Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:47, курсовая работа
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В
общем виде международная торговля является средством, с помощью которого
страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих
ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные
государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет
специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей
относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не
в состоянии сами эффективно производить.
ВВЕДЕНИЕ.. - 2 -
Глава 1. Международная торговля. - 3 -
1.1 История международной торговли. - 3 -
1.2 Теории международной торговли. - 5 -
1.2.1 Классическая теория международной торговли. - 6 -
1.2.2 Теория Хекшера - Олина. - 6 -
1.2.3 Парадокс Леонтьева. - 7 -
1.2.4 Неотехнологические теории. - 9 -
1.2.5 Теория "технологического разрыва" - 9 -
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" - 10 -
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ. - 11 -
1.3 Элементы международной торговли. - 12 -
1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома. - 12 -
1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. - 13 -
Глава 2. Проблемы международной торговли. Перспективы развития. - 13 -
2.1 Последствия колебаний валютных курсов: валютная
экспозиция и валютный риск. - 14 -
2.2 Кредитный риск и время выполнения контракта. - 15 -
2.3 Правительственные постановления. - 16 -
2.4 Основы юридического обеспечения мировой торговли. - 16 -
2.5 Перспективы развития. - 17 -
Глава 3. Торговая политика. - 18 -
3.1 Инструменты торговой политики. - 19 -
3.1.1 Тарифные методы регулирования международной торговли. - 20 -
3.1.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли. - 21 -
3.1.3 Скрытые методы торговой политики. - 24 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. - 26 -
Список литературы.. - 28 -
номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота
или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с
той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения
квот сезонного характера.
Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта
товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток
времени.
1. По направленности их действия квоты разделяются на:
Ÿ экспортные — вводятся либо в соответствии с международными
стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем
экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо
правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на
внутреннем рынке;
Ÿ импортные — вводятся национальным правительством для защиты
местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса,
регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на
дискриминационную торговую политику других государств.
2. По охвату квоты делятся на:
Ÿ глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт
определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того,
из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл
таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего
потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и
потребления товара;
Ÿ индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота
каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты
устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают
основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми
имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще
всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся
на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в
государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит
реализация
Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.
Лицензирование - регулирование
разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара
в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть
самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае
лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти
товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:
· разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз
или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной
внешнеторговой сделки;
· генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного
товара в течение года без ограничений количества сделок;
· глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в
любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения
количества или стоимости;
· автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после
получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена
государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего
развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые
страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право
импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Количественное ограничение
за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных
квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в
рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное»
ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим
давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением
односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно»
ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение
основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или,
по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального
межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на
экспорт товара.
3.1.3 Скрытые методы торговой политики
Наряду с количественными
торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой
разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли
органами центральной
Виды скрытого протекционизма.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого
протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке
ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
· технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие
в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и
правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.
Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о
соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества
импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о
соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение
мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных
формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.
Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских
видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в
небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие
партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском
языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями.
Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма.
Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить
внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.
· внутренние налоги и сбор - скрытые методы торговой политики,
направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем
самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как
центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги,
накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут
быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на
продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и
выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы
играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются
только на импортные товары, при том что товары местных производителей
налогообложению не подлежат. Если же
правила внутреннего
одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая
политика может
для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги
превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка
может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
· политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой
политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать
определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти
товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой
политики являются требования национальной безопасности.
· требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой
политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного
продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если
такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно
требование о содержании местных компонентов используется развивающимися
странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и
наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы
в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран
используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать
перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой
и сохранить тем самым уровень занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции
теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях
различия в международной
совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо
с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное
стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с
другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на
промышленно развитые и отсталые.
Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе
обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и
стандартизации товаров
капиталов.
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на
процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион
займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими
ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при
пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок
товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во
внешнеэкономической сфере весьма скромна.
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается
разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с
бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг.
были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение
внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается
важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую
роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
В работе была сделана попытка рассмотреть особенности нынешней международной
торговой политики, внешнеэкономические проблемы и возможные пути их
разрешения с максимальной выгодой для нашего государства.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное
пособие. М.: Маркетинг, 1998.
2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: 1998
3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: 1999
4. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 1999. №32.
5. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1998 г. Москва
6. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения.
М.:«Финансы и статистика», 1998
7. Гончарова О. "Торговые барьеры на пути к свободной международной
торговле" Российский Экономический Журнал №8 1998 г.
8. Киреев А.П. Международная экономика. М.: 2000
9. Кочетов Э. "Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России"
Мировая экономика и международные отношения №11, 2000
10. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: 1999
11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 2. М., 2001.
12. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие
услуги. М., 1998.
13. Международные правила
Г. М.:1999
14. Мэнкью Н.Г. "Макроэкономика". МГУ, 2000.
15. Пиндайк, Рубитфельд "Микроэкономика" М.: Делд, 2000.
16. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч В 3
т. Т. 1. М., 1999.
17. Российский статистический ежегодник, Госкомстат РФ, М.: 2000
18. Рыбалкин В.Е. Международные
экономические отношения,
19. Смирнов П.С. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. М.: 2000
Информация о работе Международная торговля и международная политика