Малый бизнес и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время  актуальными вопросами, обсуждаемыми отечественными политиками, социологами и экономистами, являются проблемы влияния мирового финансового кризиса на экономику России и собственно ее развитие на основе внедрения инноваций, роста производительности труда. Очевидно, что свою лепту в это развитие может внести малый бизнес (малое предпринимательство). Все вышеперечисленные  факты обуславливают целесообразность проведения в данной работе анализа  специфики развития малых предприятий в нашей стране и необходимость показать возможности расширения сферы малого предпринимательства. Это и является целью работы.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Специфика малых предприятий в России ……................................... 4
1.1 Понятие малого предприятия ...................................................................... 4
1.2 Региональная специфика малого предпринимательства в России……....7
Глава 2. Проблемы и перспективы малого бизнеса в России...………………12
2.1     Проблемы становления и развития малого бизнеса в России ..……….12
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в России ……..………………..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы...…………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие малого бизнеса.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что в отличие  от Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Формы документов, используемые при государственной регистрации  индивидуальных предпринимателей, определены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Порядок заполнения соответствующих форм установлен Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/162 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Важным новшеством комментируемого  закона по сравнению с Федеральным  законом 88-ФЗ 1995 года является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст. 3 Федерального закона № 88-ФЗ от 1995 г., применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.

 

    1. Региональная специфика малого предпринимательства в России

 

Особенно важны малые  предприятия для регионов, так  как, работая в основном на местных  рынках, они способствуют решению  целого ряда социально-экономических  проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.

Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства  в России на сегодняшний день представляется актуальным.

В каждом регионе предпринимательство  развивается по-своему, в зависимости  от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.

Основные факторы, которые  определяют региональную специфику  развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами и состоят из следующих групп:

  • демографические (естественный прирост населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);
  • национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности исторически сложившегося уклада жизни);
  • социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения квалификации);
  • продовольственное обеспечение (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного сектора);
  • особенности расселения (наличие крупных, средних и малых городов, удобных транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень интенсивности взаимоотношений между населенными пунктами, преимущественные факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);
  • уровень развития сферы государственного и регионального социального регулирования.

        Самая масштабная проблема малого  бизнеса в России - нехватка квалифицированного  персонала. Далее следуют общий  спад спроса в отрасли, несправедливая  конкуренция, недоступность кредитных  ресурсов и проблемы с административным регулированием.

         Таковы результаты исследования  Опоры России предпринимательского  климата в различных регионах  страны. Лучшими для ведения бизнеса  оказались Краснодарский край, а  также Московская и Челябинская  области. Москва и Санкт-Петербург - всего лишь на 17 и 25 местах. Впрочем, часть бизнесменов к исследованию отнеслись скептически, ведь все найденные проблемы были и так очевидны. По мнению некоторых из них, конечной целью Опоры России было, скорее, освоение бюджета.

        Вне зависимости от региона проблемы малого предпринимательства одинаковые - административные барьеры, коррупция, дефицит рабочей силы, высокие тарифы, в том числе на Интернет. Пути решения также аналогичны - взятки чиновникам и практически полный отказ от участия в муниципальных программах по поддержке бизнеса.

           В проблемах с административными  барьерами в регионах признались 76 процентов респондентов, при этом  почти четверть (27%) руководителей  оценили их уровень как "достаточно  высокий" и охарактеризовали как серьезное обременение для бизнеса из-за плохого законодательства или избыточного рвения при проверках. 9 процентам компаний уровень административного влияния кажется "крайне высоким", руководители полагают, что барьеры регуляторов "душат бизнес". Высоким остается и уровень коррупции (39,1%), хотя согласно опросу бизнес давно привык к ней, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек многих компаний. Чаще всего это происходит в таких ситуациях, как "доступ к государственному и муниципальному заказу" (31,6%), "прохождение проверок" (31,6%) и "выделение земли" (31,1%). Проблемы с госорганами предприниматели решают весьма традиционным способом откатов, поборов и благодарностей. Хотя во взяточничестве откровенно признались только 19 процентов компаний, почти половина (44%) просто отказалась от ответа. "Стоимость" неформальных выплат чиновникам в большинстве случаев не превышает 5 процентов от выручки компании, но около 1 процента предпринимателей тратят на это более 25 процентов оборота. Примечательно, что проблемы для бизнеса создают в основном правоохранительные органы (40%), а не криминальные структуры (26%).

         Среди других острых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели: низкая доступность земельных участков (эту проблему обозначили 39,1% респондентов) и производственных помещений (34,6%), несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям бизнеса (31,1%). Существующие тарифы на электроэнергию, по мнению 62 процентов опрошенных, ограничивают развитие компаний. Сложности у малого бизнеса возникают даже с тарифами на Интернет: при достаточно высокой доле компаний (68%), оценивающих их как умеренные или низкие, почти для четверти (23%) представителей российского малого и среднего бизнеса дорогой Интернет тоже играет роль барьера.

          Большие проблемы сосредоточены и в кадровой сфере: более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (38%), либо практически невозможно (18%). Без особых проблем решают кадровые вопросы только 23 процента руководителей. В итоге эта цифра позволила России занять только 29-е место из 31 в европейском рейтинге кадрового благополучия, опередив лишь Эстонию и Литву (лидеры рейтинга - Болгария, Венгрия, Дания; средний показатель кадрового благополучия для Евросоюза составляет 47%).

          Но улучшать ситуацию для малого бизнеса в регионах, по признанию самих предпринимателей, не спешат ни местные чиновники, ни сам бизнес. Так, практически никто не участвует в региональных и муниципальных программах поддержки (90% и 93% респондентов соответственно), а даже те, кто работает по ним, в большинстве случаев их эффективности не отмечают.

 

         В итоге лидером рейтинга Опоры России с довольно серьезным отрывом стала Московская область. По мнению организации, регион является абсолютным победителем по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса. По четырем из пяти слагаемых общего рейтинга - "Недвижимость и инфраструктура", "Людские ресурсы", "Финансовые ресурсы", "Система поставщиков" - область занимает первые места среди всех регионов. Относительно слабой стороной выглядит только одна из составляющих - "Административный климат и безопасность". Лидерство Московской области в рейтинге описывается формулой "все то же самое, что в Москве, только дешевле". По данным Опоры России, предприниматели в Московской области имеют большие возможности для выбора персонала: помимо более чем шестимиллионного населения здесь работают жители ближайших регионов. При этом уровень зарплаты в Московской области существенно ниже, чем в Москве, что снижает издержки предпринимателей. Кроме того, малый бизнес в Подмосковье имеет свободный доступ к финансовым ресурсам Москвы, московским поставщикам и транспортно-логистической инфраструктуре. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями в Подмосковье существенно ниже, что упрощает доступ к недвижимости и другим факторам производства.

         По мнению организации, второй результат Краснодарского края закономерен: в течение длительного времени политика местных властей была направлена на создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Отчасти потому, что крупная промышленность на Кубани практически отсутствовала. В результате, хотя Краснодар и не является крупным финансовым центром, кредитные ресурсы здесь доступнее, чем во многих других регионах.

           Исследование "Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРА 2010 - 2011" было подготовлено на основе опроса более чем 6 тыс. руководителей малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Учитывалось пять факторов: "недвижимость и инфраструктура", "людские ресурсы", "финансовые ресурсы", "административный климат и безопасность" и "система поставщиков". Исследование проводилось в 40 регионах.

           Челябинская область на третьем месте, однако, она имеет серьезный провал относительно лидирующих регионов - по уровню недвижимости и инфраструктуре регион занимает только 13-е место. Иначе область вполне могла бы конкурировать с Краснодарским краем. В целом, как отмечают предприниматели, которые оказались на презентации исследования Опоры России, его результаты были и так очевидны: отсутствие квалифицированных кадров и административные барьеры - проблемы вечные. Для того чтобы узнать об их существовании, не обязательно было заказывать дорогостоящее исследование4.

 

Таблица 1. Рейтинг российских регионов по индексу условий

для развития МСБ, %

 

Регион

Недвижимость  и инфраструктура

Кадры

Финансы

Административные  барьеры

Поставщики

1

Московская  область

3,03

3,17

3,17

3,64

3,64

2

Краснодарский край

2,82

2,64

3,01

3,75

3,40

3

Челябинская область

2,74

2,69

2,77

3,65

3,53

4

Ставропольский  край

2,85

2,60

3,00

3,77

3,07

5

Самарская область

2,92

2,74

2,65

3,48

3,29

6

Астраханская  область

2,65

2,39

2,92

3,78

3,33

7

Белгородская область

2,75

2,86

2,34

3,79

3,24

8

Калужская область

2,73

2,46

2,76

3,71

3,23

9

Пермский край

2,77

2,49

2,40

3,61

3,46

10

Республика  Башкортостан

2,80

2,46

2,36

3,63

3,46

11

Оренбургская  область

2,71

2,58

2,41

3,56

3,32

12

Чувашская республика

2,81

2,44

2,60

3,42

3,20

13

Липецкая область

2,93

2,60

2,51

3,16

3,25

14

Тюменская область

2,88

2,58

2,30

3,55

3,13

15

Волгоградская область

2,62

2,43

2,40

3,49

3,42

16

Владимирская  область

2,70

2,44

2,29

3,56

3,28

17

Москва

2,64

2,50

2,31

3,38

3,22

18

Омская область

2,66

2,38

2,24

3,41

3,28

19

Воронежская область 

2,83

2,55

2,58

3,12

2,86

20

Ярославская область

2,55

2,35

2,44

3,44

3,08

21

Архангельская область

2,53

2,46

2,33

3,47

3,07

22

Мурманская  область

2,58

2,43

2,40

3,41

3,02

23

Республика  Татарстан

2,64

2,47

2,50

3,29

2,91

24

Новосибирская область

2,52

2,47

2,37

3,31

3,13

25

Санкт-Петербург

2,61

2,50

2,09

3,27

3,19

26

Томская область

2,65

2,54

1,84

3,55

2,99

27

Тульская область

2,40

2,27

2,06

3,63

3,21

28

Рязанская область

2,61

2,68

2,40

3,11

2,74

29

Свердловская  область

2,80

2,42

2,17

3,23

2,89

30

Республика  Бурятия

2,31

2,46

1,91

3,63

3,13

31

Красноярский  край

2,67

2,08

2,03

3,46

3,15

32

Приморский  край

2,32

2,05

2,32

3,46

3,23

33

Ленинградская область

2,37

2,51

2,38

3,18

2,94

34

Нижегородская область

2,47

2,25

2,12

3,43

3,03

35

Новгородская  область

2,59

2,06

2,17

3,54

2,90

36

Тверская область

2,25

2,23

2,37

3,25

2,73

37

Калининградская область

2,46

2,30

1,91

3,23

2,94

38

Хабаровский край

2,27

2,11

1,97

3,13

3,07

39

Ростовская область

2,51

2,45

1,82

3,01

2,66

40

Иркутская область

2,37

1,85

1,82

3,09

2,95

Информация о работе Малый бизнес и его проблемы