Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 07:17, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
1. Понятие малого предпринимательства и его основные черты………..........
5
2. Зарубежный опыт малого бизнеса ……………………………………….......
8
3. Малый бизнес в России………………………………………………………..
11
3.1. Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе……………………………………………………………………………...

12
3.2. Особенности применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства на территории Сибирского федерального округа……………………………………………………………..



13
4. Малый бизнес в Республике Тыве……………………………………………
16
4.1. Проект «Одно село - один продукт»……………………………………...
17
5. Малый бизнес на современном этапе: перспективы развития……………..
18
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список литературы………………………………………………………………
22

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.1 - Показатели, характеризующие состояние МСП  в разных странах

 

Страны

Кол-во МСП(тыс.)

Кол-во МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей  численности 
занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

 

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

 

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

 

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

 

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

 

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

 

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

 

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

 

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11

 
             

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий  в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых  предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

   Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

  Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

   В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

   В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

   Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

  В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 % [4, с.735].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Малый бизнес в России 

   В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 25 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития.

Несмотря на все трудности, малый бизнес растет. Причем в некоторых регионах, просто небывалыми темпами, свидетельствует исследование НИСИПП.

   По состоянию на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано почти два миллиона малых предприятий, что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей увеличилось на 110,5 единицы и составило 1395,9 единицы [7, с.693].

Во всех федеральных округах  отмечается рост количества малых предприятий, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тысяч жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 22,5%), Дальневосточном федеральном округе (на 14%) и Сибирском федеральном округе (13,3%). В Приволжском федеральном округе число малых предприятий выросло на 6,7%, в Уральском федеральном округе - на 5,8%, в Северо-Кавказском федеральном округе - на 5,7%.

   Количество малых предприятий за прошедший год сократилось только в 14    регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть (- 25,6%).

"Когда пришли рыночные времена,  очень большой процент вообразил  себя бизнесменами. Затем все  постепенно "устаканилось", и пришло  понимание, что предпринимательскими  способностями во всем мире обладает лишь несколько процентов населения", - отмечает генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.

   По его словам, низкий показатель намерений стать предпринимателями, можно объяснить рядом факторов: малый процент предпринимателей среди населения, рост зарплат госслужащих-бюджетников (повысилось желание быть чиновником) и сверхвысокие налоги на бизнес [7, с.735].

 

 

 

3.1 Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе

   Малый бизнес должен стать одним из инструментов стратегии развития Сибири, элементом государственно-частного партнерства, т.е. обеспечить устойчивый рост доходов, удовлетворять растущие потребности населения и субъектов Федерации, обеспечивать экономическую независимость и занятость населения, и создание инновационно-технологической среды. 
 
На заседаниях КС, его секций и рабочих групп в 2007-2009 годах заслушивались предложения по деятельности предпринимательских структур, принят ряд решений по распространению опыта на всю Сибирь. Издано учебно-методическое пособие из серии «Управляем сами» «Основы организации и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях», в котором обобщены и представлены в единообразном виде проблемы и особенности поддержки предпринимательства. 
 
   В Сибирском федеральном округе развитие малого бизнеса идёт динамично, средний показатель составляет 10% (по России 8%) валового регионального продукта, как известно ВРП – основной показатель экономического развития территории [3, с.518].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Особенности  применения специальных налоговых  режимов субъектами малого предпринимательства  на территории Сибирского федерального  округа

 
   В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК или федеральными законами. Особые (специальные) режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира как один из способов его государственной поддержки, и тому есть ряд причин. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим новациям в предпринимательской среде. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может стать одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России. Так, например, увеличение спроса на кредитные услуги со стороны малого бизнеса могло бы послужить толчком и к развитию банковского сектора.

   Для России (и других стран с переходной экономикой) поддержка малого бизнеса важна и по политическим причинам – наличие значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в развитии рыночных институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать его демократизации.

Установление упрощенных (в широком смысле) систем налогообложения  приводит к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих такие методы налогоплательщиков. [3, с.693].

Мнение о том, что  введение особого порядка налогообложения  малых предприятий противоречит принципу нейтральности налоговой системы, в целом справедливо. Однако представляется, что некоторые льготы малым предприятиям должны лишь компенсировать им вызываемые экономическими и институциональными причинами объективно меньшие возможности самофинансирования, получения кредитов и финансирования через финансовые рынки.

Таким образом, основная задача в области налогообложения  малого предпринимательства заключается  в разработке системы, создающей  стимулы для развития малого предпринимательства  и одновременно предусматривающей меры, максимально ограничивающие возможности злоупотреблений.

С 1.01.03 г. вступили в действие две новые главы Налогового кодекса, устанавливающие специальные налоговые  режимы для малого бизнеса: 26.2 «Упрощенная  система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Причем, в новые главы еще до их вступления в силу Федеральным законом от 31.12.02 г. № 191 ФЗ внесены изменения и дополнения, которые не только устранили технические неточности, но сделали новые режимы налогообложения более привлекательными для налогоплательщиков. [6, c.560].   

 

   Специальные режимы налогообложения для малого бизнеса не новы для российской налоговой системы, они «наследники» действовавших до 2003 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, установленных федеральными законами от 29.12.95 г. № 222-ФЗ и от 31.07.98 г. № 148-ФЗ. При сохранении общих характеристик предыдущих систем налогообложения новые главы содержат ряд существенных нововведений [1, c.513].

  На территории СФО законы о введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2003 г. приняты во всех субъектах, кроме Алтайского края и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В большинстве субъектов единый налог применяется в отношении всех видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ (табл. 2).

Таблица2 
Применение единого налога на вмененный доход в СФО по сферам деятельности и видам оказания услуг с 1.01.03 г.

Субъекты РФ

Бытовые услуги

Ветеринарные услуги

Ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств

Розничная торговля

Общественное питание

Автотранспортные услуги

Республика Алтай

+

+

+

+

+

+

Республика Бурятия

+

+

+

+

+

+

Республика Тыва

+

+

+

+

+

+

Республика Хакасия

+

+

+

+

+

+

Алтайский край

Красноярский край

+

+

+

+

+

+

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО

+

+

+

+

Эвенкийский АО

+

+

+

+

+

+

Иркутская область

+

+

+

+

+

Усть-Ордынский Бурятский  АО

Кемеровская область

+

+

+

+

+

+

Новосибирская область

+

+

+

Омская область

+

+

+

+

Томская область

+

+

+

+

+

+

Читинская область

+

+

+

+

+

+

Агинский Бурятский  АО

+

+

+

+

+

+

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы