Международная экономическая интеграция: сущность, формы и особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая интеграция – процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Содержание

1. Раскрыть тему «Международная экономическая интеграция: сущность, формы и особенности на современном этапе» 3
2. В чем сущность теории «сравнительных преимуществ» Д. Рикардо? 11
3. Задача 14
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 9 испр.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

     1. Раскрыть тему «Международная экономическая интеграция: сущность, формы и особенности на современном этапе»

 

     Экономическая интеграция – процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

     В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и  институциональных систем, и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному продвижению по пути экономической интеграции.

     Реальное  интегрирование возможно лишь при наличии трёх основных условий:

     Во-первых, нужен достаточно высокий уровень  развития промышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все  более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу.

     Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

     В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь при наличии в государствах-партнерах  высокоразвитой и прочно укоренившейся  политической демократии, способной  учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий такой политики.

     Выделяют  следующие формы экономической  интеграции:

  • Преференциальная зона.

     Объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

  • Зона свободной торговли.

     В странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

  • Таможенный союз.

     Соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

     Таможенный  союз предусматривает также образование  «единой таможенной территории».

     Обычно  страны-участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

     Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

  • Общий рынок, форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства: капитала, трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка.

     Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано  шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского Союза (ЕС).

  • Экономический союз, один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

     - отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (таможенный союз);

     - наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы (общий рынок);

     - наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

  • Экономический и валютный союз.

     Один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

     - отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (таможенный союз);

     - наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы (общий рынок);

     - наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики (экономический союз).

     - наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики.

     Основными признаками интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

     Уровни  интеграции:

  • макроэкономический (интеграция на государственном уровне);
  • микроэкономический (межфирменные объединения ТНК).

     Преимущества:

  • увеличение размеров рынка – проявление эффекта масштаба производства;
  • возрастает конкуренция между странами;
  • происходит обеспечение лучших условий торговли;
  • расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
  • распространение новейших технологий.

     Отрицательные последствия:

  • для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
  • олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;
  • эффект потерь от увеличения масштабов производства.

     Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции:

     1. Образование зоны свободной торговли  с отменой таможенных тарифов  и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами. Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 года.

     2. Образование таможенного союза  с установлением единых тарифов  в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

     На  этом уровне интеграции государства  не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему  внешних торговых барьеров и общих  таможенных пошлин по отношению к  третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

     Примером  такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз.

     3. Возникновение экономического союза,  представляющего собой начальную  фазу реальной экономической  интеграции. На этой ступени государства  договариваются о свободном перемещении  через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.

     4. Полная интеграция с единой  экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

     Последние два этапа могут включать в  себя определенные подэтапы, связанные  со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.

     Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы.

Информация о работе Международная экономическая интеграция: сущность, формы и особенности на современном этапе