Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого бизнеса.
- рассмотреть развитие малого предпринимательства в России.
- проанализировать современное состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.
Таблица 2
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах в млрд. руб., без микропредприятий.
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России. Это хорошо просматривается на рисунки Изменения объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам. (см. Рис.1).
Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям - на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал - более чем на 40% - зафиксировано в сегменте малых предприятий. (см. Табл.3).
Рис.1. Изменение объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам в 2008-2009 гг., в действующих ценах, в млрд. руб.
Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах. (см. Рис.2).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе-марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства - 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.
Таблица 3
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд руб., в действующих ценах, без микропредприятий.
Рис.2. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по федеральным округам, в % от общего числа.
В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 6 того, они получают регулярные платежи от своих подопечных. Венчурная фирма-это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения. [16, ст. 37].
Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства.
Глава 2.Современный малый бизнес в России
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса
Сравнительный анализ состояния малых предприятий в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационной - производственной структуры российской экономики.
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.
При проведении анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации. (см. Табл.1)
Таблица 1
Проблемы субъектов малого предпринимательства
| ||
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) | Проблемные точки |
|
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг | отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок |
|
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий | снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
|
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги | снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
|
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) | снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала-середины года |
|
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле | повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию |
|
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе | снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
|
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта | снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
|
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу | 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ |
|
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства | отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
|
Все субъекты МП | административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
|
|
|
|
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
- снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
- риск неплатежей от контрагентов отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [18, ст. 28-42].
В соответствии с программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями [21].
Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода. Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве - 21,1%, в сельском хозяйстве - 17,4%, в торговле - 16,4% и в промышленности - 6,1%. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. (см. Табл.2)
Таблица 2
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах в млрд. руб., без микропредприятий.
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России. Это хорошо просматривается на рисунки Изменения объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам. (см. Рис.1).
Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям - на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал - более чем на 40% - зафиксировано в сегменте малых предприятий. (см. Табл.3).
Рис.1. Изменение объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам в 2008-2009 гг., в действующих ценах, в млрд. руб.
Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах. (см. Рис.2).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе-марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства - 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.
Таблица 3
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд руб., в действующих ценах, без микропредприятий.
Рис.2. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по федеральным округам, в % от общего числа.
В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60% в течение I-III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд. руб. [9].
2.2 Государственное регулирование малого бизнеса
Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.
В начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие [22].
- Принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
- Принято решение о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5-10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования.
- Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.
- Принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого бизнеса- РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса [22].