Международная миграция рабочей силы: закономерности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Моя курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.

Содержание

Список сокращений………………………………………………………………3
Введение...................................................................................................................4
1. Теории международной миграции………………………………………….7
1.1 Виды трудовой миграции................................................................................7
1.2 Экономические эффекты миграции..............................................................9
1.3. Последствия миграции для национальных рынков труда………..……10
1.3.1. Что происходит в Европе……………………………………………...….11
1.3.2. Что происходит в России………………………………..………………..12
2. Масштабы и направления миграции рабочей силы...................................18
2.1. Количественные показатели......................................................................18
2.2. Масштабы миграции.................................................................................20
2.3. Направления миграции................................................................................23
3. Государственное регулирование миграции………………………............24
3.1. Механизмы контроля миграции…………………………........................24
3.2. Регулирование иммиграции.......................................................................25
3.3. Стимулирование реэмиграции...................................................................30
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................36
Приложения…………………………………………………………………..….38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.30 Кб (Скачать файл)

     Ограничения  личного характера. Разумеется, законодательство  принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД.  Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

     Количественное  квотирование. Большинство стран,  принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

     Экономическое  регулирование. Оно вводит определенные  финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

     Временные  ограничения. Законодательства большинства  стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней,  требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

     Географические  приоритеты. Практически каждая  страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот  на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

     Запреты. Явные  и скрытые запреты нанимать  иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено.

Явные запреты прямо перечисляют  отрасли или специальности, в  которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности,  смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей,  которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется,  запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются  санкции на нарушение порядка  иммиграции. Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, кто помогает  им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых больших фирм и предприятий.

3.3. Стимулирование  реэмиграции

В условиях давления со стороны  профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

     Программы  стимулирования реэмиграции. Они  включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время  после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим  иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.

Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.    Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального  образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу.   Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину  и части государственных средств  в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать  местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того,  как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное мною исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Проблемы миграции затрагивают  почти все страны мира. Для  России вопрос миграции - один  из самых важных, но, к сожалению,  ресурсов для решения этого  вопроса катастрофически не хватает.  Из России уезжают не только  неквалифицированные рабочие, но  и специалисты из самых разных  областей науки покидают свою  родину с целью увеличения  заработка и проведения исследований  в определенной области науки.  В эпоху стремительного научно-технического  развития наша страна лишается  человеческого потенциала, обеспечивающего  экономическую и научную конкурентоспособность.  Именно поэтому Правительство  РФ должно побеспокоиться о  создании необходимых условий  работы и проживания, как квалифицированных  специалистов, так и неквалифицированных,  чтобы к середине XXI века Россия  не деградировала и стояла  на самой низшей ступени развития  в области науки, образования,  экономики и других областях.

2. Основная проблема, которая  стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие  в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира  в международном трудовом обмене  различна и зависит от основных  экономических параметров их  развития в современных условиях. Участие России в этом мировом  процессе неизбежно. Введение  типов миграционной политики  показало, что страны мира ведут  политику, обусловленную их положением  в мировых миграционных потоках.  В то же время, если в экономически  активное население стран-экспортеров  включить их население, находящееся  за рубежом, то уровень экономически  активного населения у стран-экспортеров  повышается, подтягиваясь к уровню  стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается.

3. Видно также, что миграция  оказывает существенное влияние  на социально-экономическое и  демографическое развитие практически  всех стран, участвующих в этом  процессе. Это одно из самых  сложных демографических явлений,  так как на миграционное поведение  населения воздействует целый  комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

4. Межгосударственные отношения  характеризуются тенденцией к  сближению национальных рынков  рабочей силы, все большей прозрачностью  границ, усилиями по взаимодействию  в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для  стран с высоким уровнем экономического  развития, прежде всего, Северной  Америки и Западной Европы. Определенное  стремление к обобщению рынков  рабочей силы складывается и  у стран СНГ, причем по инициативе  Российской Федерации.

5. Таким образом, трудовая  миграция как сложное социально-экономическое  явление имеет свои плюсы и  минусы. Безусловно, что трудовая  миграция, прежде всего, приносит  очевидные социально-экономические  выгоды и способствует:

A. формированию и развитию  общего рынка труда стран СНГ,  замещению вакансий, которые не  привлекательны для местного  населения, смягчению безработицы  через создание новых рабочих  мест в сфере обслуживания  и смежных отраслях, выживанию  части населения в сложных  условиях переходного периода;

B. развитию предпринимательства  и малого бизнеса;

C. наполнению потребительского  рынка товаров и услуг, увеличению  налогооблагаемой базы страны, амортизации  инфляционных процессов;

D. созданию среднего класса  как социальной основы рыночной  экономики;

E. развитию человеческого  потенциала путем приобретения  опыта работы в иностранных  фирмах, освоения новых технологий  и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения  квалификации;

F. поддержанию экономических  и трудовых связей между странами  и народами, что является немаловажным  фактором развития интеграционных  процессов в Содружестве.

6. В то же время трудовая  миграция, особенно в нелегальной  форме, имеет и отрицательные  последствия.

A. Одно из главных из  них - слабая социальная защита  трудящихся-мигрантов либо вообще  ее отсутствие.

B. К недостаткам следует  отнести и краткосрочный характер  большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных  для трудящихся-мигрантов рабочих  мест.

C. Нелегальная миграция  является питательной средой  для роста преступности, развития  торговли наркотиками, оружием,  теневой экономики.

Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как  странам эмиграции, так и принимающим  странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения  граждан на международный рынок  труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы: закономерности и проблемы