Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 23:21, курсовая работа
Моя курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.
Список сокращений………………………………………………………………3
Введение...................................................................................................................4
1. Теории международной миграции………………………………………….7
1.1 Виды трудовой миграции................................................................................7
1.2 Экономические эффекты миграции..............................................................9
1.3. Последствия миграции для национальных рынков труда………..……10
1.3.1. Что происходит в Европе……………………………………………...….11
1.3.2. Что происходит в России………………………………..………………..12
2. Масштабы и направления миграции рабочей силы...................................18
2.1. Количественные показатели......................................................................18
2.2. Масштабы миграции.................................................................................20
2.3. Направления миграции................................................................................23
3. Государственное регулирование миграции………………………............24
3.1. Механизмы контроля миграции…………………………........................24
3.2. Регулирование иммиграции.......................................................................25
3.3. Стимулирование реэмиграции...................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................36
Приложения…………………………………………………………………..….38
Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.
Экономическое
регулирование. Оно вводит
Временные
ограничения. Законодательства
Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
Запреты. Явные
и скрытые запреты нанимать
иностранную рабочую силу
Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Законодательно
3.3. Стимулирование реэмиграции
В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:
Программы
стимулирования реэмиграции.
Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу. Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.
Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.
Заключение
Проведенное мною исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Проблемы миграции затрагивают
почти все страны мира. Для
России вопрос миграции - один
из самых важных, но, к сожалению,
ресурсов для решения этого
вопроса катастрофически не
2. Основная проблема, которая
стоит перед государствами
3. Видно также, что миграция
оказывает существенное
4. Межгосударственные отношения
характеризуются тенденцией к
сближению национальных рынков
рабочей силы, все большей прозрачностью
границ, усилиями по взаимодействию
в области иммиграционного
5. Таким образом, трудовая
миграция как сложное
A. формированию и развитию
общего рынка труда стран СНГ,
замещению вакансий, которые не
привлекательны для местного
населения, смягчению
B. развитию предпринимательства и малого бизнеса;
C. наполнению потребительского
рынка товаров и услуг,
D. созданию среднего класса
как социальной основы
E. развитию человеческого
потенциала путем приобретения
опыта работы в иностранных
фирмах, освоения новых технологий
и овладения новой
F. поддержанию экономических
и трудовых связей между
6. В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.
A. Одно из главных из
них - слабая социальная защита
трудящихся-мигрантов либо
B. К недостаткам следует
отнести и краткосрочный
C. Нелегальная миграция
является питательной средой
для роста преступности, развития
торговли наркотиками, оружием,
Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы: закономерности и проблемы