирма
как юридическое лицо платит налог на
прибыль, а второй раз держатель как физическое
лицо платит подоходный налог с дивиденда;
такая ситуация характерна для России,
США, Швейцарии, Швеции, Нидерландов; б)
подход снижения налогообложения на уровне
акционерного общества: распределяемая
прибыль либо облагается налогом по сниженной
ставке налога на прибыль фирмы (подобная
система действует в Германии, Японии)
, либо частично освобождается от налогообложения
(подобная система налогообложения работает
в Финляндии) ; в) подход снижения налогообложения
на уровне держателей акций: распределяемая
прибыль облагается следующим образом,
когда либо акционеров частично освобождают
от выплаты налога на дивиденды, причем
освобождение не зависит от того, облагали
ли компанию налогом на прибыль или нет
подобная система действует в Канаде,
Дании) , либо действует так называемый
налоговый кредит, т.е. тот налог на прибыль,
который уплатила компания, отчасти учитывается
при взимании налога с акционера (подобная
система действует в Великобритании, Франции)
; г) подход полного освобождения распределяемой
прибыли от налогообложения либо на уровне
акционерного общества (такая система
действует в Греции) , либо на уровне держателей
акций (данный подход к налогообложению
распространен Австралии, Италии, Финляндии)
.
2
Малый бизнес в современной
рыночной экономике.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.
Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. [20] Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса. [12, с 58-66]
Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей: 1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках; 2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий; 3. Улучшение деловой среды для малых предприятий; 4. Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов. В своих планах работы на период до 2013 г., агентство SBA основывается на анализе результатов деятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделяться расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам агентства при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексных услуг. Важное место в деятельности агентства SBA на предстоящий период займут вопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счет всемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовым ресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так, например, в бюджете SBA на 2008 финансовый год на обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общей сложности $703,2 млрд. В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических целей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства SBA. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействия различных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей. Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г. Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения, поставленных стратегических целей. Стратегическая цель № 1. "Расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны и на слаборазвитых рынках". В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаря предоставленным им кредитным гарантиям агентства SBA, осуществляют непосредственное финансирование малых предприятий. Однако в рамках национальной программы помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам. Роль агентства SBA заключается в разработке национальных программ по предоставлению государственных гарантий уполномоченным организациям, осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансирование инвестиционных проектов. Наличие государственных гарантий у этих организаций, позволяет минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая им доступ к финансовым ресурсам. Наряду с этим, агентство SBA также обеспечивает поручительство по облигационным займам малых предприятий. Важное место в деятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой и консультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла предприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и в организации бизнеса «с нуля», сопровождаемая постоянными консультациями по совершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшего развития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаются комплексные консультации о последовательности операций и порядке выхода из бизнеса при его переуступке, продаже или ликвидации. Наряду этим, агентство SBA также осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов на выполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд.