Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование проблем малого бизнеса в России и предложить пути их решения.
Задачи:
• изучить теоретические основы малого бизнеса;
• выявить роль малого бизнеса в развитии экономики страны;
• охарактеризовать критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
• ознакомиться с особенностями становления малого бизнеса развитых стран;
• рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России;
• раскрыть содержание государственной поддержки малого бизнеса.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса...............................4
1.1 Понятие, особенности малого бизнеса и преимущества его развития..........4
1.2 Роль малого бизнеса...........................................................................................6
1.3 Критерии отнесения предприятия к малому в России....................................7
2 Статистические данные предприятий малого бизнеса.........................................1
3 Зарубежный опыт развития предприятий малого бизнеса.................................10
3.1 Особенности становления малого бизнеса развитых стран........................10
3.2 Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства в развитых странах..............................................................12
4 Проблемы становления и развития малого бизнеса в России............................14
4.1 Проблемы на пути становления малого бизнеса в России..........................14
4.2 Пути решения проблем становления и развития малого бизнеса в России.........................................................................................................................17
Заключение.................................................................................................................20
Список использованных источников.......................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 138.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Малый бизнес: характерные  черты, зарубежный опыт и проблемы становления  в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

      Студент   УБ 12-07         __________       Н.В. Примоленная  

            

Руководитель                 __________      А.А. Малахова                        

 

 

 

Красноярск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса...............................4

   1.1 Понятие, особенности малого бизнеса и преимущества его развития..........4

   1.2 Роль малого  бизнеса...........................................................................................6

   1.3 Критерии отнесения предприятия к малому в России....................................7

2 Статистические данные предприятий малого бизнеса.........................................1

3 Зарубежный опыт развития предприятий малого бизнеса.................................10

    3.1 Особенности становления малого бизнеса развитых стран........................10

    3.2 Государственное    регулирование    и    содействие    развитию    малого предпринимательства в развитых странах..............................................................12

4 Проблемы становления и развития малого бизнеса в России............................14

    4.1 Проблемы на пути становления малого бизнеса в России..........................14

    4.2 Пути решения проблем становления и развития малого бизнеса в России.........................................................................................................................17

Заключение.................................................................................................................20

Список использованных источников.......................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современный период особое значение приобретает развитие малого  бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций, способны наиболее быстро и экономно формировать и насыщать  рынок потребительских товаров в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Малый бизнес означает функционирование предприятий, фирм, которые имеют  независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере  деятельности.

Малые предприятия имеют свое определенное социальное значение, так как сектор малого бизнеса способствует повышению деловой активности населения и формирует ключевую фигуру рынка - предпринимателя- бизнесмена, основывающего свою деятельность на стремлении обеспечить себе нормальные условия для жизни.

Высокая приспособляемость  малого бизнеса и массовый охват  практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и  способствует стабильности социального  и политического климата.

Актуальность работы заключается в том, что малое предпринимательство в России является не только необходимым звеном в создании рыночной экономики, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества, так как в значительной степени служит созданию среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность и демократическое развитие общества.  Развитие малого предпринимательства позволяет расширить потребительский сектор, создает условия для полноценного использования местных сырьевых ресурсов, формирует благоприятные условия для повышения конкурентоспособности экономики страны.

Целью данной работы является исследование проблем малого бизнеса в России и предложить пути их решения.

Задачи:

  • изучить теоретические основы малого бизнеса;
  • выявить роль малого бизнеса в развитии экономики страны;
  • охарактеризовать критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
  • ознакомиться с особенностями становления малого бизнеса развитых стран;
  • рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России;
  • раскрыть содержание государственной поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  функционирования малого бизнеса.

1.1 Понятие, особенности малого бизнеса и преимущества его развития.

 

В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть  – малый бизнес, рассматривается  как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма  экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую  деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее  хозяйственное развитие. 

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования  юридического лица (ПБЮЛ) также относятся  к малому бизнесу.

Особенностями малого бизнеса  являются:

1) деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли;

2) экономическая свобода;

3) инновационный характер;

4) реализация товаров и услуг на рынке;

5) гибкость.

Отличительной особенностью малого бизнеса в ряду других форм организации предпринимательской  деятельности является его более  высокая социальная значимость по сравнению  с другими категориями бизнеса, обусловленная именно тем, что малый  бизнес выступает формой экономической  самодеятельности широких слоев  населения. В этом своем качестве малый бизнес играет роль одного из механизмов социально -экономической  адаптации.

Малый бизнес несет такие преимущества как:

  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. [6, с. 80]

 

1.2 Роль малого бизнеса

 

Особо важную роль малый  бизнес играет в решении проблем  занятости: в 80-е гг. 80% всех новых  рабочих мест были созданы мелкими  фирмами. Государство получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

Мировой опыт подтверждает: малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может  гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП, формируя его 40-50 %. Но дело не только в  количественных показателях - этот сектор по своей сути является элементом рыночной инфраструктуры.

Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйствования. Если прежняя экономическая система в России делала отчётливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрепление структуры экономики выступает одной из важных составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.

С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить с помощью таких показателей, как:

1) доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; 

2) доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

3) доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

4) доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

5) доля малого бизнеса в экспорте продукции;

6) доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

7) доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

8) доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. [5, с.88]

 

1.3 Критерии отнесения предприятия к малому в России

 

Законодательная и нормативная  база поддержки малого бизнеса. Основные положения государственной политики в отношении малого бизнеса были сформулированы в Постановлении  Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 Малый бизнес характерен для некоторых  видов и форм производства, торговли, сферы услуг.

Согласно вступившему  в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) численность работников:

микропредприятия - не более чем 15 человек;

малые предприятия - до 100 человек;

средние предприятия - от 101 до 250 человек.

3) балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

4) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. руб.;

малые предприятия - 400 млн. руб.;

средние предприятия - 1000 млн. руб.

Указанные предельные значения регламентированы Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки  от реализации товаров (работ, услуг) для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Статистические данные предприятий малого бизнеса

 

Структура российского малого бизнеса в сравнении с предыдущими годами осталась прежней – лидирует торговля и ремонт авто и др. бытовых изделий, занимая почти треть рынка малого бизнеса, за ними идут операции с недвижимостью и строительство, охватывая в сумме более 30% малых предприятий.

Рисунок 1 – структура малого бизнеса в России (на февраль 2012 г.)

Отраслевая структура  малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий  торговли и общественного питания  и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать  основным фактором оптимизации структуры  региональной экономики.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России