Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ. В работе поставлены следующие задачи: - изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса; - исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике; - обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса; - изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса; - узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ; - разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.
Введение……………………………………………………………….………….2
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса……………………...........4
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике………………………………………………………………………….7
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ..16
2.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ……………………........19
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение …………………………………………………………………...…30
Список использованной литературы………………………………………...…33
· расширение производства потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, непривлекательных для крупного бизнеса, приближение их к потребителю, вовлечение в производство части материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
· разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств, что способствует развитию научно-технического прогресса. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты;
· источник относительно стабильных бюджетных поступлений.
По политической значимости:
· формирование политических взглядов. Являясь наиболее многочисленным классом собственников, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Как свидетельствует исторический опыт ряда стран, настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Деятельность большей части
малых предприятий несет
Малые и средние предприятия
являются традиционной и важной частью
экономики практически всех стран,
в том числе и индустриально
развитых. Естественно, что развитие
малых предприятий в различных
странах имеет свои особенности,
вытекающие из исторических традиций,
а также сложившейся роли и
места небольших предприятий
в экономике страны. И, как правило,
зависит от достигнутого уровня концентрации
и индустриализации экономики, а
также от целей, стоящих перед
сферой малого и среднего предпринимательства
в новых социально-
Малое и среднее предпринимательство – это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.
Малое и среднее предпринимательство
имеет ряд преимуществ, являющихся
объективными предпосылками важной
роли субъектов малого бизнеса в
системе воспроизводства. Это высокая
гибкость и оперативность в принятии
решений, восприимчивость к
Малый и средний бизнес представляет собой особую модель бизнеса, ограниченную такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства. Функционирование предприятия малого бизнеса на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, активное взаимодействие с потребителем, узкая специализация производства, низкая капиталоемкость бизнеса - данные преимущества повышают устойчивость на внутреннем рынке. Однако быстрое реагирование малых и средних предприятий на изменения условий функционирования делает его, с одной стороны, более мобильным и приспосабливаемым, с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных научно-технических, финансовых, производственных, трудовых ресурсов [7, с.89].
1.3. Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса
Роль государства в развитии малого и среднего предпринимательства раскрывается в системе поддержки бизнеса.
Система поддержки малого и среднего
предпринимательства – это
Целью системы поддержки малого
и среднего бизнеса является создание
благоприятных условий для
Система поддержки малого предпринимательства предполагает:
Важными задачами государственной политики, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, являются формирование и обеспечение устойчивого функционирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса на областном и муниципальном уровнях.
Существующие в настоящее
Основными формами осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
· кредитно-финансовая;
· производственно-
· информационная;
· обучение.
Кредитно-финансовая поддержка имеет большое значение для развития малого и среднего предпринимательства. Она должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного климата с участием финансовых институтов и других организаций. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению существующей негативной тенденции ухода этих предприятий от налогов.
Денежное кредитование является одним из наиболее рискованных видов вложения средств. Это происходит, во-первых, из-за высокого риска вложения капитала вследствие небольшого «срока жизни» малых и средних фирм 2 – 7 лет и ограниченных объемов ликвидного имущества, которое может быть использовано в качестве залога. Во-вторых, из-за недостаточного уровня квалификации персонала на малых и средних предприятиях - низкий уровень разработки бизнес-планов. В-третьих, неразвитость системы страхования предпринимательских рисков (в том числе возврата заемных средств), одна из причин которой – высокий уровень инфляции в стране (отсюда – высокая стоимость страхования).
Производственно-
Информационная поддержка. Рыно
Обучение. В настоящее время обучение предпринимателей является важной задачей для развития малого предпринимательства. Это объясняется развитием рыночных отношений, требующих постоянного поиска новых резервов эффективности.
Можно выделить следующие сегменты этого специфического рынка образовательных услуг:
1. Программы, ориентированные
2. Программы, направленные на
развитие среды и политики
поддержки малого бизнеса.
3. Университетские программы (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА университетских бизнес-школ).
4. Программы для школ и
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ
Рассмотрим исторические особенности развития малого предпринимательства в нашем регионе. В дореволюционной России самой распространенной формой организации трудовой деятельности были малые ремесленные производства (30% от всех объемов производства). Так, в начале ХХ века в европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Мелкое кустарное и ремесленное производство охватывало все отрасли экономики. Характерными признаками малого бизнеса в РТ в рассматриваемый период были: широкое применение наемного труда; сосредоточение предприятий в сельской местности; отсутствие автоматизации труда и пр.
Меры по стимулированию мелкого производства до 1917 года носили комплексный характер и были направлены на поощрение малого бизнеса. В качестве оборотных средств на развитие мелкого кредита использовались: правительственные ссуды из фонда государственных сберегательных касс с процентной ставкой ниже 4%; местные продовольственные капиталы; облигационные займы; страховые капиталы земств.
Политика в отношении малого и среднего бизнеса после революции 1917 г. характеризуется постепенным вытеснением этой формы предпринимательства. Если в годы НЭПа частный сектор экономики состоял на 80% из денационализированных малых предприятий, то ко второй 1920-х годов доля малого бизнеса сократилась до 15%. Эта целенаправленная и планомерная политика проводилась в рамках коллективизации и индустриализации, были предприняты следующие меры: ужесточение налогообложения (патентный сбор с предприятия за данный определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период; обложение подоходным налогом по совокупному доходу; обложение временным государственным налогом на сверхприбыль); ограничение видов деятельности малых предпринимателей; уничтожение инфраструктуры малого бизнеса. Политика государства в отношении малого производства была закреплена конституционально: в Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Данное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-70 гг. И только в 1976 году было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства.