Малый и средний бизнес в развитии капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 02:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение роли малого и среднего бизнеса в развитии капитализма.
Задачи:
- рассмотреть понятия малого и среднего бизнеса;
- изучить опыт стран запада в развитии малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть состояние малого и среднего бизнеса в современной России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие малого и среднего бизнеса…………………………….......4-6
Глава 2. Развитие малого и среднего бизнеса в странах Запада……………7-11
Глава 3. Развитие малого и среднего бизнеса в современной России……12-14
Заключение………………………………………………………………..……..15
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

576.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Еще один важный орган  поддержки и развития малого и среднего бизнеса - это созданная в 2001 году государственная информационная служба CSMEO. Этот координационный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий. Сеть CSMEO, охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических достижениях и технологических новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.

В Италии мелкие и средние  фирмы, число которых превышает  средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность  обеспечить высокий уровень конкурентоспособности  экспортной продукции.

Во Франции малые  и средние фирмы чаще всего  встречаются в аграрно-продовольственном  комплексе, подрядных работах, в  издательском деле, авиа - и судостроении.

В Португалии малые и  средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек составляют здесь 70% всех промышленных компаний, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4%.

Следует отметить, что  во всех этих странах идет активная поддержка малого и среднего бизнеса. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширение своего участия в государственной поддержке малого предпринимательства.

Большой плюс малых и средних предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на изменения в экономике. Мелкие предприятия стали индикатором общего состояния дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. Волна разорений или образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы как правило не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики.

Таким образом, в странах  запада в период развития капитализма, малый и средний бизнес имеют  важное значение. И соответственно, правительства государств в разной степени стараются поддержать данное направление развития экономики.

 

 

 

 

Глава 3. Развитие малого и среднего бизнеса в современной России.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования.

В российской истории  малого и среднего бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого и среднего бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для указанных периодов характерны огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств  государственного бюджета, и в целом  более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Малый и средний бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся  внесённые в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

 

Малый и средний бизнес в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

- высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов не задействованы в решении общегосударственных задач);

- низкий технологический и управленческий уровень деятельности.

Таким образом, в России, в настоящее время малый и  средний бизнес, имея свои отличительные особенности, пользуется поддержкой государства, имеет определенные льготы.

 

 

Заключение.

Малые и средние предприятия имеют целый ряд преимуществ в управлении: простота коммуникаций, отсутствие жесткой иерархии, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость продукции в таких предприятиях, ниже, чем в крупных, при высоком качестве производимой продукции и услуг. Также отличительной особенностью является доступность данной сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.

Итак, определяя роль малого и среднего бизнеса в развитии капитализма, можно выделить: во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. История мировой экономики (под редакцией академика Г.Б. Поляка, профессора А.Н. Марковой) Москва - 2002

2. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] / Т. А. Финк // Молодой ученый. — 2012.

3. Шевчук Д.А.История экономики. Учебное пособие Эксмо, 2009.

4. Щербина Л.В. Конспект  лекций по истории экономики.  Электронное учебное пособие.

 

 

 

 


Информация о работе Малый и средний бизнес в развитии капитализма