Подобную интеграцию
можно также рассматривать как
совместный проект, направленный
на защиту от конкуренции со
стороны стран дальнего зарубежья.
Реализация таких проектов является
примером институциональных изменений.
Фундаментальные реформы рынка
и изменение «правил игры»
являются очень сложно планируемыми
и реализуемыми. В то же время,
управляемая либерализация торговли
в рамках четко ограниченного и изученного
пространства позволит подготовить почву
и развернуть институциональную базу
стран — участников в сторону дальнейшей
оптимизации и улучшения, придаст новый
импульс экономическим процессам и стимул
к развитию производства. Учитывая необходимость
снятия тарифных ограничений, это так
же даст стимул развитию нетарифных методов
защиты рынка и поиску нового баланса
между протекционизмом и углублением
интеграции.
3.3Взаимодействие России
и Азербайджана
Помимо Таможенного
Союза, следует искать и другие
перспективные интеграционные проекты,
обладающие интересным потенциалом,
но несущие минимум рисков
для внутреннего рынка. Прежде
всего, необходимо обратить внимание
на пространство СНГ, которое
обладает определенными исторически
сформированными социально-экономическими
связями. В качестве важного
партнера здесь нужно выделить
Азербайджан, демонстрирующий в
последние годы мощный экономический
рост и обладающий хорошим
потенциалом для развития. Экономика
страны выстроена на основе
углеводородов, с мощным доминированием
добычи нефти и газа над
другими отраслями. Тем не менее,
страна нацелена на диверсификацию
своей экономики. Наличие большого
количества иностранных инвесторов
создало хорошую базу и опыт
для международных проектов. В
то же время западные компании
не спешат вкладывать деньги
куда-либо помимо нефтегазовой
отрасли. Их интерес к Азербайджану
ограничивается энергоносителями
и их транспортировкой в Европу.
Азербайджан до сих
пор сохраняет мощный производственный
потенциал в сфере энергетики.
Наличие инфраструктуры и опыта
в тяжелом машиностроении, а также
желание руководителей придать
новый импульс индустриальному
развитию страны, делают Азербайджан
интересным партнером для российских
машиностроителей, имеющих давние
связи с регионом. Речь здесь
может идти о производственной
кооперации и специализации для
создания технологических комплексов
полного цикла. В данном случае важным
представляется и политический момент
— подобная интеграция привела бы к более
равноправным отношениям, а в результате
более эффективным и выгодным для обеих
стран.
В качестве конкретного
примера промышленно–инвестиционного
сотрудничества между Азербайджаном
и Россией можно привести совместное
участие стран в реализации
транспортного проекта Север
— Юг. Это проект строительства железнодорожной
линии совместно также с Ираном по пути
Казвин — Решт — Астара (Иран) — Астара
(Азербайджан), небольшой связки, но обеспечивающей
прямое соединение стран от Индии до России
через западный берег Каспия. Помимо этого,
обсуждается попутная электрификация
железнодорожной линии Тегеран — Бафк.
Одним из условий подобных проектов может
быть использование внутренних ресурсов
стран участниц — от инжиниринга до поставки
строительных материалов. Такой шаг, часто
используемый, кстати, в мире (хотя иногда
и негласно), может являться серьезным
подспорьем для национальных экономик
и логичной формой защиты своего рынка.
Учитывая некоторые институциональные
особенности наших стран, а также прямое
участие государства в этих проектах,
реализация подобного посыла может быть
даже не явной и не вызовет недовольства
(во всяком случае официального) иностранных
заинтересованных лиц. Основываясь на
подобных инфраструктурных проектах можно
перейти к совместной промышленной кооперации
и разработки единой промышленной стратегии
с учетом возможностей и связей производительных
сил стран СНГ.
Помимо этого, важным
фактором развития сотрудничества
России и Азербайджана представляется
гармонизация таможенного законодательства,
технических норм, установка ясных
правил взаимодействия и усиление
сотрудничества в области сельского
хозяйства. Россия заинтересована
в поставках азербайджанской
сельхозпродукции, производители которой
имеют не просто серьезные преимущества
перед российскими фермерами, но зачастую
обеспечивают страну продукцией, которая
в принципе не производится в России. В
то же время для Азербайджана сельское
хозяйство является стратегической отраслью
с точки зрения большого объема вовлеченности
трудовых ресурсов и социальной значимости
отрасли. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией,
порой подталкиваемой демпингом, со стороны
Турции и Ирана, Азербайджан вынужден
искать новые рынки. В то же время Европа
не стремится к равноправным отношениям,
нацелена на защиту своего рынка, завоевание
новых и не даст Азербайджану возможностей
активно входить на рынки стран ЕС. Понимая
это, а также учитывая неготовность конкурировать
с компаниями ЕС, прежде всего, в маркетинге
и эффективности бизнес моделей на микроуровне,
Баку не спешит вступать в ВТО и открывать
себя для новых конкурентов. Сотрудничество
в сфере сельского хозяйства является
важной основой стратегических взаимоотношений
двух стран и может быть интенсифицировано.
Помимо этого, Азербайджан,
обладая финансовой устойчивостью
и инвестиционными ресурсами,
активно ищет способы диверсификации
экономики и заинтересован в
работе за рубежом. Определенный
интерес для него могут вызывать
проекты на юге России в
сфере туризма и строительства
(достаточно сильных отраслях
Азербайджана). Работа в этом направлении
должна основываться на расширении
информационного обмена и знакомстве
бизнеса двух стран, стимулировании
увеличения контактов компаний.
Подобная управляемая
интеграция и кооперация могли
бы дать хороший стимул к
дальнейшему развитию национальных
экономик стран СНГ. Развитие
различных вариантов взаимных
инвестиций, расширение промышленного
и технологического сотрудничества
компаний, координация внешнеэкономической
политики и протекционистских
мер имели бы существенный
эффект для роста экономик
всех участников. Несмотря на
необходимость защиты своего рынка сегодня,
взвешенная интеграция может служить
мощным инструментом экономического развития.
Заключение
В завершение хотелось
бы еще раз отметить наличие
особенностей и противоречивость
влияния процессов масштабной
либерализации в целом на национальную
экономику и на благосостояние
граждан. В условиях, когда интересы
широких слоев населения могут
пострадать, вопросы интеграции
в мировую экономику переходят
из экономической плоскости в
социально-политическую. Подтверждение
данного тезиса мы находим в действиях
многих государств сегодня, которые в
условиях кризиса и турбулентности на
мировых рынках ищут варианты защиты национальных
производителей и увеличивают масштабы
протекционизма. Это ведет к появлению
новых инструментов и способов внутренней
поддержки, формированию новых институциональных
условий функционирования национальных
экономических систем. Поэтому, постепенная
интеграция в мировую экономику и осторожное
вступление постсоветских стран в ВТО
является обоснованной и правильной стратегией.
Несмотря на сложность реализации, необходимость
учета огромного количества параметров
и возможных последствий, государство
должно проводить последовательную политику
либерализации в долгосрочном плане. Однако,
с учетом нынешнего состояния мировой
экономики, наличия широкого спектра политических
и финансовых рынков, важно выбрать правильный
момент и, возможно, взять паузу. Не забывая
о разумном использовании и постоянном
повышении эффективности защитных мер
в экономике, большее внимание уделять
менее масштабным, но предсказуемым конкретным
и управляемым проектам в области международного
сотрудничества и интеграции страны в
систему глобальных экономических связей.
Важно обратить внимание на наших ближайших
соседей и сконцентрировать усилия на
точечных проектах, которые позволят наладить
новые мосты между постсоветскими странами.
Координация промышленной политики и
развитие единого рынка могут быть теми
направлениями, которые принесут максимум
выгод всем партнерам при минимальных
рисках. Таким образом, поэтапное углубление
интеграционных процессов и либерализация
торговли должны совмещаться с адаптацией
мер поддержки внутреннего рынка и формированием
новых инструментов государственной поддержки
и стимулирования конкурентоспособности
национальной экономики.
Список литературы
- Бауман З. Интеграция. Последствия для человека и общества – М., Весь мир.2007. с.214
- Бек У. Что такое интеграция? – М.: Прогресс – традиция. 2006 с.286
- Тимофеев Т.В. Дилеммы интеграции. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. - М.: 2007.с.316
- Кессиди Ф. Х. Глобализация и культурная идентичность. // Вопросы философии. – 2007. - №1. - С. 76-79.
- Колесов В.П., Осьмова М.Н., Мировая экономика. Экономика зарубежных стран.- М.: Флинта, 2008.с.388
- Московский юридический форум «Интеграция, государство, право, 21 век»: По материалам выступлений. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005.с.64
- Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М.: Издательский дом «Новый век», 2007.с.256
- Производство продуктов животноводства и поголовье скота и птицы. Сводные показатели сельского хозяйства 2011 / Росстат. - М., 2011.
- Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010)
- Шахрай С.М. Интеграция в современном мире: политико-правовые аспекты. – Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности/Под общей редакцией В.П. Сальникова. – СПб.:Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2006.с454
- . Шелевкнова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право – М.: Изд-во «НИМП», 2005.с327
- Шупер В.А. Единство цивилизаций или единственный путь развития//Вопросы философии. – 2008. - № 5. – С. 26-33.
- Charnovitz S. 2009 Resist us Protectionism: The top trade priority
for the G20 Rebuilding Global Trade: proposals for a fairer, more sustainable
future. Collected articles jointly published by International Centre
for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and The Global Economic
Governance Programme (GEG)
- Dadush U. 2009 Resurgent Protectionism: Risk and Possible
Remedies. Rebuilding Global Trade: proposals for a fairer, more sustainable
future. Collected articles jointly published by International Centre
for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and The Global Economic
Governance Programme (GEG)
- . Krugman, P. and Obstfeld M., 2006 International Economics, seventh edition,
Addison-Wesley, Boston
- Lynn J. 2009 Doha deal could boost world GDP $300-700
billion: study. Reuters
- OECD 2008: Multifunctionality in Agriculture: Evaluating the degree of jointness, policy implications.
- Rodriguez F., Rodric D. 2001 Trade Policy and Economic Growth: A skeptic’s Guide to the Cross-National Evidence. University of Maryland and Harvard University
- www.asean-russia.ru
- www.consultant.ru
- www.NAFTA Secretariat website
- www.globalstatistic.com
- www.uralvtk.ru
- www.wto.com