Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Часть населения мира в силу различных причин находится в движении, меняя место жительства и работы. Перемещение людей с географического места происхождения (зона выхода) к месту назначения (зона входа) называется миграцией. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Миграцию подразделяют на внешнюю – международную и внутреннюю – перемещение внутри страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Сущность международной миграции……………………………. 5
1.1.Определение, классификация, причины миграции…………......5
1.2.Основные направления международной миграции…………….7
1.3.Количественные показатели миграции ………………………….9
1.4.Последствия трудовой миграции для стран-
доноров и принимающих стран………………………………………11
Анализ современных миграционных процессов ……………………14
Масштабы миграции в современном мире. …………………….14
Миграционные процессы в России. ……………………………...17
Государственное регулирование трудовой миграции. ……………..21
3.1. Иммиграционные процессы. ……………………………………..21
3.2. Эмиграционные процессы. ………………………………………23
Регулирование внешней миграции в России ……………………24
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы …………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

МО Международная миграция рабочей силыа.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Средний возраст мигрантов  — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой  возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.

Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная  часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2007 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.

3. Государственное  регулирование трудовой миграции

        Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны эмиграции и иммиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно  развитых странах созданы государственные  органы, которым поручено решение  вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие  статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Миграционная политика подразделяется на имиграционную и  эмиграционную.

3.1. Иммиграционная  политика

       В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

  1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут  о так называемой ротационной иммиграции. По окончании срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

  1. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
  2. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его  смысл заключается в том, что  государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

- работники, готовые  за минимальную плату выполнять  тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых  и перспективных отраслей –  программисты, узкоспециализированные  инженеры, банковские служащие;

- представители редких  профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым  именем – музыканты, артисты,  ученые, спортсмены, врачи, писатели;

- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность  в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты  иммиграционной политики включают в  себя:

  1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов со стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.
  2. Введение возрастного ценза для въезжающих;
  3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;
  4. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа.
  5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
  6. Ограничение времени работы в стране;
  7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
  8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;
  9. Система санкций в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран  иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

3.2. Эмиграционная  политика

Двойственное воздействие  на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие  направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой  миграции;

- ограничение трудовой  миграции;

- создание условий для реэмиграции;

- создание условий  для адаптации реэмигрантов на  родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;
  3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
  4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;
  5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
  7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

 

3.3. Регулирование  миграции в России

         Границы СССР для миграционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий в силу с 1993 г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь некоторые категории лиц.

В дальнейшем в целях  регулирования миграционных потоков  в Россию и регламентирования  использования в стране иностранной  рабочей силы были приняты указы  Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы имели целью установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России.

Регулирование миграционных потоков  в России осуществляет Федеральная  миграционная служба, созданная в  соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы".

15 января 2007 года значительно  изменилось миграционное законодательство: вступили в силу Федеральный  закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном  учете иностранных граждан и  лиц без гражданства в РФ" и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".  В соответствие с законами, упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, установился уведомительный порядок миграционного учета, произошел ввод преимущества для граждан тех стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. В первую очередь, это касается государств СНГ. Одновременно изменился механизм миграционных квот, которые учитывают не только количественные, но и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние здоровье, а также региональные особенности российского рынка труда.

 

Заключение :

          Процесс в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что

  • существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;
  • основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;
  • точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия и страны Зарубежной Европы;
  • существует система количественных показателей миграции, которая включает в себя три статьи: трудовой доход мигранта, перемещение мигрантов и их переводы на родину;
  • иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает, в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем, что основным направлением иммиграции являются развитые страны, а источником эмиграции – развивающиеся.

Анализ современных  миграционных процессов выявил, что

  • в настоящее время в мире около 214 млн. человек являются мигрантами;
  • миграция рабочей силы как форма международного сотрудничества в России появилась сравнительно недавно, однако за последние годы наблюдается динамичный рост численности мигрантов. Легально в стране сегодня работают около 2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть составляет 5-7 млн. человек.

Изучение методов  целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать  выводы о том, что

  • государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;

Итогом  является определение  международной миграции рабочей  силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений.

 

 

Список литературы :

 

  1. Закон РФ «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ
  2. Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145
  3. Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. №2146
  4. Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ
  5. Поправки к закону РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ
  6. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.
  7. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. №2
  8. Регент Т.М.  Мировая экономика: Учебник для вузов – М., 2007.
  9. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. 2007. №6
  10. Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2  
  11. Журнал «Мировое и национальное хозяйство» №2 (9) 2009г., издание МГИМО (У) МИД России
  12. http://www.demoscope.ru  - электронная версия бюллетеня «Население и Общество»
  13. http://www.fms.gov.ru – официальный сайт Федеральной Миграционной службы России.
  14. http://www.bit.prime-tass.ru – сайт агентства экономической

Информация о работе Международная миграция рабочей силы