Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений
1.1 Место миграции в международных проблемах мировой экономики
1.2 Проблемы миграции
1.3 Правовой вопрос миграции
2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов
2.2 Национальная миграционная политика
2.3 Социально-экономические последствия миграции
3. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
3.1 Направления миграционных потоков
3.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью (например с республики Чечня и т.д.).

1.3 Правовой вопрос  миграции

Институт гражданства регламентирует правовую возможность прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей. При этом само по себе заявление об отказе от гражданства часто не признается достаточным.

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.

Первый - Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 ноября 2000г.), второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000г.). Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Законом РФ о беженцах, но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Можно заключить, что миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

 

2. Анализ особенностей  международной миграции трудовых  ресурсов 

 

2.1 Процесс миграции трудовых  ресурсов

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую, с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Процесс международной миграции, помимо экономических мотивов обусловливает также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно  принимают иммигрантов, 80–90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции.

2. Работники-мигранты по  контракту. Многие страны зависят  от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании  заключаются между странами с  избыточной рабочей силой в  некоторых районах Азии и, например, рядом - стран Ближнего Востока, Европы.

3. Нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны  имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через  границу, другие остаются в чужой  стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие  места, находящиеся на низшей  ступени трудовой иерархии.

4. Лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории  мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют  по политическим мотивам, а также  в силу тяжелого экономического  положения в своих странах.

5. Беженцы. Большинство сегодняшних  беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных  лагерях, находящихся под опекой  ООН или частных агентств. По  оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются  в развитых странах Запада.

Международная миграция рабочей силы – это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х годах число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е г), что на 1/3 больше, чем в 60-х г. В 80-х годах масштабы иммиграции ещё более возросли – на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В 90-х годах эти масштабы иммиграции сохранились.

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600 тыс. чел. (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,3 млн. чел.). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Можно заключить, что для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США. 

 

2.2 Национальная миграционная  политика

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике, и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих из США в поисках работы, – 140 тыс. чел. в год.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом.

Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

Выезд из России граждан на постоянное место жительства в 90-е годы не стал массовым, хотя и был достаточно заметным (среднегодовая численность эмигрантов составляла не более 100–150 тыс. чел.). Эта цифра не включает выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживает более 300 тыс. выходцев из стран СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе.

Десятки тысяч наших сограждан работают таким образом в Венгрии, тысячи - в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживает несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией – по 500 человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры.

Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также принимая во внимание внутриэкономические и социально-экономические процессы, происходящие в России и других странах СНГ, можно утверждать, что эмиграционный потенциал этих стран еще не исчерпан. В частности продолжается традиционная этническая эмиграция: в СНГ проживает около 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков, часть из которых имеют стремление к воссоединению с «исторической родиной» или национальными общинами в развитых странах Запада. Вместе с тем, в последние годы этническая эмиграция из России и других стран СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х годах возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.

Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 2004 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине – 11,4 млн. чел., или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн. русских, около 3 млн. – в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения.

Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

2.3 Социально-экономические  последствия миграции

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы